Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам

Размышляя над своей родословной

0
440
Время на чтение 9 минут

История нации складывается из историй отдельных людей, семей. С другой стороны, исторические события в стране накладывают печать на судьбы отдельных представителей нации. Порой история одной семьи может рассказать о событиях в государстве не хуже, чем специальное исследование.

Сколько себя помню, всегда интересовался историей своей семьи, родословной. Рассказы стариков, какие-то факты из жизни предков, старинные фотографии - всё это заставляло задуматься, будило фантазию, вдохновляло.

Всегда было интересно общаться со старшим поколением. Мне посчастливилось застать в живых старичков, родившихся ещё при Александре Третьем, доживавших свой век на рубеже 1970-х - 1980-х годов. Помню, как в середине 1980-х годов одна восьмидесятилетняя родственница рассказывала мне, что в нашей деревне с интересным названием Косые Харчевни на реке Хвоёнке в Первую Мировую войну размещались бараки с пленными австрийцами - во время успешной военной кампании в Галиции в августе 1914 года многие из них были взяты в плен. Так что история России 20-го века для меня - это во многом реальность, воспринятая из уст свидетелей.

Все мои предки происходят из крестьян Устюжанского уезда Новгородской губернии. Теперь это Бокситогорский район Ленинградской области. Причем, очевидно, были «автохтонными», то есть, жили на этой территории не одно столетие, поскольку даже сегодня, набирая фамилии своих предков в социальных сетях, нахожу представителей этих фамилий, проживающих именно в Новгородской, Ленинградской, Вологодской областях. Это говорит о глубокой укоренённости моих предков в древней Новгородской земле.

Интересно, что старики, родившиеся и сформировавшие своё мировоззрение в начале 20 века, с большой симпатией отзывались о дореволюционном времени, о Российской Империи, и наоборот, почти все поголовно критически относились к послереволюционному периоду. Мне это было особенно интересно, поскольку в школе говорили совершенно противоположное, и мои симпатии, конечно же, были на стороне простого народа, а не школьных учебников.

До революции в Устюжанском уезде был очень высокий уровень грамотности. В тех деревнях, где жили мои предки, было несколько школ, в основном церковно-приходских, где в общей сложности обучалось несколько сотен учеников. Революционные безобразия принесли много проблем, в том числе и безграмотность, которую большевики ликвидировали уже позже. Характерен пример: старшая сестра моей бабушки, родившаяся в 1909 году, ходила в церковно-приходскую школу, была всю жизнь грамотной, а следующая сестра, родившаяся в 1912 и моя другая бабушка, родившаяся в 1914 году, были неграмотными, поскольку их детство пришлось как раз на революционные потрясения.

Народная память в устной традиции хранит информацию о предках примерно за сто последних лет и даже больше. Поэтому мне, только лишь общаясь со стариками, удалось разузнать многое о предках, которые жили в середине, и даже первой половине 19-го века. Более отдалённые сведения нужно искать в архивах. От бабушек и дедушек мне достался большой архив семейных фотографий. Кроме того, я не поленился обойти всех известных мне родственников, вооружившись современной цифровой техникой, и переснял очень много старинных и более поздних фотографий. В результате мой фотоархив уже превысил четыре тысячи фотографий, на которых представлены изображения более чем пятисот родственников. Самые старые фотографии датируются второй половиной 19-го века, что для крестьянской среды большая редкость. Приятно видеть в числе моих предков солдат Императорской армии в красивой форме с гордым двуглавым орлом на ременной пряжке и головном уборе!

Несколько слов о могилах предков. Здесь также большую роль сыграло общение со старшим поколением, в частности, с бабушкой, родившейся в 1921 году и её старшими сёстрами 1909-1912 годов рождения. Они с любовью ухаживали за могилами своих родителей, бабушек и дедушек. Такую же любовь и уважение к могилам предков они передали и младшим - своим детям, внукам. В результате сегодня мы с родителями посещаем на трёх сельских кладбищах порядка 150 могил наших предков, родственников и близких людей. Самые старые - это могила моей прапрабабушки, Фёкличевой Марфы Витальевны, которая родилась в первой половине 19-го века, а скончалась в начале 20-го, а также моих прабабушек и прадедушек, умерших в 1930-е - 1970-е годы.

Собрав информацию о своих родственниках, как живших прежде, так и живущих сегодня, я составил сводную таблицу, которая, как мне думается, закономерно отражает состояние демографии в нашей стране в различные исторические периоды.

Поколение

Примерные годы рождения поколения

Общее число родственников

Число проанализированных семей

Среднее число детей в семье

Максимальное число детей в семье

Лица, достигшие детородного возраста и не имеющие детей

число

% от всех

1

1810-1830

3

3

2,3

3

-

-

2

1840-1860

16

9

5,3

11

-

-

3

1870-1900

71

27

5,6

14

2

6,9

4

1910-1930

239

83

2,5

7

14

5,9

5

1940-1950

320

101

1,8

6

17

5,3

6

1960-1980

257

67

1,4

4

42

16,3

7

1980-2000

93

5

1,2

2

2

2,2

8

2000-2010

4

-

-

-

-

-

Итого

1810-2010

1003

295

2,4

14

77

7,7

Анализ таблицы показывает, что самое дальнее поколение, отстоящее от нас - это мои предки, родившиеся примерно в 1810-1830-е годы. Это первое поколение представлено всего тремя родственниками, каждый из которых является родоначальником своей линии. Вследствие малочисленности представителей, данные об этом поколении не объективны. Но уже со следующего поколения число родственников возрастает значительно, поэтому далее, до конца 20-го века данные вполне объективны.

Самое отрадное в этих данных, что в 36 семьях, представители которых родились примерно в 1840-1900 годы, а соответственно, репродуктивный период их начался с 1860, а закончился примерно в 1930-е годы, среднее число детей на одну семью составляло 5,3-5,6 человека. Максимальное число детей в этих семьях, живших в золотую эпоху расцвета Российской Империи, составляло 11-14 человек. Из всех обследованных родственников этого периода (а это 87 человек) лишь двое не имели детей, достигнув детородного возраста.

Затем в жизнь вступает поколение, родившееся примерно в 1910-е - 1930-е годы, чей репродуктивный период начался уже после революции. Резко бросается в глаза спад числа детей на семью - более чем в два раза с 5,6 до 2,5. Далее этот показатель стабильно падает, достигая к концу 20-го века 1,2 ребёнка на семью. Также снижается показатель максимального числа детей в семье. Так, у поколения, родившегося в 1980-м году и позже, в пяти семьях не более чем по два ребёнка. Хотя это ещё молодые семьи, могущие рожать детей, но с трудом верится, что эта ситуация улучшится. В то же время, у поколения, родившегося в 1960-е - 1980-е годы, в три раза, по сравнению с предыдущим, возросло число людей, достигших детородного возраста, но не имеющих детей (16,3 %), и в основном это не по болезни, а просто нежелание иметь детей. Эта тенденция, характерная для вымирающего Западного общества, похоже, перекочевала и к нам.

Большой интерес представляет собой рассмотрение некоторых вещей, документов, доставшихся нам от предков. В частности, в нашей семье хранятся три помянника - один от прапрабабушки и два других - от прадедов. Помянник - это маленькая книжечка с металлическими, или твёрдыми, обтянутыми бархатом корочками, куда вписываются имена родных и близких и поминаются на молитве - о здравии, или о упокоении. Мои три помянника по времени относятся примерно к концу 19-го - началу 20-го столетий, то есть им уже более, чем сто лет.

Для анализа я объединил все данные из трёх помянников и рассортировал материал. Понятно, что некоторые имена повторяются, поскольку одних и тех же людей сначала поминают о здравии, а потом, когда они умрут - о упокоении. Видно, что из первого списка - о здравии - некоторые имена вычеркнуты карандашом. Некоторые, даже очень редкие имена, почему-то записаны несколько раз, хотя, очевидно, что это один и тот же человек. Но я взял за правило проанализировать абсолютно все имена из всех помянников. И вот какая получилась картина. Всего я насчитал 142 имени, из которых 32 о здравии и 110 - об упокоении. Из этого видно, что наши предки более усердно молились о своих умерших предках. Очевидно, имена передавались для поминания из поколения в поколение. Поэтому и накопилось так много именно тех, о ком молятся за упокой. Жизнь Вечная, духовный мир для наших предков 100 лет назад был большей реальностью, чем сейчас для многих из нас. Интересно, что 28 человек из умерших (25,5 %) - младенцы (до 7 лет) - возле каждого такого имени стоит приписка "млад.". Это говорит о довольно высокой смертности младенцев, но относились наши предки к ней легко, поскольку умерший крещёный младенец - это ангельская душа, живущая в раю, а здесь, на земле через год уже народится новый младенец. Это сейчас, когда в семье 1, в лучшем случае 2 ребёнка, смерть младенца является трагедией. Сто лет назад всё было естественнее, проще. Что ещё радует в помянниках - великое разнообразие имён. Сегодня мы привыкли к однотипности имён - Саши, Маши, да Наташи - вот и всё разнообразие. Правда, справедливости ради надо отметить, что в последние лет 15 возрождается мода на редкие, старинные имена. А тогда имена давали в основном по календарю, по святцам. В какой день родился - имя того святого и давали. Поэтому было большое разнообразие имён. У 142 человек я насчитал 55 разных имён - 25 мужских и 30 женских. Приведу их здесь по порядку, указав рядом число человек, носивших данное имя.

Мужские: 1. Александр - 2 2. Алексей - 2 3. Андрей - 2 4. Василий - 4 5. Владимир - 3 6. Воин - 2 7. Гавриил - 1 8. Геннадий - 2 9. Григорий - 4 10. Димитрий - 3 11. Илья - 1 12. Иоанн - 6 13. Иона - 5 14. Константин - 3 15. Кузьма - 1 16. Максим - 2 17. Матвей - 1 18. Михаил - 1 19. Николай - 7 20. Павел - 4 21. Пётр - 3 22. Сергий - 2 23. Тимофей - 2 24. Фёдор - 4 25. Филипп - 2

Женские: 1. Авдотья - 2 2. Агафья - 2 3. Аграфена - 1 4. Акулина - 3 5. Александра - 2 6. Анастасия - 4 7. Анна - 7 8. Валентина - 1 9. Варвара - 1 10. Вера - 1 11. Глафира - 2 12. Дарья - 2 13. Евгения - 1 14. Евдокия - 10 15. Евлампия - 1 16. Евфимия - 1 17. Евфросиния - 1 18. Екатерина - 2 19. Клеопатра - 3 20. Любовь - 1 21. Мария - 5 22. Марфа - 3 23. Наталья - 1 24. Ольга - 2 25. Параскева - 2 26. Пелагея - 2 27. Сосипатра - 1 28. Татьяна - 3 29. Ульяна - 1 30. Феодосия - 2

Как видно, самые популярные имена: Василий, Владимир, Григорий, Димитрий, Иоанн, Иона, Константин, Николай, Павел, Пётр, Фёдор; Акулина, Анастасия, Анна, Евдокия (рекордное имя - 10 человек его носили!), Клеопатра, Мария, Марфа, Татьяна.

Закончу эту статью о своей родословной, о любви к отеческим гробам не совсем обычно. Хочется здесь сказать несколько слов о пользе социальных сетей. В православно-консервативной среде мы привыкли в основном слышать критические отзывы о компьютерах, интернете, о вреде, который приносят эти средства молодёжи. Мне думается, что вред приносят не сами средства, а направленность их использования. Когда я зарегистрировался с сети «Вконтакте», то сразу оценил возможность использования этого ресурса для продолжения своей родословной, поиска родственников. Создал специальную группу, посвящённую истории и генеалогии моих земляков, где сейчас состоят уже несколько сот человек, из них около 60 человек - мои родственники, причём, многих из них - братьев, сестёр, племянников в 4-6 поколениях я впервые нашёл именно здесь и раньше ничего о них не слышал. Некоторые из них оказались такими же энтузиастами, увлечёнными людьми и теперь мы продолжаем совместные построения родословной. Жизнь двигается вперёд, времена меняются, в какой-то мере меняются люди. Здоровый консерватизм, творческое использование традиций помогают нам не заблудиться в бурном житейском море. Одной из таких важных традиций является любовь к отеческим гробам, молитва о родных, близких людях. Только познав свои корни, своё прошлое, мы можем смело двигаться вперёд и нам не страшны будут никакие испытания.

Вадим Сергеевич Грачев, доцент Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам

Что самое интересное,что он даже не задумывается,что не будь Советской власти ему не стать(если вообще Россия не была бы уничтожена) доцентом Ленинградского (санкт-Петербургского) института.Полным полно развелось демагогов (была Святая Русь и три копейки стоил гусь). Не надо считать читателей идиотами (по крайне мере всех) рассказывая про грамотность в России до революции(более половины солдат русской армии в ПМВ были неграмотны. В немецкой армии ,для сравнения, вообще неграмотых небыло.
Гусев / 20.07.2010, 19:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Сергеевич Грачев
Денис Антипов: пробуждающий русские души
Об атамане артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца
15.10.2018
У Бога все живы...
К 80-летию со дня мученической кончины священника Николая Ивонинского
29.04.2018
Не русский Рэмбо, а просто русский
К годовщине со дня героической гибели Александра Прохоренко
17.03.2017
Все статьи Вадим Сергеевич Грачев
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32