Святые Смоленска - свидетели истории

0
326
Время на чтение 5 минут

Сегодня мы побеседуем с исследователем житий смоленских святых Эдуардом Анатольевичем Стороженко. В свои 33 года он окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию, сейчас  получает высшее светское образование в Смоленском государственном университете и работает в областной универсальной библиотеке имени А.Т. Твардовского. Недавно вышла его книга, посвященная святому мученику Меркурию Смоленскому. Она называется «Текст, структура, комментарии и лексика повести о святом мученике Меркурии Смоленском». В настоящее время автор готовит серию «Жития смоленских святых», которая станет хорошим подарком к 1150-летию г. Смоленска.

- Эдуард Анатольевич, расскажите, как вы заинтересовались исследованиями житий смоленских святых?

- Все началось еще в юности. Я тогда увлекался чтением житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Это удивительные произведения большого труженика и великого подвижника. Читая эти глубокие по своему смыслу и сильные по эмоциональности повествования, я понимал, что они - плод огромного и очень интересного исследовательского труда. И именно тогда у меня появилось желание заняться когда-нибудь изучением жизни святых, выяснить своеобразие их опыта и их мышления, особенности их характеров, личностные характеристики, а так же историю их почитания. Позже я стал интересоваться именно смоленскими святыми, и с удивлением для себя обнаружил, что святитель Дмитрий не описал жития очень многих из них. Постепенно углубляясь в эту тему, я понял, что даже в описанных им житиях наших подвижников очень много любопытных деталей просто не вошли. Так я уяснил для себя, что работу святителя Дмитрия необходимо продолжать.

- Высказывается мнение, что при популяризации житий святых надо делать ставку на старинные дореволюционные исследования, а не тратиться на новые, современные. Что вы думаете по этому вопросу?

- При всей ценности старинных исследований, они остаются всего лишь плодом науки того времени. Но наука, как известно, не стоит на месте. Появляются новые источники и новые методы изучения. Поэтому, если мы хотим больше и лучше узнать наших святых, то должны делать ставку на новые исследования. А старые работы современный исследователь обязан досконально изучить. В этом залог того, что он не будет повторять чужие мысли как свои, не будет, как говорят, открывать заново велосипед.

- Эдуард Анатольевич, написание любого исследования всегда связано с тем, что ее автор обнаруживает что-то необычное. Что необычное вы открыли, работая над этой своей книгой?

Э.А.Стороженко- В истории святого Меркурия этого необычного оказалось очень много. Самое поразительное - это то, что он был уроженцем Римской области, католиком, тамплиером, а стал вдруг православным святым. В истории Церкви известны похожие редкие случаи святости. Например, преподобный Исаак Сирин был епископом несторианской церкви, но несмотря на это, за его православные взгляды он причислен к лику святых Православной Церкви. Есть ряд мучеников, которые вообще не были христианами, но вследствие своих страданий за Христа они стали членами Церкви, и даже святыми. О них говорят, что они крестились своей собственной кровью. Вот такой же подобный редкий случай связан и со святым Меркурием Смоленским.

- Книга о святом Меркурии издана, что вы сейчас исследуете?

- Есть один очень любопытный памятник средневековой литературы, связанный с именем другого смоленского святого - преподобного Авраамия. Это его «Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек». Этот памятник со сложной судьбой. Очень долго считалось, что этот выдающийся проповедник своего времени не оставил ни одного письменного произведения. Однако, как оказалось, это не так. Оно было обнаружено еще до революции, но тогда его никто не успел серьезно изучить, а в советское время о нем «забыли». Это сложный текст, который в подавляющем большинстве рукописей очень плохо сохранился - много ошибок и пропусков. На сегодняшний день мною был издан его перевод на русский язык. Но на этом работа по восстановлению всего его полного текста не завершена. Осуществляется поиск рукописей, в которых он встречается. При этом я использую свой метод реконструкции графической структуры рукописных текстов. По итогам работы планирую издание «Слова» с историко-литературным комментарием к нему. А вообще мало-помалу ведется работа над рядом других литературных произведений, связанных с именами смоленских святых. Я хочу издать эти тексты на языке оригинала, сопроводить их переводом и историко-литературными комментариями. Так же, как я сделал это в моей книге о святом мученике Меркурии Смоленском. Иными словами, я неторопливо веду свои собственные исследовательские и издательские проекты. Тиражи уже осуществившихся изданий не велики: книга о святом Меркурии издана в количестве 50 экземпляров, а «Слово» преподобного Авраамия - в количестве 200. Это связано с финансовыми вопросами, но я надеюсь, что мои усилия, будут встречены и поддержаны. Я готов сотрудничать со всеми людьми доброй воли.

- Значит Вы не только исследователь, но и популяризатор житий и произведений смоленских святых. Возможно ли расширение вашего проекта в связи с празднованием юбилея Смоленска?

- Безусловно, ведь Смоленская земля не мыслима без своих великих подвижников веры. Знать, помнить и чтить их - наш сыновний долг. Смоленские святые занимают особое место не только в российской, но и в мировой истории. Яркость их личности, незаурядность таланта, возвышенность их жизни способны привлечь внимание и восхищать не только смолян, но и многих других людей. А потому о наших святых не только можно, но и нужно рассказывать всем. Возможностей для этого сегодня великое множество. Можно создавать теле- и аудиопрограммы, издавать и переиздавать посвященные им исследования. В общем, сделать полномасштабный медиапроект. Думается, что такой проект был бы очень уместен в преддверии празднования юбилея нашего города.

Кроме этого, можно было бы разработать интересные экскурсионные маршруты по Смоленску и области. Ведь одно дело прочитать что-то в книге или Интернете, увидеть или услышать по радио или по телевизору, и совсем другое - предпринять путешествие к месту событий. Участие в подобных экскурсиях-паломничествах поможет людям углубить опыт соприкосновения с нашими святыми, сделать его ярким и незабываемым.

- Вы сами не так давно ездили в Италию. Не могли бы вы рассказать о цели этого путешествия и о полученных впечатлениях?

- Я ездил туда в паломничество на родину преподобного Венедикта и к мощам святых апостолов Петра и Павла. Был в городе Норча и в Риме. Особые ощущения я испытывал еще и от того, что святой Меркурий Смоленский, о котором я в то время заканчивал свою книгу, родился и провел детство где-то здесь в Римской области, которая в XIII веке входила в состав папского государства. Так что в некотором смысле это было еще и паломничество в родные края нашего святого Меркурия. Вообще было бы интересно поработать в тамошних архивах. Может быть, удалось бы узнать что-то новое о святом Меркурии, о его родственниках и о его товарищах по ордену тамплиеров. Кстати, работая над «Словом» преподобного Авраамия, я обнаружил, что для его более глубокого изучения необходимо поработать в одной из римских библиотек. В ней хранится очень редкая старинная книга, способная пролить свет на одну проблемную цитату из этого «Слова». Когда Смоленск был под властью Польши, очень много любопытных сведений по его истории оседало в римских и польских архивах. Так что рано или поздно нашим историкам придется изучать хранящиеся там материалы.

Особенно запомнилось в Италии то, как итальянцы относятся к своему культурному наследию. Даже за незначительные повреждения какого-либо исторического памятника там очень строго наказывают. А строительство новых зданий ведется исключительно с учетом исторического облика городов, и, даже, деревень! Такая суровость итальянских законов помогает сохранять особое ощущение близости истории в этом государстве.

- Что бы вы пожелали смолянам в преддверии юбилея Смоленска?

- Юбилей - это и большая радость, и большая ответственность. Так вот, я желаю, чтобы смоляне достойно к нему подготовились и от души отпраздновали, чтобы все кто примут участие в этом торжестве остались довольны.

Беседовал Константин ЗАБЕЛИН

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эдуард Анатольевич Стороженко
Временное и вечное в фотоискусстве
Интервью со смоленским фотохудожником Артемом Скирмаковым
29.06.2014
Смоленск и первый перевод новозаветных книг
Интервью с исследователем смоленской агиографии
06.12.2011
Смоленские святые в мировой истории
Беседа с исследователем
12.05.2011
Все статьи Эдуард Анатольевич Стороженко
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51