Слава к Гоголю пришла с выходом "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Написанные в тридцатые годы 18 столетия, рассказы актуальны и сейчас. Ведь в них застою и мещанскому благополучию общества, его измельчанию противопоставлена поэзия народной жизни, цельность и свободолюбие украинских парубков, яркая своеобразная природа Украины. Гоголь любуется своим героями, переживает с ними их маленькие радости и горести. "Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических образах Гоголя".
Читая повести "Иван Федорович Шпонька", "Старосветские помещики", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", мы соглашаемся с беспощадной критикой бессмысленно-ленивого "небокоптительства", откровенной насмешкой и сатирическим обличением пустоты и духовного ничтожества помещиков Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, их моральной деградации, тупой и ничтожной атмосферы жизни общества. "Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье. Как только пообедает и выйдет в одной рубашке под навес, сейчас же приказывает Гапке принести две дыни. И уж сам разрежет, соберет семена в особую бумажку и начинает кушать. Потом велит принести Гапке чернильницу, а сам собственною рукою, сделает надпись над бумажкою с семенами: сия дыня съедена такого-то числа. Если при этом был какой-нибудь гость, то: участвовал такой-то...". "Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться, и когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе".
Разве это не герои нашего, современного общества?! Только они "покрупнее" и "покруче". Пустым ничтожным их существование язвительно изображает Гоголь: в них нет ничего человеческого. Такая же пустая жизнь и героев повести "Старосветские помещики", только юмор писателя добродушнее. "Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиною и грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения этого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении".
Мы видим "скромных владетелей", добрых и радушных, их взаимную любовь, основанную на одной привычке, но "ведь и привычка все же человеческое чувство; но ведь всякая любовь, всякая привязанность, на чем бы она ни основывалась, достойна участия". Но мы их жалеем: они ничтожны и жалки, "небокоптители". Тихая и безмятежная жизнь героев словно застыла на месте, лишена всякого движения.
Несмотря на то, что Гоголь в какой-то степени умиленно рисует их, он убеждает читателя в бессмысленности и невозможности такой жизни: ведь человек "рожден, как птица, для полета". Близка нашей действительности повесть "Портрет", в которой писатель показал трагедию художника в современном ему обществе, враждебном искусству: развращает и губит художника власть денег, искушение стать модным живописцем, продажа своего таланта.
А карьера Чичикова?! Это же карьера современного пройдохи-чиновника. Гоголевские образы: Хлестаков, Городничий, Чичиков, Плюшкин, Собакевич, Коробочка, Ноздрев - навсегда вошли в наше сознание, нашу культуру. Это "мертвые души", им писатель противопоставляет вольнолюбивую жизнь украинского казачества. Читателя привлекает героический, богатырский характер Тараса Бульбы, Остапа и других запорожцев. Они любят родину, борются за свободу своего народа, сохраняют верность родине и "товариществу". Несмотря на трагичность коллизии, мы восхищаемся беззаветным мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу.
Гоголь современен и близок нам гуманистическим протестом против поругания человеческой личности, угнетенной и подавленной социальной несправедливостью и эгоистическим равнодушием сильных и богатых к судьбе "маленького человека" (так и хочется написать "маленького украинца" - "Записки сумасшедшего", "Шинель" и др.). Писатель утверждает: "Человек - брат твой", человеческая личность - самое ценное на земле. Это призыв увидеть под внешней униженностью и духовной неразвитостью человека, стать на его защиту.
Оценивая творчество Гоголя, в частности поэму "Мертвые души", А.И.Герцен увидел в них не только "крик ужаса и стыда", но и веру писателя в свой народ, его будущее: "Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность". Действительно, Гоголь - наш современник, он "из прошлого века корнями пророс в нашу действительность, ибо гоголевской "материи" свойственно проникать сквозь пространственные наслоения, и, будучи написанными более полутора веков назад, пьесы, повести, рассказы, в первую голову бессмертная поэма его, являются типичными для нашего времени". И хочется верить, что, "развиваясь вместе с гением и с помощью гения, люди - читатели будущего - станут двигаться дальше и выше к духовному усовершенствованию, ибо гений человечества вечно в строю, вечно находится в изнурительном походе к свету и разуму".
"Время беспутное и сумасшедшее. То и дело, что щупаешь собственную голову, не рехнулся ли сам. Делаются такие вещи, что кружится голова, особенно, когда видишь, как законные власти сами стараются себя подорвать и подкапываются под собственный фундамент. Разномыслие и несогласие во всей силе. Соединяются только проповедники разрушения. Где только дело касается создания и устройства, там раздор...". "Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу службу земле своей...".
Эти две цитаты из писем Н.В.Гоголя подтверждают наше убеждение в том, что великий художник слова нам близок, его принадлежность к современности.
В.Сенина, заведующая кафедрой славянской филологии Черниговского педуниверситета,
член Совета организации "Содружество "Сиверская Русь"
На РЛ прислано в рассылке Всеукраинского Объединения "Русское содружество"