Грешно ли давать деньги в рост?

0
2548
Время на чтение 4 минуты

На первый взгляд, этот вопрос имеет сугубо прикладное значение и, возможно, поэтому редко обсуждается в православных СМИ. В действительности же, не только специалисты в области экономики, но многие православные христиане особенно в крупных городах каждый день сталкиваются с деятельностью банков, вся работа которых построена на принципе ссудного процента, то есть роста с денег. Многие из нас получают проценты со своих вкладов в различных финансовых организациях. Если же посмотреть глубже, то вся мировая экономика построена на принципе ссудного процента. Можно сказать, что рост с денег является главным двигателем мирового хозяйства. При этом наша страна, усилиями государственной власти и при молчаливом нашем согласии, все глубже интегрируется в мировую экономику.

Существует ли вообще такая проблема? Грешно ли давать деньги в рост? Не дерзаю предложить читателю свой ответ на этот богословский вопрос. Думаю, лучше предоставить это священству. Однако попробую обозначить саму проблему.

В Ветхом Завете интересующий нас запрет встречается несколько раз. В частности в книге Исход: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Затем в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). И в книге Второзаконие: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). Кроме того, в 14 псалме св. Пророк Давид говорит: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей...», затем перечисляет различные добродетели и в конце добавляет «...Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется во век».

Запрет звучит вполне определенно, и тем не менее, некоторые православные христиане возражают, что заповеди Ветхого Завета потеряли свою силу после того, как Спаситель искупил род человеческий Своей Крестной Жертвой. При этом защитники ссудного процента ссылаются на Св. Апостола Павла, приводя цитаты из его Послания к Римлянам. Например: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.» (Рим. 7:4), или «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве». (Рим. 7: 6).

Значит ли это, что мы должны игнорировать заповеди Ветхого Завета? Думаю, что вдумчивое изучение Послания Апостола Павла к Римлянам и ознакомление с комментариями святых отцов Церкви не приведет нас к такому выводу.

Однако, возражают наши оппоненты, многие ветхозаветные заповеди все же отменены. Действительно, мы не предаем смерти скотоложников (Исх.22:19) и не забрасываем камнями женщин, уличенных во внебрачных связях (Втор.22:21), уходя в военный поход, не берем с собой специальную лопатку, чтобы закапывать свои испражнения вне стана (Втор.23:13) и т. д.

Все это так. Очевидно, что какие-то ветхозаветные заповеди действительно были упразднены Жертвой Спасителя. Но многие сохранили свою силу. Как определить наше отношение к той или иной заповеди Ветхого Завета - непростой богословский вопрос. К счастью в данном случае нам нет необходимости разбираться в этом вопросе самим, так как мы можем обратиться к творениям святых отцов Церкви.

Св. Василий Великий в своей «Беседе на окончание 14 Псалма и на ростовщиков» подробно разбирает этот вопрос и осуждает ссудный процент во всех его проявлениях. Св. Иоанн Златоуст в «Беседе XLI на книгу Бытия» также касается этого предмета. В частности он говорит: «Но посмотри, как человеколюбив Господь! С денег вещественных Он воспретил брать рост. Почему и для чего? Потому, что от этого и тот и другой терпят много вреда. Одного сокрушает бедность, а другой с умножением богатства наживает себе и множество грехов. Поэтому-то от начала Бог дал жестокосердым иудеям такую заповедь: да не даси брату твоему в лихву (серебра), и ближнему твоему (Втор. XXIII, 19). Итак, какого ж извинения могут быть достойны те, которые жестокостию превосходят и самих иудеев, и после благодатного искупления и столь великого человеколюбия Господня, оказываются ниже и хуже людей подзаконных?». Не обходят проблему ссудного процента и русские святые. Так Св. Тихон Задонский посвятил этому вопросу целую главу своего труда «Об истинном Христианстве». Глава так и называется: «О лихве и проценте». Выводы Св. Тихона полностью совпадают с суждениями Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Казалось бы, ответ на наш вопрос получен, но и тут находятся возражения. Во времена Закона, говорят некоторые православные христиане, а также во времена цитируемых святых отцов использовались деньги из драгоценных металлов. Такие деньги не были подвержены инфляции. Теперь же, ходящие в обращении бумажные деньги постоянно теряют в покупательной способности, в результате чего дающий в долг без процентов терпит убыток.

Приводят и другой аргумент. Современные банки получают свою основную прибыль не от потребительских кредитов, а от корпоративных. Следовательно, собирая лихву, они не обижают какого-то конкретного человека. Кроме того деньги в данном случае становятся капиталом, то есть получают «естественную способность расти», и банк имеет полное моральное право взять плату за предоставление этого капитала заемщику.

Не стану опровергать эти аргументы, так как эта тема для отдельного серьезного разговора. Как я уже говорил выше, моя цель - обозначить проблему. Было бы интересно узнать мнение авторов и читателей Русской народной линии на этот счет.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Лихва

Уважаемый Денис! Как мне кажется, поставленный Вами вопрос имеет естественное решение. Если банк государственный, то его существование не противоречит христианской морали. Ведь в этом случае он работает на экономику государства, а значит - в интересах каждого гражданина страны. Как армия государства, защищая страну и убивая завоевателей, не нарушает христианской морали, так и государственный банк, работая на экономику страны, обеспечивая, тем самым, строительство армии и безопасность граждан, христианской морали не нарушает. Конечно, строгая логика приводит здесь к некоторому размыванию понятия "государственный", но это уже известная проблема любых дефиниций. Например, в строгом смысле слова, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин не имели "государственных полномочий", но кто будет отрицать право организованной ими народной армии гнать и уничтожать польско-католических захватчиков? Разве что только призыватели покаяться в "катынском преступлении".

5. Потребительские кредиты

Вопрос был, грешно или нет давать деньги под процент. Я ответил - зависит от ситуации. Кредиты для собственного потребления домохозяйствами также могут быть без греха, если обе стороны от этой операции выигрывают. Например, кому-то нужно срочно купить квартиру, чтобы спасти семью, и он согласен на переплату в будущем. Слишком несопоставимо - цена кредита и семья. К тому же стоимость квартиры может через несколько лет вырасти так, что будет в итоге экономия.
Сергей Поляков / 24.09.2010, 14:43

4. Провинциалу - прошу более ясного наставления!

2. Житинский Сергей - А ныне банки - просто хищники играбители. Сравните процент ссуды и процент по вкладам. Обратите внимание на кучу "комиссионных", без которых ранее обходились прекрасно. Уделите внимание способам легального обмана берущих ссуду, приемам заманивания в ростовщическую ловушку. Сколь трагедий было и продолжается! А сами необеспеченные бумажные деньги и есть инструмент ограбления и обмана.И как вы, г-да, осмеливатесь перечить Господу?! Его слово - закон! Никакие словоблудия не могут этот закон поколебать или отменить.

Простите, дорогой Провинциал, и в мыслях не было перечить Господу. В чем, с вашей точки зрения, я наперечил Господу?

3. Грешно, если это противоречит любви к ближнему

На мой взгляд, грех не в том, что деньги (сами по себе, без отношений между людьми) даются под процент, а в том, что, как правило, а в период Ветхого Завета особенно, деньги являлись инструментом нанесения обиды ближнему. С помощью денег ростовщики отнимали последнее у бедных людей. Причем этот инструмент гораздо мощнее любого натурального займа (например, пшеницы с условием отдачи части сверх данной меры). Но бывают ситуации,когда отдать деньги в рост не грешно (если в итоге выигрывают все участники сделки, и ничьи интерсы при этом не ущемляются). Например, инвестиция в полезное прибыльное дело - строительство,сельское хозяйство и т.п.
Сергей Поляков / 24.09.2010, 06:19

2. В рост не даю, но беру

В рост денег не даю. Просящим - естественно без %, а банкам - только "До востребования", т.е. если и есть там %, то он не является самоцелью, могло бы его и не быть. Банк используется как чулан и безопасное место хранения. Ну а кредиты у банков беру, грешен, хотя знаю, что это тоже не приветствуется нашей моралью. Жить надо по средствам.

1. Пример мусульман

Существуют мусульманские банки,которые не дают и не берут денег под проценты. Они получают прибыль от участия в бизнесе своих клиентов и несут риски,связнные с этими бизнесами. Получается, мусульмане более последовательно и буквально выполняют заповеди Ветхого Завета,касающиеся запрета давать деньги в рост. Мусульманские банки - пример финансовой системы без ссудного процента.
Сергей Поляков / 24.09.2010, 06:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Александр Волков
27.12.2024 12:45
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.12.2024 12:37
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
27.12.2024 11:49
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от С. Югов
27.12.2024 11:44
Трагедия деревни
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 11:43
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Фиалковский
27.12.2024 11:43
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 11:35