"Нет меры любви моей к России..."

Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)

ДелоРус 
0
187
Время на чтение 4 минуты

К 200-летнему юбилею со дня рождения Н.В.Гоголя


В работе "Гении России" И.А.Ильин пишет, что Николая Гоголя понимали односторонне, ценили как сатирика и юмориста. Однако во всей полноте осмыслить вклад гения в сокровищницу художественной культуры России возможно лишь при условии соблюдения следующих основополагающих принципов анализа его творчества:

- Выявление индивидуально - неповторимого, обнаружение культуротворческого акта русской души в уникальном даровании;
- Самый великий человек, редчайшее национальное дарование, представляет свой народ и его своеобразие только в весьма определенных границах; каждый из них подобен лишь одному окну в огромном здании народного духа;
- Обнаружение единства в многообразии, одного стержня в уникально-неповторимом творчестве. Стержень этот - в народности гения. Он есть кровь от крови народа и дух от духа его, он дышит его воздухом, носит в себе сердце народа, своим творческим актом выражает сущность народа.

Индивидуально-неповторимое у Гоголя - сверхчувствительность гения к добру и злу, прекрасному и безобразному, Божественному и сатанинскому. В своем полетно-высоком и депрессивно-низком он остается истинно русским. Колебания между эйфорией и депрессией - национально-русский ритм. Они открывают человеку доступ к глубинам и высотам духа.

Враждебность человеку атмосферы окружающей действительности, ее ничтожность пытались показать многие писатели в Европе: Бальзак, Флобер, Мопассан, Золя, Ибсен.

Но, не обладая живой религиозностью, они не могли поставить верный диагноз обществу и наметить пути к его выздоровлению.

Гоголь одним из первых сказал чеканное для данной ситуации слово: жизнь без устремлении души к высшим идеалам, православного христианства скверна, пуста, бессмысленна [4, С.272-273]. Он указал и путь духовно-нравственного оздоровления России - путь личностного очищения от всего недостойного в себе; об облагораживании жизни из сердечных глубин.

То, с чего надо было начинать, было задачей обличительной, которая требовала мудрости, зоркости и сатиры. В "Ревизоре", "Мертвых душах" злоупотребления и плутовство чиновничества губернского мира и грубость помещичьего быта с замечательным мастерством представлены в комическом виде.

Но это, как справедливо замечает Н.Я. Данилевский - лишь внешняя цель Гоголя [1, С.443-444]. Глубина его поэтической концепции несравненно дальше прямой непосредственной цели; она устремлена к тому, чтобы вызвать к жизни в России жажду нравственного очищения. Именно этому отдали свое художество два наших национальных гения - Пушкин и Гоголь.

Сам Гоголь, для которого было дорого вечное и непреложное слово Пушкина, восхищался тем, что в Пушкине "русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла... Сочинения Пушкина во всей их глубине способен понять только тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому Россия родина, чья душа нежно организована и развилась в чувствах" [2, С.241 -242].

Это размышление о Пушкине дает нам ключ к постижению личностных и художественных устремлений самого Гоголя. Он изумляет нас волшебной красотой слова, магией комедии и магией трагедии, своим неповторимым юмором с "перчиком и солью", своей фантасмагорией, бесценным даром изобразить русскую душу в ее повседневности с искрометным юмором и задором.

В затейливо-сатирических тонах великий писатель показывает народу его недостатки, "находит мужество и мастерство показать обществу его социальный, политический и духовный уровень,... в морально-обличающих тонах пророчествует о невозможности такого пути в дальнейшем". [4, С.272.].

Немного сочинений создано автором, в которых он выводит положительных персонажей. В числе их - повесть "Тарас Бульба". Автор обращается к истории борьбы украинских казаков против Польши, и она предстает перед нами как воистину исторический эпос. В центре повествования - фигура Тараса, одного из числа коренных старых полковников, созданных для бранной тревоги.

Это - герой эпического масштаба, равного которому не создала ни одна из европейских литератур. Судьба отечества, любовь к народу -вот высший смысл его жизни. Ни одного чуткого читателя не оставило равнодушным слово Тараса, обращенное к своим боевым соратникам: "Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет дело до того, чтобы поведать сердечное слово, - и видишь: нет; умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа... Нет, так любить никто не может!" [3, С.111]. Осуждает Тарас тех своих современников, что слепо перенимают чужие обычаи, гнушаются языком своим, но даже в них, по его мнению, осталась крупица русского чувства.

Невозможно не пережить трагедию отца, вершащего суровый суд над младшим сыном, предавшим отечество. Невозможно не поражаться мастерству писателя, который заставляет трепетать все струны нашей души, повествуя о публичной казни казаков в Варшаве:
"Первым эту тяжелую чашу пришлось выпить старшему сыну Остапу. Как исполин, выносил он все терзания и пытки. Но когда повели его к последним смертным мукам, казалось, как будто стала подаваться его сила. И воскликнул Остап в душевной немощи: - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул [3. С.139-140].
Богатырями духа предстают в повести и боевые сподвижники Тараса - куренной атаман Балабан, Степан Гуска, молодой атаман Кукубенко. Каждый, погибая в смертельной схватке, уходит из жизни со словами, подобными тем, которые, собрав весь дух свой, произнес атаман Бовдюг: "Не жаль расставаться со светом. Дай Бог всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля".

Но истинным исполином духа предстает сам Тарас в минуты мученической кончины. "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу", - восклицает автор повести.

Это великое произведение вышло из под пера Николая Васильевича, когда Россия, сотрясаемая бесконечной борьбой за защиту своих границ, за свою национальную свободу и безопасность, не успевала отбиваться от войн, которые пробуждали в русских чувство национального самосознания.

Этим объясняется востребованность творческого наследия гения сейчас, когда Россия переживает глубокий духовный кризис и нуждается в верных ориентирах дальнейшего пути в истории.
Смольникова Нина Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа // Византинизм и славянство. Великий спор. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
2. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10 Т. Т.10. - М., 1981
3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Собр. соч. в 8т. Т.2. - М., 1984.
4. Ильин И.А. Гоголь - великий русский сатирик, романтик, философ жизни // Гении России. Собр. соч. в 10т. Т.6, кн. 3-я. - М., 1997.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии