«Петь так, как Бог на душу положит...»

29 февраля - день рождения певицы Евгении Смольяниновой

Новости Москвы  Международный Форум «Золотой Витязь» 
0
392
Время на чтение 8 минут

 Евгения СмольяниноваНесравненный голос, русская красота и стать, чарующая нежность, безупречный вкус, душевность - вот что такое пение Евгении Валерьевны Смольяниновой. Прекрасной русской певицы. Когда слушаешь её, сердце и мысли уносятся далеко - и вспоминается то, что, кажется, давно забыл. Вдруг помнишь себя маленьким, на руках у матери. Дарованное счастье первой любви. Ощущаешь живительный ток связи поколений, где из рода в род - одна слава, одна доля, одна печаль... Её пение внушает всякому, в ком бьётся живое сердце, гордость за то, что он русский. Оно напоминает о том, как талантлив твой народ, как величава твоя земля, безбрежны её равнины, разливы рек её, подобные морям...

Время на выступлениях Смольяниновой исчезает, мгновения тянутся, как вечность, а вечность длится, как единый миг. После её выступлений уходишь преображённым. Предлагаем вниманию читателей беседу с выдающейся певицей.

- Прекрасно понимая, как мало у вас свободного времени, мы очень благодарны за эту встречу. Расскажите, жива ли сейчас русская народная песня, что с ней происходит?

- Народная песня развивается, хотя внешне это и незаметно. Вот, к примеру, недавно я узнала, что Николай Петрович Бурляев собирает фестиваль народного творчества...

- Да, музыкальный фестиваль проходит в рамках фестиваля «Золотой Витязь». Сейчас готовится стартовать Форум славянских искусств, который будет включать в себя форум литературный, изобразительных искусств, театральный, музыкальный и кинофорум.

- Вот видите, какой-то интерес к музыкальной народной культуре уже ощутим. Я живой свидетель того, как возникал этот интерес благодаря ансамблю Дмитрия Покровского и его сподвижников в Петербурге и других городах. Но потом, к сожалению, эта волна спала. Думаю, произошло это из-за бытующего мнения, что народные песни - образец языческой культуры, а Русь наша православная, и мы, следовательно, не должны иметь интереса к народной культуре как к пройденному этапу. Это в корне неверно. Жаль, что люди знающие и понимающие не пропагандируют этого, этим занимаются как раз те, кто ничего не смыслит в народной культуре. Ведь её нельзя постичь в одночасье. Мало просто спеть народную песню. Дошедшие до нас песни очень древние и невероятно самобытные. Народную песню надо прочувствовать, нужно научиться музыкально мыслить так, чтобы приблизиться к её внутренней вокальной культуре. Не случайно, у народов, которые сохранили настоящее культурное национальное пение, крепкие корни. Думаю, что сегодняшнему человеку практически невозможно научиться так красиво петь.

- Откуда ваша культура произнесения?

- Мне очень нравится говорить «ч-то» (а не «што». - Прим. ред.), это дань памяти дорогим для меня и уже ушедшим ныне людям, которые произносили именно так. Кроме того, язык наш утерян - его словарный запас, интонационная традиция произнесения. Даже в старину простые уличные торговцы кричали «зазывалки» на определённый мотив. Определённая была звуковая информация, человек развивал свой слух. У современных людей, говорящих на русском языке, нет ни малейшего представления о русской музыкальной песенной интонации. Эта интонация сохранилась разве что в церкви, где можно послушать и прочувствовать её, но ведь в быту этим мало кто будет заниматься. Произносить на старорусский манер - мой сознательный выбор.

- Я так и понял, что вам просто нравится так говорить. Ведь так только русская аристократия в эмиграции говорила, великие князья Романовы или русские переселенцы-раскольники из Аргентины. Это хорошо...

- Кстати, меня упрекали и в манерности, и в «оканье». В Вологде даже легенда есть по поводу моей манеры произнесения. Но «окаю» я потому, что считаю: везде «акать» нельзя. Буква «а» красивая, но «о» очень рельефно вычерчивает слово. В пении ведь нужна не только мелодия, в пении обязательно надо вычертить слово, чтобы человек, когда слушает, вместе с мелодией понимал смысл слова, чтобы всё это вошло в сердце, чтобы абсолютно точно отпечатался смысл. Своей учительницей, наставницей я считаю Ольгу Федосеевну Сергееву, которая жила в Усвятском районе в деревне Церковище. Она умерла 5 лет назад. Я её услышала по радио и захотела повторить её песни, спеть как она.

- Кого вы считаете коллегами по народной песне в русском песенном искусстве?

- Любой человек, проявляющий истинный живой интерес к народной песне, - мой коллега и соратник. Лет 8 назад я была в Белгородской области, где по приглашению местного архиепископа выступал женский деревенский ансамбль. И это было большим подарком для меня - юные, молодые голоса пели настоящую крестьянскую песню так, как нужно её петь. Они удивительно точно сохранили внутреннюю интонацию. Ведь, как правило, в пении молодых не хватает выдержанности традиции, они словно играют в народ, становятся манекенами, исторгающими звуки. Но в национальном пении в русского нельзя играть - это дурно и безвкусно, как бы ни потешались над этим иностранцы или те, кто не владеет русской культурой.

- Когда-то давно при нашей встрече вы говорили, что ваш сын учится в лицее духовной культуры. Что он делает сейчас?

- Он теперь музыкант, учится во ВГИКе на звукорежиссёрском факультете, совмещает работу с учёбой, ужасно устаёт. Я не могу о нём отстранённо рассказывать. Он учится, перепробовал разные институты и пока ещё не нашёл нужного. Когда в человеке много талантов, они бьются о стенки жизни и все хотят вырваться наружу, чтобы расцвести ярким цветом. У него много потенциала и возможностей. Что бы ни было, всё слава Богу. Кем он будет - неважно, но у него хорошая жизненная школа: в поездках по России он много видел людей, видел провинциальную жизнь, которая ещё дышит отзвуком русского национального духа. Это настоящий университет - почувствовать разных людей, понять достоинство - своё и других.

- А по каким провинциям вы поездили?

- Кроме Дальнего Востока, я, наверное, была в России везде, поскольку только по провинциям и езжу. Иркутском у меня заканчивается дальнее восточное направление. Россия большая, везде свои таланты есть.

- Сколько в год получается концертов?

- Это знает мой директор Александр Николаевич Шеффер. Очень много: за прошлый сезон в октябре - ноябре у нас было 58 концертов. У меня бывают такие периоды, когда чемоданы не разбираются. И чемоданы не выдерживают, ломаются, представляете! Помню, как в 2008 году мы должны были прилететь из гастролей 30 октября, а 1 ноября у нас уже был новый концерт. Сидим, ждём самолёта, и вдруг в календаре вижу, что в октябре 31 день. Вот было счастье - узнать, что целый день можно отдохнуть.

- У вас есть программа предстоящих концертов?

- Скорее нет, программа пока продумывается. Я почти создала идеальную программу, в которой было бы желанное соотношение всех произведений. Наверное, вы заметили, что в зале аплодируют, едва я начинаю петь - так всегда бывает при исполнении любимых песен. А если я не внесу эти песни в программу, люди будут их требовать, и мне всё равно придётся их исполнять, но уже вне программы. Но ведь постоянно исполнять одно и то же скучно. Я всегда сравниваю свою программу с коллекцией - ведь когда коллекция новая, в неё идёт всё без разбора. А когда коллекция собирается уже долго, в неё хочется добавлять исключительно раритеты. Всегда думаешь: взять ли эту редкость в коллекцию или нет? Так и с музыкальной программой.

- У вас есть постоянные поклонники?

- Да, конечно. Вот, к примеру, одна женщина уже лет 12 ходит на мои концерты, сидит на первом ряду, периодически шуршит букетом и говорит «Мама» - она любит эту песню.

- Вам на концертах передают записки. Какие в них пожелания?

- Во время концерта слишком большой эмоциональный накал, чтобы это запомнить. Но я все записки храню, выбросить их рука не поднимается. Есть записки 5-7-летней давности. Иногда я их случайно нахожу, и тогда становится радостно и приятно - ведь записки пишутся под воздействием чувства. В трудную минуту они как бальзам на душу.

- Вы составляете концертную программу не только тематически, но и по настроению?

- Конечно, программа всегда стоится по настроению, по чувству. Ведь музыкальная программа, как калейдоскоп - стоит немного переставить песни местами, и общая картина уже меняется. Иногда очень хочется петь про эмиграцию - это моя любимая тема. Столько красивых стихов написано, столько боли заключено в художественных образах, что впору делать отдельную программу.

- Вам когда-нибудь доводилось выступать перед эмигрантами?

- Не бывало так, чтобы зал состоял из одних только эмигрантов. Но некоторые бывали - из старых эмигрантов первой волны. Я была рада таким встречам.

- А на гастроли за границу вы ездили?

- Нет. У меня есть ощущение, что это не моё. Александр Сергеевич Пушкин тоже никогда не был за границей. Анастасия Дмитриевна Вяльцева, которая тоже никогда не была за границей, совершенно точно сказала: за границу ездят за славой, а я славу нашла здесь.

- Я не совсем соглашусь, потому что вы могли бы поехать к тем русским, которые Россию чувствуют обострённее, чем здесь.

- Верно. Была пора, когда я сильно болела этой идеей. Но на всё воля Божья, ведь у эмигрантов остался на губах вкус Родины, а у нас этого, к сожалению, нет. Поэтому, мне думается, важнее развивать народную песню здесь. Для человека важнее отдыхать на своей Родине, чем отдыхать на берегу океана. Важно сорвать с ветки яблоко, выросшее на твоей земле, и вонзиться в него, почувствовать морозный воздух, чтобы он ударил тебя и осветил, и опьянил одновременно, чтобы понять, что ты совершенно счастлив. Так же для другого человека важно вонзится в банан и почувствовать свой вкус родины. Когда ты не чувствуешь этого вкуса, то словно на чужбине живёшь. К сожалению, на сегодняшний день произошла глобальная потеря координат.

- Цикл автора Туроверова большой?

- Нет, он состоит всего из одной песни. Я пытаюсь найти нейтральные стихи, но у него стихи, похожие на памфлеты, все монархического содержания. Я перестала петь эти стихи, потому что, когда я песню допевала, кто-то в зале начинал понуждать всех встать - такой патриотический порыв. Было ощущение, что сейчас в зал ворвутся матросы, и начнётся перестрелка, а я этого не хочу. Мы стереотипами воспринимаем других людей. Сколько нареканий у меня было по поводу того, что я пою Вертинского! Как так, ведь я патриотическая певица, а пою Вертинского! Вертинский - это штамп в голове, Туроверов - тоже штамп. А я хочу, чтобы на моих концертах человек возвращался в некое состояние младенческого восприятия, чтобы он мог совершенно спокойно пролить слезу, не думая, правильная она или нет. Поэтому мне очень нравится ездить по провинциям. В маленьких городах, с одной стороны, есть люди удивительно образованные, очень тонко воспринимающие музыку, а с другой стороны, есть такие, кто, совершенно не разбирается в тематике. Однажды по просьбе писателя Валентина Распутина мы должны были выступать у него на родине, в Иркутске. А перед этим выступали в городе Балаганске. Концертным залом это нельзя было назвать - какой-то сарай с невысокой сценой и пианино без боковой и задней стенки. Была осень, и мы исполняли песню «Астры осенние». Тончайший романс, который, казалось, требовал изысканного, необыкновенного восприятия. А тут пришли люди с семечками! Но скоро никаких семечек не было, потому что люди забыли, где они находятся, - слушали, открыв рот, не зная ничего, о чём я пела, романс ли, песню ли... Сидели, завороженные звуками пианино. Мастерство нашего пианиста Миши такое, что звуки таяли. А во время перерыва зрители вышли и нарвали нам цветов. Вот так пространство поменялось, и это уже был не город Балаганск, а уже какой-то совершенно другой, волшебный город, в котором живут волшебные люди, способные воспринимать то, что вроде бы никому не нужно, как старое и отжившее. А в городах часто приходят люди и говорят, что, вот, Блока не надо петь, не надо Набокова или Вертинского. А я думаю, что тем людям, которые сидели в зале Балаганска, было всё равно, поют ли Блока или Набокова. У них есть отзвук настоящего. Это генетическая память. Кровь отзывается в людях. И поэтому совершенно не важно, где петь, а важно петь там, где есть русские люди. И часто пришедшие ко мне на концерт люди говорят, что я пою, как их мама, бабушка или тётя. Конечно, я пою именно так. Вся Россия так пела. Ведь не случайно, что Тургенев (светский писатель!) написал своих «Певцов», где точно рассказал, что есть разное исполнение - петь красиво или так, как Бог на душу положит. И один пел красиво, а другой пел так, как Бог на душу положит. И одним восторгались, а от другого душа замерла.

Беседовали Дмитрий Якунин, Виктор Линник, Нина Катаева

Следующие концерты Евгении Смольяниновой в Москве состоятся

20 марта в Международном Доме музыки

и 23 апреля в КЦ Чайковского.

Приобрести все диски с творчеством замечательной певицы вы можете в интернет-магазине «Политкнига»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгения Смольянинова
Колыбельная России
Стихи, которые стали песнями. Светлой памяти Юрия Костыгова († 14.02.2017)
17.02.2017
Чем песня русская расшита
Разговор с Евгенией Смольяниновой
03.06.2014
Песни для любителей русской жизни
Беседа с певицей Евгенией Смольяниновой
20.12.2010
О "православной песне", "православных фестивалях", "православных певцах и композиторах"
Беседа писательницы Людмилы Ильюниной с певицей Евгенией Смольяниновой
13.06.2006
Все статьи Евгения Смольянинова
Новости Москвы
Все статьи темы
Международный Форум «Золотой Витязь»
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29