Казаки выстраиваются у памятника Воинам-освободителям - человек сто пятьдесят - внушительно.
Красные гвоздики к памятнику возложили Русская община Крыма и Совет атаманов. Они признали монументы Великой Отечественной своим национальным достоянием. Пока несли букет, случайные прохожие успели собрать мусор в соснячке рядом с братской могилой. Пожилой мужчина только развел руками:
- Нехорошо, гости приехали, а тут грязь, татарин долгое время главой администрации был - чихал он на наши памятники. Теперь "бандэр" у власти - ему тоже по барабану...
Здесь же памятник Воинам-интернационалистам. Вокруг почище. Для оранжевой власти - это дополнительный источник пиара, каждый год митингуют. Мол, были бы не в составе Союза, туда бы не поехали. Гибнуть в Косово и в Ираке - другое дело.
- Мы не могли не помянуть наших, погибших в Афгане, - сказал Сергей Мокшин, атаман Пересвета - сам воин-интернационалист в прошлом, сейчас собирает под знамена общины своих боевых товарищей, - День вывода войск из Афганистана - дата, скорее, праздничная. Мы уходили непобежденными, в полном боевом порядке, со знаменами. Был приказ - вошли. Получили приказ - вышли и всему миру показали - мы не бежали оттуда. Сейчас в Афгане американцы. И что? Наркотики, торговля людьми и оружием. Русские плохие, талибы плохие. Американцы хорошие - и весь мир с афганским опиумом. Мы поминаем всех, кто сложил голову в Афганистане. Эти ребята сохранили нам здоровое поколение - не стоит этого забывать: Союз граничил с этой страной, наркотрафик проходил через нашу территорию.
...Явление казаков напоминало внезапный приезд гусар в тихий город - событие, которое зажигает глаза девушек и стряхивает пыль с герани на окнах. Стройные ряды воинов под флагами СКВРЗ - Союза казачьих войск России и Зарубежья - перемещаются по центру Белогорска, от памятника к памятнику. Рядом бегут мальчишки. Молодежь снимает колону на мобильные телефоны. Здесь - у плато Ак-Кайя - русская история; здесь - Суворов громил османские полки; здесь - скифская конница потомков современных казаков наводила ужас на всех пришлых; здесь - Потемкин принимал капитуляцию крымских ханов; здесь - рядом с городом, в границах современного поселка Зуя - образовалась первая станица...
- Мы здесь для того, чтобы поддержать местную русскую общину, - рассказал атаман Бахчисарайского куреня Сергей Юрченко. - Время пришло, когда-то русские - наиболее инициативные отдали и экономическую, и духовную власть в городе татарам. Отдали без боя - теперь приходится возвращать позиции. Подросла молодежь. Молодая, боевая. Иногда отступить вовремя значит очень многое. Теперь в Белогорске начинается русское духовно-патриотическое наступление. Мы здесь, чтобы показать местному православному населению, что казаки всегда стояли на защите христианских ценностей. И мы их не оставим в беде.
...Строем казаки дошли до развалин средневековой тюрьмы - осталась одна стена с табличками: "Памятник архитектуры XV ст." и "Асаф Даур Сефер Гази мудрый господин с помощью науки разума завершил постройку этого здания, увидев это место благоустроенным". Асаф Даур построил крепкую тюрьму. Здесь в свое время останавливались невольничьи караваны по дороге в Кафу - крупнейший центр средневековой работорговли. Первые торги местная знать проводила в татарском Карасу-базаре. Отсюда и старое название города - нашего Белогорска. Сотни православных людей были замучены в татарском полоне. Казаки возложили венок с надписью: "Русским людям, погибшим в татарской неволе. Помним".
- Сейчас потомкам трудно осознать все последствия победы русских людей над татарами, - делится мыслями Виталий Храмов, старейшина казачьей общины "Соболь". - Уничтожен последний центр работорговли в Причерноморье. Сейчас говорят о Кавказе, о Ближнем Востоке, о сексуальном рабстве в Европе. Но тогда, когда Миних развалил Кафу, об этом постыдном бизнесе надолго забыли. Кстати, в Совете атаманов сегодня два Миниха - православные немцы, потомки того славного полководца. Думаю, радикалам из меджлиса следует об этом помнить.
Произнесли краткую молитву об упокоении душ невинно погибших православных невольников - у развалин крепости и у расположенного рядом православного поклонного креста. К молебну, отслуженному здесь, присоединялись желающие местные жители. Понятно, что по случайности, но только батюшка успел произнести заключительное "Аминь!", как над городом раздался усиленный аппаратурой призыв муэдзина к молитве.
- Нам, православным, и усиливать ничего не надо, - смеялись казаки. - Ну что, братья, молитву...
Сотня молодых казаков выводит "Отче наш". Где ж тот муэдзин? Вопль утонул в словах православной молитвы. Дружное "ура" вызвало одобрение у белогорцев и гостей города.
Атаман казачьей станицы Вольная (Изобильное, Алушта) есаул Сергей Звездов рассказал журналистам, что подобные мероприятия проводятся регулярно в разных городах Крыма:
- Люди должны видеть, что казаки в Крыму есть и будут, что они стоят за русских людей и Православие.
- А в Алуште казаки чем могут похвалиться?
- У нас в станице создана и полностью узаконена конюшня, на ее базе создается конно-спортивный клуб. Наши кони выступают на соревнованиях, получают призы, пока по Крыму. На общеукраинский уровень выйти нам пока трудновато в финансовом отношении: должны быть специальные корма, подготовка лошадей. Мы сами растим всадников, воспитываем свою молодежь, помогаем сельскому Совету в охране, наведении порядка. У нас не было и, думаю, не будет ни одного земельного самозахвата.
- Среди ваших юных всадников только дети казаков?
- Нет-нет! Мы никого не ограничиваем, принимаем всех желающих. Все дети должны приучаться не к стакану и сигарете, а к более благородным занятиям.
- То есть все отцы и матери Изобильного вам благодарны?
- Конечно!
- Что еще есть в ваших планах?
- Хотим сделать базу для семейного отдыха. Поставить домики, чтобы люди приезжали отдыхать, а уж мы будем стараться устроить им развлекательную программу, связанную с историей и традициями казачества.
На Совете атаманов обсуждали общественно-политическую ситуацию в Крыму и на Украине, координировали свои действия на ближайший месяц, обговаривали взаимодействие с администрациями и епархиями, делились опытом с белогорцами. В Совет атаманов Крыма приняты еще две общины - Зуи и Белогорья.
Юрко РУБАКА,
Газета "Русичи", Севастополь