Гражданское общество как основное условие восстановления традиционной государственности в России

0
386
Время на чтение 8 минут

Некоторое время назад в различных СМИ с определённой периодичностью шло муссирование вопроса о перспективах восстановления монархической формы правления в России.

Речь идёт исключительно о непригодной для нас её западной разновидности - «конститу­ци­онной монархии». О воссоздании органически свойственной нашему обществу самодержавной монархии не упоминается вовсе. Впрочем, всерьёз обсуждать этот вопрос сейчас преждевременно и вот почему.

Восстановление традиционной государственности в России в период глубокого духовного и нравственного кризиса нашего общества в принципе невозможно. Отсутствие гражданского общества и наличие массового общества не позволяет надеяться на это. Основным условием восстановления традиционной государственности в России или иной пригодной для нас формы осуществления государственной власти, на наш взгляд, является воссоздание основ гражданского общества.

Как известно, гражданское общество - это система общественных отношений, в которых находятся между собой граждане. Гражданин есть человек, получивший гражданство, т.е. связь со своим государством, которая обуславливает взаимные права и обязанности гражданина и государства в случаях, предусмотренных законами государства. Речь в данном случае не идёт о всём населении государства. В государстве могут проживать как лица без гражданства, так и граждане иных государств. Они, а также несовершеннолетние дети граждан гражданами не являются. Получить гражданство можно, пройдя через определённую систему цензов.

В Древней Греции в процентном соотношении граждане представляли собой «подавляющее меньшинство» населения (монархические, аристократические, демократические слои или сословия), которые заботились в первую очередь не об удовлетворении своих собственных эгоистических нужд, а об интересах общества в целом. Данную категорию населения в современной западной политологии принято обозначать термином «элита».

Монархия представляет собой одну из трёх выделенных Аристотелем «правильных» форм осуществления государственной власти. Это есть власть одного представителя общества. Помимо монархиик «правильным» формам относятся правление аристократии и демократия - власть полноправных граждан общества.

Правильность этих форм заключается в том, что, кто бы ни осуществлял управление в государстве - монарх, аристократия или демос (народ), - все они действуют в интересах общества в целом. При «неправильных» формах осуществления государственной власти (тирании, олигархии или охлократии) осуществляющие управление в государстве (соответственно, тираны, олигархи или охлос (толпа)) действуют во имя своих эгоистических интересов в ущерб нуждам общества.

В череде «правильных» форм осуществления власти монархия по праву может быть названа самой древней. Монарх всегда является символом единения нации, государства. Существенными чертами монархического правосознания, что отмечал И. А. Ильин (1), являются верность традиции, дисциплинированность, развитое чувство чести, а также пафос доверия и верности главе государства. Все эти качества, как показывает опыт, наилучшим образом способствуют формированию и укреплению основ гражданского общества.

Ещё историк Полибий отметил, что наиболее оптимальной является та политическая система общества, которая может совместить в себе различные элементы всех трёх «правильных» форм осуществления власти - монархи­че­ского, аристократического и демократического. Образцовыми примерами такого устройства являются древнегреческие полисы, а также все империи. Гражданское общество является необходимым условием существования подобной политической системы.

Задачи восстановления в России традиционной государственности, т. е. самодержавной монархии, упираются в проблему воссоздания основ гражданского общества. В настоящее время в большинстве стран мира, в частности и в России, наличествуют не гражданские, а «массовые общества».

Что такое «массовое общество»? Уже из самого словосочетания явствует, что это такой тип человеческого общества, в котором главенствующее положение занимают «массы». Масса же есть ни что иное, как толпа, «охлос», т. е. иными словами, довольно значительная (в процентном соотношении) часть общества, действующая исключительно во имя собственных эгоистических интересов, но не в интересах общества в целом. Более благозвучно такой вид общества можно определить как «общество потребления».

Как писал Хосе Ортега-и-Гассет: «Толпа - понятие количественное и видимое. Выражая её в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы. Всякое общество - это динамическое единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это личности или группы личностей особого специального достоинства. Масса - множество людей без особых достоинств. Это совсем не то же самое, что рабочие, пролетариат. Масса - это средний, заурядный человек.»; «Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он -«точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчён, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все» (2).

Массы (охлос) существуют и существовали всегда; без масс не может существовать в принципе никакое общество. В истории периодически так и мелькают те самые неправильные (по терминологии Аристотеля) формы осуществления государственной власти, где массы играют первостепенную по важности роль. Например, во время Великой Французской Революции. Но это всегда были кратковременные периоды: за правлением «охлократии» часто скрывалось и приходило правление «олигархии» или «тирана» или же возвращались «правильные» формы осуществления государственной власти.

XX век кардинальным образом изменил существующее положение дел: процесс массообразования стал постоянным фактором общественной жизни. Если ранее в политических системах древности и сословной корпоративной системе Средневековья цензовый барьер являлся надёжным гарантом против «массовизации» общества и масса представляла собой только часть общества, то в XIX-XX веках с отменой значительных цензовых ограничений и введением всеобщего избирательного права происходит «массовизация» большинства западноевропейских обществ, где общество просто-напросто начинает отождествляться, сливаться с охлосом.

Постепенное уничтожение цензовых барьеров, и, как следствие этого, уничтожение грани между статусом гражданина и, соответственно, любого человека, проживающего в данной стране, напрямую вело к тому, что массы, осознав произошедшие изменения, стали стремиться к обретению ранее недоступных для них возможностей самим решать свою судьбу и удовлетворять свои многочисленные запросы и потребности, среди которых на первом месте стояло требование «хлеба и зрелищ». Это в первую очередь и породило ту кровавую вакханалию различного рода бесчинств и безумств, которую мы наблюдаем на всём протяжении XX века.

Понятие «массовое общество» является антиподом понятию «гражданское общество». Общество, в котором господствует масса, в принципе не может смириться с существованием осуществляющих управление в государстве меньшинств («элит»), т. е. с самим гражданским обществом. Поэтому, в частности, невозможно говорить о существовании в современных западных сообществах такого феномена как «правовое государство», основным признаком которого как раз и является «гражданское общество».

Американский социолог У. Корнхаузер, разбирая проб­лему взаимоотношения между собой масс и «меньшинств» (элит) в различного рода обществах, выделил три уровня человеческой «социальности», представляющих собой не что иное, как уровни удовлетворения потребности человека в общении с себе подобными индивидами. Первый уровень есть уровень семьи, ближайшего окружения человека, без которого он в принципе не в состоянии сформировать основы своего мировоззрения. Второй уровень - уровень социальной группы (корпорации, общины, церковного прихода). Данный уровень является ключевым в формировании личности человека, поскольку именно он уже окончательно определяет статус и место человека в обществе, а также способствует его самовыражению. Третий уровень -уровень общества в целом (уровень принадлежности к той или иной нации, государству или «великой» культуре), который определяет место человека в масштабе всего человеческого сообщества, мира.

Закономерным результатом развития западноевропейской культуры, точнее, процесса стандартизации и унификации всех сторон человеческой жизнедеятельности, явилась дезинтеграция второго уровня «социальности», уничтожение интереса человека к делам его традиционной социальной группы. Общество начинает утрачивать традиционно сложившиеся структуры социально-корпоратив­ного общения и веками складывавшегося жизненного уклада, переводя потребность самоутверждения и самореализации человека на третий уровень «социальности», уровень общества в целом.

Перенесение самого пристального внимания на этот уровень напрямую способствует тому, что политические интересы приобретают личностный, особо значимый для человека характер. Интересы класса, нации, государства начинают восприниматься простым обывателем как свои собственные кровные интересы. Это, а также резкая агрессивная широкомасштабная реакция на какое-либо ущемление этих интересов, стремление решить возникшие проблемы наиболее быстрым и простым путём, как понимают их обыватели, существование политических структур, умело манипулирующих толпой и использующих их в своих целях, - вот признаки и основы возникновения большинства массовых дви­жений или обществ.

Осознавая и ощущая глобальность происходящих изменений, массы начинают стремиться вытеснить ненавистное им меньшинство (элиту) из традиционных сфер её жизнедеятельности - политики и культуры, стремясь к созданию более выгодных для себя условий. Постоянная конфронтация между этими частями общества приводит к дестабилизации политической обстановки, чреватой различного рода социальными катаклизмами. В основе большинства революций, войн, политических катаклизмов XX века и лежит именно это стремление, потребность масс играть первые роли в данных областях.

Уничтожение ненавистного меньшинства и традиционных устоев его жизнедеятельности в силу присущих им закрытости и непроницаемости приводило к созданию химероидных режимов тоталитарного и либерально-демокра­тического типов, в которых массы создавали собственные «элиты» (революционные, финансовые или партийные олигархии). Но и эти «элиты», создавая для себя «новые» условия и устои своей жизнедеятельности, также оставались непроницаемы, но уже в силу того, что их элементы, отобранные и зафиксированные с использованием монополии на средства убеждения и принуждения, были полностью подконтрольны тем, кого возносило на вершину данной политической структуры.

Массы же становились на службу этим «элитам», поскольку искусственно создаваемые (а потому легко контролируемые) так называемые «промежуточные группы» в «демократических» («плюралистических») обществах или аналогичные им «приводные ремни» в тоталитарных обществах (организации, профсоюзы, клубы, добровольные общества и т. д.), призванные воссоздать, сконструировать «новый», взамен утраченного, второй уровень «социальности», не защищали от всеохватывающего манипулирования сознанием масс в том или ином типе химероидных режимов или государств.

Секулярная культура Запада в принципе не оказалась способной, да и не хотела подавить процессы массообразования, а, только, стимулируя и экспортируя их в иные культурные регионы, создавала взамен прежних политических режимов одну химеру за другой. Воссоздание традиционных устоев жизнедеятельности общества посредством «реанимационного лечения» традиционной корпоративной системы и поэтапного восстановления второго уровня «социальности» является основной задачей, стоящей в настоящее время перед русским нацио­нальным движением. Без восстановления традиционной структуры общества и перехода от массового общества к обществу гражданскому говорить о восстановлении традиционной государственности в России просто не имеет смысла.

«Будущее русское государственное устройство», -писал И. А. Ильин, - «должно быть живым и верным выводом из русской истории и из... христианских аксиом, но с тем, чтобы не стремилось воплотить эти аксиомы вслепую, в меру утопического максимализма, но в меру их исторической вместимости в живую ткань современ- ной русской жизни» (3). «Монархический строй не мо- жет, что называется, «повиснуть в воздухе»; необходимы... две основы: во-первых, верное монархическое строение души в народе,... и, во-вторых, необходимы те социаль-ные силы, которые понесли бы богоданного Госуда- ря - предан­но­стью, верностью, служением... Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально» (4).

Любая из «правильных» форм осуществления государственной власти не может быть воссоздана в России при отсутствии гражданского общества и, соответственно, наличия высокой степени правосознания у него. Переход к возрождению традиционной государственности представляется долгим - через воссоздание гражданского общества и установление авторитарной диктатуры.

В настоящее время население России представляющее собой неорганизованную толпу, попросту не подготовлено к данной форме власти и не приемлет её.

1999 г.

Примечания

1. И. А. Ильин. О монархии и республике. Соч. Т. 4.

2. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Журнал «Во­просы философии». № 3. 1989.

3. И. А. Ильин. Наши задачи. Париж, 1956. Т. II. С. 405.

4. Там же. С. 381.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Елишев
«Большая Игра»
Противостояние англосаксонского и русского мира
22.04.2024
От мятежей к революциям: Главное ремесло Англии
по Бисмарку и её кровавый след в нашей истории
19.04.2024
«Имперская государственность - судьба
и миссия России». Лекции преподавателей МГУ. Оптина пустынь
11.03.2023
Эпоха Просвещения и ее идеология
Начало эры социального манипулирования
03.03.2023
Все статьи Сергей Елишев
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05