«Петь так, как Бог на душу положит...»

29 февраля - день рождения певицы Евгении Смольяниновой

Новости Москвы  Международный Форум «Золотой Витязь» 
0
404
Время на чтение 8 минут

 Евгения СмольяниноваНесравненный голос, русская красота и стать, чарующая нежность, безупречный вкус, душевность - вот что такое пение Евгении Валерьевны Смольяниновой. Прекрасной русской певицы. Когда слушаешь её, сердце и мысли уносятся далеко - и вспоминается то, что, кажется, давно забыл. Вдруг помнишь себя маленьким, на руках у матери. Дарованное счастье первой любви. Ощущаешь живительный ток связи поколений, где из рода в род - одна слава, одна доля, одна печаль... Её пение внушает всякому, в ком бьётся живое сердце, гордость за то, что он русский. Оно напоминает о том, как талантлив твой народ, как величава твоя земля, безбрежны её равнины, разливы рек её, подобные морям...

Время на выступлениях Смольяниновой исчезает, мгновения тянутся, как вечность, а вечность длится, как единый миг. После её выступлений уходишь преображённым. Предлагаем вниманию читателей беседу с выдающейся певицей.

- Прекрасно понимая, как мало у вас свободного времени, мы очень благодарны за эту встречу. Расскажите, жива ли сейчас русская народная песня, что с ней происходит?

- Народная песня развивается, хотя внешне это и незаметно. Вот, к примеру, недавно я узнала, что Николай Петрович Бурляев собирает фестиваль народного творчества...

- Да, музыкальный фестиваль проходит в рамках фестиваля «Золотой Витязь». Сейчас готовится стартовать Форум славянских искусств, который будет включать в себя форум литературный, изобразительных искусств, театральный, музыкальный и кинофорум.

- Вот видите, какой-то интерес к музыкальной народной культуре уже ощутим. Я живой свидетель того, как возникал этот интерес благодаря ансамблю Дмитрия Покровского и его сподвижников в Петербурге и других городах. Но потом, к сожалению, эта волна спала. Думаю, произошло это из-за бытующего мнения, что народные песни - образец языческой культуры, а Русь наша православная, и мы, следовательно, не должны иметь интереса к народной культуре как к пройденному этапу. Это в корне неверно. Жаль, что люди знающие и понимающие не пропагандируют этого, этим занимаются как раз те, кто ничего не смыслит в народной культуре. Ведь её нельзя постичь в одночасье. Мало просто спеть народную песню. Дошедшие до нас песни очень древние и невероятно самобытные. Народную песню надо прочувствовать, нужно научиться музыкально мыслить так, чтобы приблизиться к её внутренней вокальной культуре. Не случайно, у народов, которые сохранили настоящее культурное национальное пение, крепкие корни. Думаю, что сегодняшнему человеку практически невозможно научиться так красиво петь.

- Откуда ваша культура произнесения?

- Мне очень нравится говорить «ч-то» (а не «што». - Прим. ред.), это дань памяти дорогим для меня и уже ушедшим ныне людям, которые произносили именно так. Кроме того, язык наш утерян - его словарный запас, интонационная традиция произнесения. Даже в старину простые уличные торговцы кричали «зазывалки» на определённый мотив. Определённая была звуковая информация, человек развивал свой слух. У современных людей, говорящих на русском языке, нет ни малейшего представления о русской музыкальной песенной интонации. Эта интонация сохранилась разве что в церкви, где можно послушать и прочувствовать её, но ведь в быту этим мало кто будет заниматься. Произносить на старорусский манер - мой сознательный выбор.

- Я так и понял, что вам просто нравится так говорить. Ведь так только русская аристократия в эмиграции говорила, великие князья Романовы или русские переселенцы-раскольники из Аргентины. Это хорошо...

- Кстати, меня упрекали и в манерности, и в «оканье». В Вологде даже легенда есть по поводу моей манеры произнесения. Но «окаю» я потому, что считаю: везде «акать» нельзя. Буква «а» красивая, но «о» очень рельефно вычерчивает слово. В пении ведь нужна не только мелодия, в пении обязательно надо вычертить слово, чтобы человек, когда слушает, вместе с мелодией понимал смысл слова, чтобы всё это вошло в сердце, чтобы абсолютно точно отпечатался смысл. Своей учительницей, наставницей я считаю Ольгу Федосеевну Сергееву, которая жила в Усвятском районе в деревне Церковище. Она умерла 5 лет назад. Я её услышала по радио и захотела повторить её песни, спеть как она.

- Кого вы считаете коллегами по народной песне в русском песенном искусстве?

- Любой человек, проявляющий истинный живой интерес к народной песне, - мой коллега и соратник. Лет 8 назад я была в Белгородской области, где по приглашению местного архиепископа выступал женский деревенский ансамбль. И это было большим подарком для меня - юные, молодые голоса пели настоящую крестьянскую песню так, как нужно её петь. Они удивительно точно сохранили внутреннюю интонацию. Ведь, как правило, в пении молодых не хватает выдержанности традиции, они словно играют в народ, становятся манекенами, исторгающими звуки. Но в национальном пении в русского нельзя играть - это дурно и безвкусно, как бы ни потешались над этим иностранцы или те, кто не владеет русской культурой.

- Когда-то давно при нашей встрече вы говорили, что ваш сын учится в лицее духовной культуры. Что он делает сейчас?

- Он теперь музыкант, учится во ВГИКе на звукорежиссёрском факультете, совмещает работу с учёбой, ужасно устаёт. Я не могу о нём отстранённо рассказывать. Он учится, перепробовал разные институты и пока ещё не нашёл нужного. Когда в человеке много талантов, они бьются о стенки жизни и все хотят вырваться наружу, чтобы расцвести ярким цветом. У него много потенциала и возможностей. Что бы ни было, всё слава Богу. Кем он будет - неважно, но у него хорошая жизненная школа: в поездках по России он много видел людей, видел провинциальную жизнь, которая ещё дышит отзвуком русского национального духа. Это настоящий университет - почувствовать разных людей, понять достоинство - своё и других.

- А по каким провинциям вы поездили?

- Кроме Дальнего Востока, я, наверное, была в России везде, поскольку только по провинциям и езжу. Иркутском у меня заканчивается дальнее восточное направление. Россия большая, везде свои таланты есть.

- Сколько в год получается концертов?

- Это знает мой директор Александр Николаевич Шеффер. Очень много: за прошлый сезон в октябре - ноябре у нас было 58 концертов. У меня бывают такие периоды, когда чемоданы не разбираются. И чемоданы не выдерживают, ломаются, представляете! Помню, как в 2008 году мы должны были прилететь из гастролей 30 октября, а 1 ноября у нас уже был новый концерт. Сидим, ждём самолёта, и вдруг в календаре вижу, что в октябре 31 день. Вот было счастье - узнать, что целый день можно отдохнуть.

- У вас есть программа предстоящих концертов?

- Скорее нет, программа пока продумывается. Я почти создала идеальную программу, в которой было бы желанное соотношение всех произведений. Наверное, вы заметили, что в зале аплодируют, едва я начинаю петь - так всегда бывает при исполнении любимых песен. А если я не внесу эти песни в программу, люди будут их требовать, и мне всё равно придётся их исполнять, но уже вне программы. Но ведь постоянно исполнять одно и то же скучно. Я всегда сравниваю свою программу с коллекцией - ведь когда коллекция новая, в неё идёт всё без разбора. А когда коллекция собирается уже долго, в неё хочется добавлять исключительно раритеты. Всегда думаешь: взять ли эту редкость в коллекцию или нет? Так и с музыкальной программой.

- У вас есть постоянные поклонники?

- Да, конечно. Вот, к примеру, одна женщина уже лет 12 ходит на мои концерты, сидит на первом ряду, периодически шуршит букетом и говорит «Мама» - она любит эту песню.

- Вам на концертах передают записки. Какие в них пожелания?

- Во время концерта слишком большой эмоциональный накал, чтобы это запомнить. Но я все записки храню, выбросить их рука не поднимается. Есть записки 5-7-летней давности. Иногда я их случайно нахожу, и тогда становится радостно и приятно - ведь записки пишутся под воздействием чувства. В трудную минуту они как бальзам на душу.

- Вы составляете концертную программу не только тематически, но и по настроению?

- Конечно, программа всегда стоится по настроению, по чувству. Ведь музыкальная программа, как калейдоскоп - стоит немного переставить песни местами, и общая картина уже меняется. Иногда очень хочется петь про эмиграцию - это моя любимая тема. Столько красивых стихов написано, столько боли заключено в художественных образах, что впору делать отдельную программу.

- Вам когда-нибудь доводилось выступать перед эмигрантами?

- Не бывало так, чтобы зал состоял из одних только эмигрантов. Но некоторые бывали - из старых эмигрантов первой волны. Я была рада таким встречам.

- А на гастроли за границу вы ездили?

- Нет. У меня есть ощущение, что это не моё. Александр Сергеевич Пушкин тоже никогда не был за границей. Анастасия Дмитриевна Вяльцева, которая тоже никогда не была за границей, совершенно точно сказала: за границу ездят за славой, а я славу нашла здесь.

- Я не совсем соглашусь, потому что вы могли бы поехать к тем русским, которые Россию чувствуют обострённее, чем здесь.

- Верно. Была пора, когда я сильно болела этой идеей. Но на всё воля Божья, ведь у эмигрантов остался на губах вкус Родины, а у нас этого, к сожалению, нет. Поэтому, мне думается, важнее развивать народную песню здесь. Для человека важнее отдыхать на своей Родине, чем отдыхать на берегу океана. Важно сорвать с ветки яблоко, выросшее на твоей земле, и вонзиться в него, почувствовать морозный воздух, чтобы он ударил тебя и осветил, и опьянил одновременно, чтобы понять, что ты совершенно счастлив. Так же для другого человека важно вонзится в банан и почувствовать свой вкус родины. Когда ты не чувствуешь этого вкуса, то словно на чужбине живёшь. К сожалению, на сегодняшний день произошла глобальная потеря координат.

- Цикл автора Туроверова большой?

- Нет, он состоит всего из одной песни. Я пытаюсь найти нейтральные стихи, но у него стихи, похожие на памфлеты, все монархического содержания. Я перестала петь эти стихи, потому что, когда я песню допевала, кто-то в зале начинал понуждать всех встать - такой патриотический порыв. Было ощущение, что сейчас в зал ворвутся матросы, и начнётся перестрелка, а я этого не хочу. Мы стереотипами воспринимаем других людей. Сколько нареканий у меня было по поводу того, что я пою Вертинского! Как так, ведь я патриотическая певица, а пою Вертинского! Вертинский - это штамп в голове, Туроверов - тоже штамп. А я хочу, чтобы на моих концертах человек возвращался в некое состояние младенческого восприятия, чтобы он мог совершенно спокойно пролить слезу, не думая, правильная она или нет. Поэтому мне очень нравится ездить по провинциям. В маленьких городах, с одной стороны, есть люди удивительно образованные, очень тонко воспринимающие музыку, а с другой стороны, есть такие, кто, совершенно не разбирается в тематике. Однажды по просьбе писателя Валентина Распутина мы должны были выступать у него на родине, в Иркутске. А перед этим выступали в городе Балаганске. Концертным залом это нельзя было назвать - какой-то сарай с невысокой сценой и пианино без боковой и задней стенки. Была осень, и мы исполняли песню «Астры осенние». Тончайший романс, который, казалось, требовал изысканного, необыкновенного восприятия. А тут пришли люди с семечками! Но скоро никаких семечек не было, потому что люди забыли, где они находятся, - слушали, открыв рот, не зная ничего, о чём я пела, романс ли, песню ли... Сидели, завороженные звуками пианино. Мастерство нашего пианиста Миши такое, что звуки таяли. А во время перерыва зрители вышли и нарвали нам цветов. Вот так пространство поменялось, и это уже был не город Балаганск, а уже какой-то совершенно другой, волшебный город, в котором живут волшебные люди, способные воспринимать то, что вроде бы никому не нужно, как старое и отжившее. А в городах часто приходят люди и говорят, что, вот, Блока не надо петь, не надо Набокова или Вертинского. А я думаю, что тем людям, которые сидели в зале Балаганска, было всё равно, поют ли Блока или Набокова. У них есть отзвук настоящего. Это генетическая память. Кровь отзывается в людях. И поэтому совершенно не важно, где петь, а важно петь там, где есть русские люди. И часто пришедшие ко мне на концерт люди говорят, что я пою, как их мама, бабушка или тётя. Конечно, я пою именно так. Вся Россия так пела. Ведь не случайно, что Тургенев (светский писатель!) написал своих «Певцов», где точно рассказал, что есть разное исполнение - петь красиво или так, как Бог на душу положит. И один пел красиво, а другой пел так, как Бог на душу положит. И одним восторгались, а от другого душа замерла.

Беседовали Дмитрий Якунин, Виктор Линник, Нина Катаева

Следующие концерты Евгении Смольяниновой в Москве состоятся

20 марта в Международном Доме музыки

и 23 апреля в КЦ Чайковского.

Приобрести все диски с творчеством замечательной певицы вы можете в интернет-магазине «Политкнига»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгения Валерьевна Смольянинова
Колыбельная России
Стихи, которые стали песнями. Светлой памяти Юрия Костыгова († 14.02.2017)
17.02.2017
Чем песня русская расшита
Разговор с Евгенией Смольяниновой
03.06.2014
Песни для любителей русской жизни
Беседа с певицей Евгенией Смольяниновой
20.12.2010
О "православной песне", "православных фестивалях", "православных певцах и композиторах"
Беседа писательницы Людмилы Ильюниной с певицей Евгенией Смольяниновой
13.06.2006
Все статьи Евгения Валерьевна Смольянинова
Новости Москвы
Все статьи темы
Международный Форум «Золотой Витязь»
Все статьи темы
Последние комментарии
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.11.2024 13:04
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 10:03
Маткапитал утратил свою актуальность?
Новый комментарий от РомКа
17.11.2024 09:57
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 09:56
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.11.2024 06:57
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
17.11.2024 06:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
17.11.2024 06:05