На первый взгляд, этот вопрос имеет сугубо прикладное значение и, возможно, поэтому редко обсуждается в православных СМИ. В действительности же, не только специалисты в области экономики, но многие православные христиане особенно в крупных городах каждый день сталкиваются с деятельностью банков, вся работа которых построена на принципе ссудного процента, то есть роста с денег. Многие из нас получают проценты со своих вкладов в различных финансовых организациях. Если же посмотреть глубже, то вся мировая экономика построена на принципе ссудного процента. Можно сказать, что рост с денег является главным двигателем мирового хозяйства. При этом наша страна, усилиями государственной власти и при молчаливом нашем согласии, все глубже интегрируется в мировую экономику.
Существует ли вообще такая проблема? Грешно ли давать деньги в рост? Не дерзаю предложить читателю свой ответ на этот богословский вопрос. Думаю, лучше предоставить это священству. Однако попробую обозначить саму проблему.
В Ветхом Завете интересующий нас запрет встречается несколько раз. В частности в книге Исход: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Затем в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). И в книге Второзаконие: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). Кроме того, в 14 псалме св. Пророк Давид говорит: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей...», затем перечисляет различные добродетели и в конце добавляет «...Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется во век».
Запрет звучит вполне определенно, и тем не менее, некоторые православные христиане возражают, что заповеди Ветхого Завета потеряли свою силу после того, как Спаситель искупил род человеческий Своей Крестной Жертвой. При этом защитники ссудного процента ссылаются на Св. Апостола Павла, приводя цитаты из его Послания к Римлянам. Например: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.» (Рим. 7:4), или «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве». (Рим. 7: 6).
Значит ли это, что мы должны игнорировать заповеди Ветхого Завета? Думаю, что вдумчивое изучение Послания Апостола Павла к Римлянам и ознакомление с комментариями святых отцов Церкви не приведет нас к такому выводу.
Однако, возражают наши оппоненты, многие ветхозаветные заповеди все же отменены. Действительно, мы не предаем смерти скотоложников (Исх.22:19) и не забрасываем камнями женщин, уличенных во внебрачных связях (Втор.22:21), уходя в военный поход, не берем с собой специальную лопатку, чтобы закапывать свои испражнения вне стана (Втор.23:13) и т. д.
Все это так. Очевидно, что какие-то ветхозаветные заповеди действительно были упразднены Жертвой Спасителя. Но многие сохранили свою силу. Как определить наше отношение к той или иной заповеди Ветхого Завета - непростой богословский вопрос. К счастью в данном случае нам нет необходимости разбираться в этом вопросе самим, так как мы можем обратиться к творениям святых отцов Церкви.
Св. Василий Великий в своей «Беседе на окончание 14 Псалма и на ростовщиков» подробно разбирает этот вопрос и осуждает ссудный процент во всех его проявлениях. Св. Иоанн Златоуст в «Беседе XLI на книгу Бытия» также касается этого предмета. В частности он говорит: «Но посмотри, как человеколюбив Господь! С денег вещественных Он воспретил брать рост. Почему и для чего? Потому, что от этого и тот и другой терпят много вреда. Одного сокрушает бедность, а другой с умножением богатства наживает себе и множество грехов. Поэтому-то от начала Бог дал жестокосердым иудеям такую заповедь: да не даси брату твоему в лихву (серебра), и ближнему твоему (Втор. XXIII, 19). Итак, какого ж извинения могут быть достойны те, которые жестокостию превосходят и самих иудеев, и после благодатного искупления и столь великого человеколюбия Господня, оказываются ниже и хуже людей подзаконных?». Не обходят проблему ссудного процента и русские святые. Так Св. Тихон Задонский посвятил этому вопросу целую главу своего труда «Об истинном Христианстве». Глава так и называется: «О лихве и проценте». Выводы Св. Тихона полностью совпадают с суждениями Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Казалось бы, ответ на наш вопрос получен, но и тут находятся возражения. Во времена Закона, говорят некоторые православные христиане, а также во времена цитируемых святых отцов использовались деньги из драгоценных металлов. Такие деньги не были подвержены инфляции. Теперь же, ходящие в обращении бумажные деньги постоянно теряют в покупательной способности, в результате чего дающий в долг без процентов терпит убыток.
Приводят и другой аргумент. Современные банки получают свою основную прибыль не от потребительских кредитов, а от корпоративных. Следовательно, собирая лихву, они не обижают какого-то конкретного человека. Кроме того деньги в данном случае становятся капиталом, то есть получают «естественную способность расти», и банк имеет полное моральное право взять плату за предоставление этого капитала заемщику.
Не стану опровергать эти аргументы, так как эта тема для отдельного серьезного разговора. Как я уже говорил выше, моя цель - обозначить проблему. Было бы интересно узнать мнение авторов и читателей Русской народной линии на этот счет.
6. Лихва
5. Потребительские кредиты
4. Провинциалу - прошу более ясного наставления!
3. Грешно, если это противоречит любви к ближнему
2. В рост не даю, но беру
1. Пример мусульман