Ледовое побоище: от истории к мифу

Доклад на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед» 4 мая 2010 г.

ДелоРус 
0
2051
Время на чтение 5 минут

С 4 по 8 мая в рамках Межрегиональной программы «Александр Невский - имя России» прошла V Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «Александр Невский - знамя наших побед», посвященная 770-летию победы в Невской битве 1240 года.

Ледовое побоище в современном историческом самосознании ассоциируется с западной интервенцией против средневековой Руси. Об этом сражении повествуют не только Житие Александра Невского и Новгородская первая летопись, но и Псковская летопись, а также Ливонская рифмованная хроника. Хотя все эти источники, кроме последнего, говорят о битве вскользь, а Ливонская хроника полна преувеличений.

На наше восприятие этого события наслаиваются те интерпретации образа святого благоверного князя Александра Невского, которые созданы на протяжении веков в русской культуре московского и синодального периодов и, в особенности, советской идеологии начиная с 1937 г. (самый яркий пример - фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вышедший в 1938 г.) [1]. Каждый из этих периодов выделял те аспекты многогранной личности князя, которые оказывались востребованы на тот момент. Вот неполный смысловой ряд: святой князь - основатель рода московских государей; святой полководец, победивший шведов у устья Невы; военачальник и политический деятель, противостоявший западной интервенции. Отдельно стоит упомянуть и об интерпретации личности князя в евразийстве, где он выступает сторонником союза с монголами, предопределившим развитие русской цивилизации именно в евразийском направлении. В связи со столь серьезными культурными напластованиями ряд историков считает, что реальный исторический облик князя далек от принятого в русском историческом самосознании, настаивая на достоверной реконструкции ряда исторических событий и, в частности, событий 1242 года и подвергая сложившиеся исторические представления критике.

Приведем аргументы contra только относительно того, что произошло в 1242 г. на Чудском озере. Ледовое побоище - раздутое событие. И в летописи, и в житии князя о нем всего несколько предложений. Да и русские историки, например Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев, говорят об этой битве только вскользь. Очевидно, что результаты ее были скромными. Так, Ливонская хроника говорит всего о 20 погибших рыцарях и 6 плененных [2, С. 211-215]. Выходит, это была мелкая стычка, не более.

Довольно-таки часто предлагается следующая схема: немцы-крестоносцы - агрессоры, князь Александр - защитник. Но немцы вовсе не были теми, кого, например, изображает Сергей Эйзенштейн в своем фильме. Они вовсе не придерживались практики геноцида по отношению к русским. Были случаи, когда они им помогали. Известно, что немецкие купцы спасли в 30-х гг. XIII века новгородцев от голодной смерти [3, С. 71]. А жители Пскова вообще часто выступали как их союзники и, когда немцы якобы захватили Псков, они оставили всего двух рыцарей охранять город в силу поддержки со стороны самих жителей. Боевые же действия начал князь Александр, который не мог позволить Пскову выйти из-под контроля Новгорода.

Сама битва вовсе не носила такого героического характера, как это преподносится в школьных учебниках. У князя Александра было абсолютное преимущество в силе, так как с ним шли не только новгородцы, но и суздальские дружины. Ливонская хроника говорит о том, что на каждого рыцаря приходилось 60 русских воинов. Да и сама битва была уже после освобождения Пскова и на землях Ливонского ордена.

Что же можно возразить на это? Действительно, Ледовое побоище - событие, не имевшее в отечественной историографии особой популярности до 30-х гг. XX века. И в Житии Александра Невского и в Новгородской первой летописи этому сражению отведено всего несколько предложений. Хотя и к обычной стычке его сводить нельзя. Да, Ливонская хроника говорит о 20 погибших рыцарях и 6 плененных. Но это ведь только рыцари, а рыцари - это цвет воинства. На каждого рыцаря приходился еще целый отряд из оруженосцев, арбалетчиков, пехоты, т. е. несколько десятков человек. Так что потери ордена были весьма серьезны, и здесь можно доверять русской летописи, говорящей о 400 убитых и 50 пленных [3, С. 78].

Следует всегда помнить, что история не знает черно-белых схем. И что князь Александр не был закрыт для контактов с Западом: он вел переговоры с римским папой Иннокентием IV и хотел женить собственного сына на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона [4]. Те же псковичи были еще в большей степени открыты Западу. Так, в 1236 году они на стороне ордена меченосцев участвовали в битве под Шауляем, которая закончилась полным разгромом последних литовцами [3, C. 74]. Но все это не значит, что не было агрессии со стороны Запада. Сам по себе Ливонский орден был организацией военных братьев-монахов, созданной для распространения католичества на прибалтийских и славянских землях. На исходе 30-х гг. XII века папский легат Гильельмо де Модена приступил к проповеди крестового похода и организовал коалицию против Новгорода [5, С.24]. Перед тем как захватить Псков, ливонские рыцари взяли Изборск, убив под его стенами 600 псковичей [6, С. 52]. Все это говорит об интервенции на русские земли, которую и остановил Александр Невский.

Ледовое побоище было результатом рейда против Дерптского епископа, благословившего поход на Псков. Это была ответная мера, а не грабеж. Действительно, русский авангард был разбит и князь Александр принял решение об отступлении. Но отряд его был настигнут ливонцами, вследствие чего он был вынужден дать бой. Подробностей битвы мы не знаем, хотя и существует множество легендарных подробностей во многом благодаря все тому же фильму Эйзенштейна. Например, легенда о том, что рыцарей заманили на лед озера и они утонули. Это невозможно, так как Чудское озеро очень мелкое, от 30 см. до 1 м., и утонуть в нем нереально. Да и бой проходил на берегу [5, C. 32-34]. Тем не менее князь Александр одержал убедительную победу, что привело к перемирию с ливонцами и приостановило давление на русские земли со стороны Ливонского ордена.

Ясно, что исторические события 1242 года существенно разнятся с их интерпретацией в советской идеологии сталинского периода. Но что важнее для российского исторического самосознания нашего времени: фактическая реконструкция исторического образа новгородского князя или тот, пусть и мифологический образ Александра Невского - борца с западной интервенцией, который стал архетипом русской культуры? Более того, какой из них реальнее и действеннее для нас?

Семикопов Даниил Викторович, зав.кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии

Список литературы:

1.     Шенк Б. Ф. Александр Невский в русской культурной памяти. М., 2007.

2.     Бегунов Ю. К. Клейнберг И. Э., Шаскольский И. П. Письменные источники о Ледовом побоище// Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. М.; Л., 1966.

3.     Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/ под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950.

4.     Джаксон Т. Н. Александр Невский и Хакон Старый: обмен посольствами// Князь Александр Невский и его эпоха. Материалы и исследования. СПб., 1995. С. 134-139.

5.     Александр Невский против тевтонских рыцарей/ Военно-исторический альманах «Новый солдат». № 167. Артемовск, 2002.

6.     Псковская летопись. Вып. 1/ Под ред. А. Н. Насонова. М., 1955.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от влдмр
13.11.2024 16:18
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02