itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русское Зарубежье в его отличии от диаспоры

Нечто по поводу публикации А.Бондарева "Русское Зарубежье"

0
161
Время на чтение 3 минуты
От редакции: Вступительная статья главного редактора журнала "Трибуна русской мысли" Александра Аркадьевича Бондарева к очередному выходу журнала, посвященного теме "Русское Зарубежье" вызвала большой интерес читателей. Свидетельство тому - не только активная дискуссия на форуме РЛ, но и полученная нами небольшая статья нашего постоянного автора публициста Андрея Брониславовича Рогозянского, которую мы предлагаем вниманию читателей. Думаем, что проблема стоит того, чтобы она была основательно обсуждена.

Не знаю, в какой мере очерк "Русское Зарубежье" и взгляд Александра Бондарева нужно считать собирательными. Но раз материал написан, он становится поводом. А поскольку о Русском Зарубежье к нам пишут как о Русском (sic!) Зарубежье (sic!), а не об одной из многочисленных диаспор со своей историей, то, Дорогой автор, давайте хотя бы в порядке дискуссии post factum скажем о том, что, в отличие, скажем, от цепких китайца или еврея или православного грека даже, для русского человека жизнь на чужбине никак не может быть полноценной и удовлетворительной. Без этого весь подробный отчет о Русском Зарубежье, к сожалению, проигрывает.

Русское Зарубежье - как левое подреберье. Еще одна Украина-окраина, которая проста и понятна на своем месте и моментально перелицовывается в вотчину укров, будучи рассмотрена по отдельности. Многие нации разбросаны по континентам, имеют диаспоры, мысленно тяготеют к этнической родине. Русские одни, кроме обычной диаспоры, имеют свое Зарубежье - людей, в определенное время вытолкнутых за рубеж, но так и не ставших эмигрантами.

При таком раскладе смотрю и не понимаю, о ком и о чем это у Александра Бондарева: "каждый человек... вправе молиться там, где ему молится, а для этого - выбирать соответствующие место и окружение"? "Молиться там, где тебе молится", - формула, прекрасная в приложении к теме молитвы, но легковесная в приложении к теме России и русскости. "Молиться" - категория невещественная и неуловимая. Собственно, уже в авторском пересказе беседы с вл. Лавром начинается смысловая редукция. Архипастырский завет начинался с "молись!" - призыва на большее. Как минимум, это не то, что сказать: "мы можем молиться" или "мы вправе молиться", - сухого силлогистического суждения. У читающего же акцент, как на более простую и определенную, и вовсе смещается на концовку, домысленную от себя автором: "каждый человек вправе выбирать место и окружение". Вполне космополитично. Если согласиться на это, тогда ничего не препятствует верующему человеку покинуть Россию сегодня и завтра. В эмиграции он легко склонится к той мысли, что молится лучше, а потому при отъезде с ним ровным счетом ничего не случилось.

К нашему огромному счастью, приснопамятным вл. Лавром упомянутая фраза применялась не к выбору Костромы и Нью-Йорка, а к выбору между пустыней и миром. Но авторское резюме озадачивает. Волей-неволей, хочется этого автору или нет, подробным вхождением в идею о самостоятельности диаспоры убивается сам предмет разговора. Ведь если у Русского Зарубежья "всё есть", и оно "у себя", а не в гостях, то, Бога ради, живите себе на здоровье, как знаете; живущих в России это касается разве что в форме энциклопедического факта. Да, Лосский. Да, Трубецкой. Да, Ильин и другие. А Вы уверены в том, что Трубецкой, Лосский, Ильин и другие, кого Вы приводите в удостоверение весомости зарубежных активов, в нынешней ситуации стали бы рассуждать о "мы вправе выбирать соответствующие место и окружение"? У Вас никогда не возникало мысли, что наивысший пик зарубежной жизни обнаруживает одновременно и холодность нынешней? Что в лучших сердцах этот пик раскрывал одновременно такую могучую устремленность к Родине, что все остальные суждения о разностях социумов, разных воспоминаниях, привычках и травматических синдромах и пр. выглядят скучно именно и прежде всего на фоне вашей генеалогии и ваших некрополей? Позвольте же высказать убеждение, как мне представляется, небезосновательное, что Трубецкой, Лосский, Ильин, будь они живы, были бы с нами. В то время как Западу доставались бы те, кто каждое великое имя оправил в роскошную рамку и с удовлетворением развесил это множество рамок в своем нью-йоркском или парижском интерьере.

Не примите за упрощение. Конечно, я не считаю, что вопрос о русских заграницей так уж прост. Как минимум, есть пастырское служение и окормление разного кочевого люда, живущего в стране далече, по разным недоразумениям, преимущественно. По-человечески легко понять, почему Н.Осоргин в возрасте 85 лет не едет из Парижа. На осмысление и принятие России, какая она теперь есть, у него попросту нет сил. Однако медвежьей услугой будет натягивать метафизику "Зарубежной России" на данные прозаические обстоятельства. Если мой рост 1.70, безосновательно объявлять баскетбол глупой игрой на основании одного только этого. Если Россию можно вывезти и переосновать где-то в другом месте, Россия как реальность, пожалуй, вообще не заслуживает стольких патетических разговоров.

Надеюсь, понятно, что эти мои замечания не относятся к автору, Александру Бондареву, лично. Таковые относятся к методу и некоторым небесспорным концептуальным аспектам, которые не меняют нашего положительного взгляда на Русское Зарубежье, но как направляющие читательское мышление по неверному следу вызывают потребность в соответствующих анализе и комментариях.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06