Не столь давно в прессе появились сообщения следующего содержания: «В июле сего года Священный Синод УПЦ причислил к лику местночтимых святых инокиню древнего киевского Флоровского монастыря Елену (Бахтееву; + 1834), могила которой более полутораста лет пользовалась особым почитанием. Житие подвижницы и устно, и письменно было хорошо известно и в Малороссии, и далеко за ее пределами. И говорили о ней, как о святой Елене, хранительнице Киева, «почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского».
«6 октября 2009 года предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир в главном храме Вознесенской Флоровской женской обители совершил Божественную литургию, после которой состоялся чин прославления в лике местночтимых святых инокини Елены (Бахтеевой). В конце чина прославления под пение тропаря, кондака и величания преподобной Елене из алтаря было вынесено иконописное изображение преподобной, которым митрополит Владимир благословил паству. Архипастырь, духовенство и паства поклонились нетленным мощам преподобной, рака с которыми установлена в храме. День памяти преподобной Елены Флоровской - 23 марта / 5 апреля» (Сергей Герук).
Краткие вехи земного жития этой удивительной подвижницы святости и благочестия уже излагались мною на Русской линии. Отцом инокини Елены (в миру Екатерины Алексеевны Бехтеевой, именно так правильно пишется фамилия святой) родившейся в 1756 году в Задонском уезде, тогда Воронежской губернии, был ксизовский помещик, отставной генерал-майор Алексей Дмитриевич Бехтеев (1720-1793). Поэтому его дочь, никогда не будучи в замужестве, конечно же, не могла носить никакую иную фамилию, кроме как Бехтеева. Интересно, что и в воспоминаниях «об инокине Елене, почивающей в Гробе Святителя Тихона Задонского в Киево-Флоровском женском монастыре», изданных в Киеве в 1890 году и переизданных в 2003 году, фамилия Бехтеевых трижды употребляется верно, через «е», а дважды через «а».
Вместе с тем, на надгробье инокини Елены в Свято-Флоровском монастыре её фамилия обозначена, действительно, как «Бахтеева». Сохранилась полностью и посмертная надпись: «Здесь покоится инокиня Елена, а в мире Екатерина Алексеевна Бахтеева, генеральская дочь, скончавшаяся на 78 году жизни, прожив в монастыре 60 лет. Умерла 1834 года марта 23 дня. Похоронена во гробе святителя Тихона Задонского, который у нее сохранялся 50 лет».
В чём же дело? Какова причина искажения фамилии праведницы? Сегодня однозначно ответить на этот вопрос пока сложно. Быть может, мирская фамилия инокини Елены после её смерти воспроизводилась кем-то по памяти не совсем точно; или же сама подвижница, дабы не быть узнанной, некогда поменяла одну букву в своей достаточно известной дворянской фамилии? Важнее, конечно же, другое.
Нам доподлинно известно и нет никаких сомнений, что преп. Елена Бехтеева происходила из семьи задонского (ксизовского) помещика, отставного генерала Алексея Дмитриевича Бехтеева, который, кстати, приходился родным братом первому учителю Цесаревича Павла (будущего Императора Павла I), Федору Дмитриевичу Бехтееву (1716-1761), и двоюродным братом прапрадеду поэта Сергея Бехтеева, Алексею Ивановичу Бехтееву. По архивным документам известно также, что матерью инокини Елены была некая Прасковья Ивановна. У подвижницы были два родных брата: Алексей и Дмитрий и, по крайне мере, одна сестра по имени Варвара, в замужестве Фенина. Некоторые генеалогические подробности, касающиеся прославленной в лике святых инокини Елены и её близких можно посмотреть в книге Ляпина Д.А. и Лильп И.Г. «Бехтеевы» (Елец, 2009), а также в моей книге «Певец Святой Руси». Интересно, что в Третьяковской галерее хранится полотно художника Н.В.Лангера, на котором изображена семья родного брата инокини Елены - Алексея Алексеевича Бехтеева (1763-1826). Отец инокини Елены, Алексей Дмитриевич, по всей видимости, как и его двоюродный брат Алексей Иванович Бехтеев (отец Никандра Бехтеева, ученика и сотаинника свт. Тихона Задонского) был не только хорошо знаком со святителем Тихоном, но и пользовался его расположением. Известно, что святитель Тихон Задонский подарил Алексею Дмитриевичу Бехтееву панагию, которую принёс в дар Задонскому мужскому монастырю сын уже покойного генерала Алексей Алексеевич Бехтеев. Полагаю, что и гроб святителя Тихона достался инокине Елене, вероятнее всего, непосредственно через её троюродного брата Никандра Бехтеева, бывшего при святителе Тихоне в последние дни его земной жизни.
Послушником Никандром (Бехтеевым), кстати, написан прекрасный портрет святителя Тихона, переделанный позже монахами Валаамского монастыря под икону. О существовании этого удивительного портрета-иконы знают пока очень немногие. В ближайшее время постараюсь рассказать о нём поподробнее.
Сотрудники и соратники благотворительного Бехтеевского фонда любителей русской старины с большой духовной радостью встретили весть о прославлении в лике святых инокини Елены; ведь теперь в роду Бехтеевых появилась первая святая, к которой будем неустанно обращаться, испрашивая её молитвенную помощь и поддержку. Думается, преподобная Елена - молитвенница и покровительница не только Киева, но и родимых ей мест Задонщины, где она родилась, а также Воронежа, где пребывала в Покровском женском монастыре в начале своего монашеского пути.
Приведенные в статье, истины ради, некоторые уточнения и добавления могут быть полезны для составления Жития преподобной Елены и возможных печатных материалах о ней.
Преподобная мати Елено, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Владимир Константинович Невярович, Бехтеевский фонд любителей русской старины