Вечером воскресного дня, 20 декабря, в честь праздника святителя Николая Центр охраны семьи и детства «Русичи» пригласил севастопольцев на встречу с удивительным человеком. Василий Жданкин - сегодня один из немногих людей, который вместе со своей дочерью Анастасией использует свой огромный талант, данный ему Богом, во славу Божию же. Не увлекая этим талантом людей в преисподнюю, как это делает современная поп-культура (какое точное название!), а, напротив, напоминая о глубоком смысле нашей жизни, сознанием которого пронизана наша богатейшая культура, в частности наши песни и былины, которые он исполняет. Наверное, поэтому Бог даровал Василию Жданкину быть не только исполнителем, но и автором своих песен, продолжающих оскудевающую реку народной, исторической и духовной песни нашей земли.
И не беда, что ценителей этой культуры сегодня становится все меньше. Как заметил Василий, пришла пора просеивания пшеницы: «Сейчас на Руси большая проблема, многие покидают ее, уезжая на заработки за границу. И это очень прискорбно, что люди, не имея в себе твердого стержня, пытаются найти где-то легкую жизнь. Не знаю, находят ли, но знаю точно, что семьи распадаются, народ спивается, в общем - беда... Есть такая старинная крестьянская мудрость, что молотить зерно нужно тогда, когда на дворе сильный ветер. Тогда шелуху, эти плевелы, ветер забирает, а зерно остается. И вот сейчас у нас на Руси такая же ситуация - сейчас ветер, буря. И шелуха улетает, уезжает. Остается зерно». Одни люди уезжают за границу, другие - в виртуальную реальность эмансипированного общества потребления. «В прошлом году, - рассказал Василий, - в классе моей дочки Анастасии проводили опрос на традиционную тему: «Кем ты хочешь быть?». Дети пишут - кто менеджером, кто директором фирмы, кто банкиром, кто артистом, кто моделью. И вот вопрос: а кто же этих моделей и банкиров будет кормить? Никто не хочет... А ведь именно крестьянство есть главная составляющая народа. В Библии есть такие слова, что наивысшее искусство на земле - растить хлеб».
Верных Богу, своему народу, земле, традициям остается все меньше, но они, слава Богу, есть. И такие встречи нас продолжают объединять, показывают, что мы не одни, вдохновляют на продолжение своего пути. Поэтому атмосферу в зале на таких встречах не нужно «подогревать» современными концертными технологиями - севастопольцы очень тепло встречали Василия с его прекрасной дочерью, горячими рукоплесканиями выражая свое единодушие и благодарность.
Одной из песен, исполненных Василием, был отрывок из летописи XIV века «Слово о погибели Русской земли», который начинается описанием ее величия и поистине дивной красоты. «Но от великого изобилия и богатства своей земли князья стали алчными и кровожадными, что и навлекло на Русь страшное наказание - пришла Орда. Мне кажется, что мы сейчас живем в подобной же ситуации, только орда пришла пострашнее, к сожалению...».
Вместе со старинными народными песнями, летописными описаниями, положенными Василием на музыку, казачьими песнями и духовными песнопениями Руси звучали и песни, как говорится, «на злобу дня», о том положении, в котором мы оказались, и почему это случилось:
На своє життя нарікаємо,
Тяжкії гріхи забуваємо. Господи, помилуй...
Із більшовиком цілувалися,
Над Святим Хрестом поглумлялися. Господи, помилуй...
Розорили Русь, Русь Державную,
Церковь росп’яли православную. Господи, помилуй...
Отдали Царя на закланіє,
Нечистим в поруганіє. Господи, помилуй...
Хлібчиком Святим розкидалися,
Божиим церквам не вклонялися. Господи, помилуй...
Душі без хреста, тіло без поста,
Європейський рай - в пікло путь проста. Господи, помилуй...
В очах печаль, на плечах сума,
В Царстві Божому місця нам нема... Господи, помилуй!
- говорится в покаянной песне, написанной Василием Жданкиным. «Мы сейчас оказались разделены с Россией и практически уже разделены с Крымом, потому что наше телевидение делает все усилия для того, чтобы сделать Крым «горячей точкой». Московское телевидение тоже в этом преуспевает, к сожалению. И мне хочется, чтобы то ошибочное мнение о Западной Украине, которое сложилось, немножечко изменилось. Чтобы люди поняли, что вражда к русским - это не извечная вражда, это результат наших обоюдных грехов. Ведь когда в 39-м году пришли советские войска, народ встречал их хлебом и солью, как братьев, потому что помнил тех, кто приходил в 14-м году - верующих людей, с которыми пели, выходили замуж, жили дружно. Мы действительно тогда были одним народом. Сегодня нас пытаются разделить. Сейчас говорят: «Как мы можем называться одним народом, если мы настолько разные?». Да, мы разные. У одной матери тоже несколько детей, и все они разные! А мать-то одна. Наша культура, наши языки, наши песни - они дополняют друг друга. Это как букет полевых цветов: все по-разному пахнут, а в букете получается очень сильное, прекрасное благоухание. Поэтому мне бы хотелось, чтобы мы поменьше слушали телевидение и научились любить друг друга. Давайте стараться на этом поприще».
Самого Василия можно с уверенностью назвать миссионером - на своих концертах он, беседуя со зрителями, старается напомнить нам, что русские и украинцы - это один народ, и только в нашем единстве мы можем выстоять в современном мире. Так, летом они преодолели более 1.500 км по реке Лена в Якутии, давая по городам и маленьким весям свои концерты. Также Василий Жданкин выступает и в тюрьмах. Накануне выступления в Севастополе им был дан концерт в симферопольской тюрьме.
Также на праздничном вечере выступил севастопольский образцовый ансамбль «Калинка» со своей, как всегда, очень красочной программой. Молодые девушки в нарядных сарафанах исполнили несколько веселых русских песен, в том числе и о святителе Николае Чудотворце, столь любимом и почитаемом на Руси святом.
Концерт, на который Центр «Русичи» пригласил севастопольцев, был не простым - был объявлен сбор пожертвований на рождественские подарки детям из малообеспеченных и многодетных семей.
После концерта центр «Русичи» пригласил преподавателей украинского языка и литературы города на беседу с Василием Жданкиным. Пришли также и несколько учителей русского языка. Учителя с прискорбием отмечали, что украинский язык встречается с большим негативом из-за насильственного его насаждения, вплоть до грубого нарушения границ свободной воли и конституционного права человека говорить и думать на родном языке. В частности, это относится к принуждению говорить в стенах школы только на украинском языке и сдавать на нем государственный экзамен-тестирование, тогда как дети, для которых русский язык является родным, вынуждены тратить немалое время и усилия для осмысления задачи, изложенной на украинском языке. И это в то время, когда новые учебники украинского языка наполнены нередко далеко не литературными словами. «Мы стараемся свое преподавание строить, основываясь на глубоком уважении к русскому языку и культуре, понимая, что вместе мы составляем единое целое». Преподавание затрудняется еще тем, как составлены современные программы преподавания. Если преподается два языка, то программа родного языка должна идти на шаг впереди, чтобы восприятие второго языка, основываясь на полученных знаниях родного языка, было легче. «А у нас наоборот, приходится говорить детям, что, к примеру, такую-то часть речи вы уже проходили в украинском языке и звучит она так-то. То есть обучение идет задом наперед. Все это очень влияет на отношение к языку». Одна из учительниц поделилась тем, что в учебнике украинского языка было предложено прочитать молитву «Отче наш» на украинском языке, и ребенок не захотел это делать, объяснив это так: «Моя семья - православная, и все молитвы читаются на церковно-славянском языке». На что Василий ответил, что учителю нужно очень бережно относиться к убеждениям учеников и ни в коем случае не подрывать авторитет родителей в глазах ребенка. Точно так же и учителям русского языка и литературы. От имени редакции мы бы хотели подчеркнуть, что церковно-славянский язык, составленный великими нашими святыми Кириллом и Мефодием, является боговдохновенным, а также коренным языком русского народа, частью которого еще недавно была Малороссия, современная Украина, и потому не может ущемлять национальные чувства украинцев.
Василий Жданкин внимательно выслушал учителей, и посоветовал собирать «круглые столы» для обсуждения этих проблем и сообща разрешать на них все возникающие вопросы, а свой предмет преподавать, как он есть, никак не политизируя его и даже не вдаваясь в исторические аспекты, которые теперь очень неустойчивы и часто меняются, и призвал всем нам быть мудрее переменчивой политики и больше искать то, что нас объединяет, а не разделяет. «Путешествуя по стране, я убедился, что нет никакого противостояния между Западной и Восточной Украиной, люди везде одинаковые, все хотят жить в мире и согласии».
Впервые опубликовано в газете «Русичи»,
г.Севастополь