Соборной именуется Церковь Христова в Символе Веры Православной.
Почему же Церковь Христова именуется Соборной?
Напомним. Церковь собирает в своей полноте поместные Православные Церкви всей человеческой Вселенной. Свои вселенские качества Она явила на Семи Вселенских Соборах, на которых вместе с некоторыми Поместными Соборами было выявлено догматическое и каноническое основание всей церковной жизни, жизни каждого православного христианина.
В чем еще выражается Соборность Церкви?
Церковь является духовным собранием Христиан. Соборно, собирательно Церковь выстраивалась начиная с Апостольских собраний по Вознесении Иисуса Христа (Деян. гл. 1-2).
Когда наиболее ярко обнаружили себя соборные качества Церкви?
Во-первых, очевидно соборным было избрание и рукоположение одиннадцатью Апостолами двенадцатого Апостола Матфея, вместо предателя-Иуды (Деян. 1, 12-17, 20-26).
Во-вторых, соборным было созидание земной Церкви Христовой в день сошествия Духа Святаго на Двенадцать Апостолов (Деян. гл. 2).
В-третьих, соборным было учреждение старшими Апостолами института диаконии Иерусалимской Церкви: Когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненнаго веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращеннаго из язычников; их поставили пред Апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 1-6).
В-четвертых, наиболее ярко соборные качества Церкви Христовой проявились в Соборе Апостолов, собравшемся в Иерусалиме около 48-50-го года по Р.Х. Данный Собор и образовал догматическую традицию разрешать вероисповедные нестроения общецерковным призыванием Духа Святаго для исцеления греховного разномыслия спасительным единством. Это событие описывается в пятнадцатой главе Деяний Святых Апостолов. Выражение Изволися бо Святому Духу и нам... (Деян. 15, 28) с той поры стало неизменной священной формулой и свидетельством истинности каждого окончательного соборного утверждения - плода, итога многотрудных соборных деяний (1).
Почему эта формула является залогом искренности и единства соборян?
Многих истин не бывает. Верность церковного собрания истине выражается только единством, только единомыслием и единодушием. Всякая же ложь, следующая после выражения "Изволися Святому Духу и нам...", была бы смертным приговором для собравшихся, так как хула на Духа Святаго, по грозному свидетельству Иисуса Христа, не простится... ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). Приписывание лжи Духу Святому есть безусловное святотатство, кощунство и хула на Него.
Какие ещё есть свидетельства, что Церковные Соборы довольно рано стали обычаем, распространенным среди Христиан?
Об этом свидетельствуют древние Апостольские каноны из Книги Правил. Тридцать четвертое из Правил Святых Апостолов гласит:
"Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух".
Здесь впрямую ещё не употреблено понятие "Собор", но и сам характер необходимого действия, устанавляемого данным древним каноном, - общее разсуждение всех Епископов области или страны под руководством первого среди них - ясно указывает именно на явление "Собор", тем паче, что и духовный результат такового совместного действия - прославление Господа во Святом Духе - прямо возводит главное духовное свойство и цель этого действия и к Пятидесятнице, и к практике Первого Иерусалимского Собора Апостолов "Изволися Святому Духу и нам..." (Деян. гл. 1-2, 15).
Слово "Собор" появляется в тридцать седьмом Апостольском Правиле:
"Дважды в году да бывает Собор Епископов, и да разсуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающыяся церковныя прекословия. В первый раз, в четвертую неделю Пятидесятницы: а во вторый, октября во вторыйнадесять день" (2).
Из чего следует в Священном Писании, что соборное действо является особым церковным установлением?
Тому есть основание в Евангелии, в Новом Завете. Господь сначала дает Своим Ученикам-Апостолам особую власть исцелять и проповедовать приближение Царствия Божия, дает власть над духами злобы и силой вражьей. Затем Он дает Своим Апостолам власть принимать покаяние, власть вязать и решить. Иисус так обращался сначала к одному ученику, исповедовавшему Его как Христа, Сына Бога Живаго: Я говорю тебе: ты - Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея. И дам тебе ключи Царства Небеснаго; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18-19). Но тут же Он наделяет такой же равной с Петром властью и других Апостолов, указывает, что их согласное собрание даже в малости - двое или трое - усиливает эту власть многократно - чего бы ни просили:
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 15-20).
Преподобный Серафим Саровский говорил: "Стяжи Дух Мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Преподобный развивает это положение в целое учение о Святом Духе: "Молитва, пост, бдение и всякие другие дела, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое добро дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает" (Мф. 12, 30; Лк. 11, 23). Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием... Добро ради Него сделанное, не только в жизни будущаго века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святаго и притом, как сказано: "Не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и все дает в руце Его" (Ин. 3, 34-35)... Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьяго... Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа... Стяжавайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже ещё того в безчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение - бдите и молитесь; много дает Духа Божьяго пост - поститесь; более дает милостыня - милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте" (3).
Источник этих Богодухновенных поучений, конечно же, в Евангелии, в Священном Писании, в Священном Предании, личном духовном опыте Саровского Святого. По первоначальной видимости это поучение Преподобного Серафима относится к личному спасению. Оно и понятно, изложено оно в беседе с мiрянином и в примерах не касается принципов общего церковного устроения. Но знаменитое высказывание Святого: "Стяжи Дух Мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся" свидетельствует о том, что духовный торг всякого подвизающегося, собирание духовных сокровищ, противостояние силам расточения совершается среди множества церковного народа и потому всегда имеет и прямое, и опосредованное отношение ко всей Церкви.
Поэтому и Церковный Собор, то есть "доброе дело", которое "иначе нельзя назвать, как собиранием", в общецерковном масштабе же являет собой своеобразное средство для стяжания Святаго Духа для спасения тысяч и миллионов членов Церкви Христовой. На Соборе соборяне в своей совокупности образуют из себя сосуд для собирания Свято-Духовской благодати. И с другой стороны, действие благодати Святаго Духа способствует большему собиранию людей, умножению соборных качеств всего верующего народа, усилению согласия, симфонии и в церковной жизни, и в повседневном быту.
Ведь по смерти и Воскресении Спасителя Его ученики именно собирались:
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 19-23).
Перед Своим Вознесением Иисус Христос повелевает продолжать собрания:
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещаннаго от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, возстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 4-8).
А вот собрание Апостолов уже после Вознесения Христа, но до Пятидесятницы:
Тогда они возвратились в Иерусалим... И пришедши, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего... В книге же Псалмов написано: "да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем"; и: "достоинство его да приимет другой"... И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, котораго Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от котораго отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одинадцати Апостолам (Деян. 1, 12-17, 20, 23-26).
Так соборне поставляется новый Апостол из двенадцати уже после окончания земной жизни Иисуса Христа. Само собой разумеется, весь этот порядок - не плод их самочиния и житейского желания, но свидетельство еще об одном свойстве Апостольской власти, заповеданном Самим Господом, о власти рукоположения новых Апостолов и затем Епископов.
При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян. 2, 1-4).
Конечно, обетование Спасителя о собравшихся в согласии во имя Христово относится ко всем Христианам, и мiрянам, и клирикам. Это есть образ жизни самой Церкви земной, но поскольку там же идет речь о Таинстве "вязать и решить", то в первую и главную очередь эта заповедь относится к старшим Пастырям Церкви - первоначально Апостолам, а потом к их полномочным приемникам власти "вязать и решить" - Епископам.
Собственно, обещанное присутствие Господа посреди собравшихся и есть самый главный признак Христианского Собора, о крайней противоположности которого Святой Царь-Пророк Давид в самом начале первого псалма изрекал: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс. 1, 1-2)
И тут же Псалмопевец говорит о качествах праведного собрания - Собора: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 5-6).
Тут, кстати, в связи с выражением "путь праведных" надобно немного вернуться в область филологическую. Славянскому слову "Собор" в церковно-греческом языке соответствует слово "Синодос", которое в своих корневых значениях имеет этимологию "совместный путь", "общий путь" и обозначает именно "путь" - "одос", то есть тот самый путь праведных как совместное, согласное действие - яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 6) - путь к истине, путь к Богу, путь к тому согласному состоянию собравшихся, когда они по праву свидетельствуют "Изволися Святому Духу и нам..."
Пятнадцатая глава Деяний Апостольских о событиях в Иерусалиме в 50-м году по Р.Х. является нагляднейшим изображением всей этой духовной "механики", когда нечестивые фарисеи не устояли в своем начетничестве, а облеченные властью благодати праведники утвердили соборное деяние: Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали; то мы, собравшись, единодушно разсудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимаго: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы (Деян. 15, 23-29).
Можно с достаточным основанием предполагать, что соборная методика уже к концу первого христианского века стала обычной и даже регулярной в духовной практике Христиан. Об этом нет многочисленных документальных исторических свидетельств, но сам имущественно-общинный характер жизни верующих во Иисуса Христа требовал взаимного и совершенно добровольного согласия членов Церкви не только в вопросах вероисповедных, но и в выстраивании общинной и церковной иерархии, в разрешении хозяйственных проблем быта общины, проблем весьма и весьма существенных в условиях постоянных жестоких гонений и притеснений со стороны иноверных светских и духовных властей.
Почему древним Христианам проще было искать решение своих жизненных проблем соборным согласием, чем единоличной волей общинных старшин и Предстоятелей Церквей?
Любой неоправданный верою диктат авторитета без рассуждения, любое насилие руководящего меньшинства над совестью членов Христианских сообществ в этих обстоятельствах приводил бы к немедленному вырождению общины в секту.
Иисус Христос является Главой Церкви. Мы, православные, в отличие от католиков, исповедуем, что у Христа нет наместника на земле в лице римского папы или даже поместного Патриарха. Церковная власть, которая была дана Господом Апостолам, а через них Епископам, по мере распространения Церкви получила каноническое ограничение своего действия в границах епархии. При том власть Епископов, управляющих епархиями, равна между собой. При наличии первенствующих Епископов среди равных - Патриархов в Поместных Церквах, Митрополитов в Митрополиях, это первенство не умаляет их равенства во власти "вязать и решить", и потому общецерковные вопросы разрешаются особым совещанием Епископов - Собором.
Как справедливо утверждает П.Лапин в своем фундаментальном труде "Собор, как высший орган Церковной Власти", созданном в пору горячих обсуждений на путях подготовки Поместного Собора Российской Православной Церкви в начале ХХ века: "Каждый из Апостолов, по всегдашнему верованию Церкви, облечен был от Христа такими высокими полномочиями, каким не владел ни один из последующих Пастырей. Однако никто из них не считал себя носителем высшей власти в Церкви помимо других Апостолов, никто не считал себя главою ея. Основывая Свою Церковь и поручая её Апостолам (Ин. 14, 20; Мф. 10, 40; Лк. 10, 16), Христос никому из них не дал власти над другими (Апостолами - А.В.). Он обещал Сам вечно пребывать Главою основанной Им Церкви (Мф. 28, 20). И Апостолы, действительно, смотрели на Христа как на Главу Церкви. "Того, - говорит Апостол Павел о Христе, - даде [Бог] Главу выше всех Церкви (Еф. 1, 22, сравните 1 Кор. 3). Для руководства во взаимных отношениях Апостолов в их церковной деятельности Христос высказывал такое начало. Весте, яко князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими. Не тако же будет в вас: но, иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20, 25-27), - сказал Он Апостолам, препиравшимся между собою о первенстве в Его Царстве... Если, таким образом, Христос ни одного из Апостолов не поставил главой над остальными, если Он выдвинул принцип равенства между ними, то отсюда естественно заключать, что, по плану Основателя Церкви, видимая высшая власть в ней должна была принадлежать совокупности Апостолов, Собору их. Этому принципу Апостолы и следовали в своей деятельности. Когда возникали в Церкви какие-либо важные вопросы, имевшие значение для всей нея, Апостолы решали их путем совместного обсуждения" (4).
Общность, единство веры, единство Христианского вероучения необходимо было постоянно подтверждать. Сектантство как таковое в истории религий явление древнейшее. Было оно известно и в ветхозаветные времена (ессеи, фарисеи, саддукеи и тому подобные). Раскольничество и сектантство среди Христиан активно заявляло о себе с середины второго века. Особенно ярким проявлением был монтанизм. Признаками сектантства являются различные искажения Закона Божьего. Но цель сектантства не в этом. Общей целью сектантства является разделение единой Церкви Христовой. Слово "секта" и означает "отсечение, расчленение". Любые сектанты и еретики стремятся к расточению Самой Церкви. Своими энергиями распада они тщатся противодействовать объединяющему Церковь Святому Духу: Кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 30-32).
Кроме борьбы с сектантством, ересями и расколами, что давала Христианам соборная методика?
В экстремальных условиях первых трех веков по Рождестве Христовом перед Христианскими общинами стояли задачи не только собственного выживания, но задачи постоянного взаимодействия с ближними и дальними сообществами единоверцев, задачи апостольского, миссионерского служения - обращения к Истине и спасению язычников, иноверцев практически из всех социальных слоев тогдашнего общества - от рабов до патрициев, от рыбаков до членов императорских семейств. Если отпадение в сектантство и уклонения в ереси в ряде случаев и происходили у Христиан, то сама обширнейшая распространенность правоверного Христианства в ту пору в Азии, Африке и Европе, его дальнейшая триумфальная судьба, его общая для древней Вселенской Церкви догматическая неповреждённость на протяжении первых трех веков по Воскресении Спасителя свидетельствуют о том, что промыслительное содержание Веры на протяжении нескольких поколений осуществлялось не одной только строгостью общинных уставов и уставов поместных Церквей, но и свободным, совершенно добровольным единством членов Церкви - единством в исповедании веры, в Богослужении, в гражданском бытии, в быту; единством, осуществляемым через соборное согласие и взаимопонимание (5).
Конечно, многие проблемы, связанные с единогласием, единодушием членов Церкви разрешались на обычных духовных собеседованиях пастырей с пасомыми (6).
Чем же эти собеседования отличались от Соборов?
Целью таких собеседований было пастырское рассуждение на спасительные темы и научение навыкам рассуждения рядовых членов Церкви. Собеседование взывало к совести, к уму и сердцу слушателя, не связывая его каким-либо правилом, обязательством. Собеседование учило принимать простейшие самостоятельные решения тогда, когда нет возможности с кем-либо посоветоваться. Отличительное от благочестивого собеседования качество Собора заключается в принятии связывающего или разрешающего решения, обязательного к исполнению в дальнейшем для всех членов Церкви: утверждение вероисповедного догмата, осуждение какого-либо заблуждения, ереси или ересиарха, установление какого-либо положительного порядка или правила - канона, запрещение неблагочестивого обычая или отмена неудобоисполнимого, отжившего канона, поставление первого Епископа области или страны.
Каково достоинство соборного решения?
Духовная сила подлинно соборного решения такова, что выше её по значимости стоят только Божии Заповеди.
Как достигается столь исключительное качество соборных решений?
Все соборные решения в ходе их выработки всесторонне согласуются с Божиими Заповедями и установлениями, со Священным Писанием и Священным Преданием Церкви, которое включает в себя предыдущие соборные догматы, каноны и поучения Святых Отцов.
Как изменяются соборные решения, если в этом возникает крайняя жизненная необходимость?
Соборные решения никто даже из высшего клира не вправе отменить единолично или каким-либо другим несоборным способом. Только равновеликий Собор - областной, поместный или Вселенский может изменить соборный канон, который был принят соответствующим Собором. Поскольку все вошедшие в Книгу Правил вселенские догматы и каноны Апостолов, Поместных Соборов и Святых Отцов были утверждены на Вселенских Соборах, они не могут быть изменены или отменены даже Поместными Соборами Православных Церквей. "Аще же кто предложит постановление противное тому, что ныне определено: угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно" (8-е правило Третьего Вселенского Собора). Второе правило Шестого Вселенского Собора перечисляет соборные догматы и каноны, которые почитаются Православной Церковью неизменными: "Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленная некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною. Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и через оное врачуем будет от того, в чем преткнулся".
Решения же Соборов Поместных Православных Церквей, созывавшихся после Вселенских Соборов, могли бы быть изменены только равнозначными Поместными Соборами.
Как осуществляется выработка соборного решения?
Проекты соборных решений, сама их необходимость и польза предварительно обсуждаются между совершенно равноправными участниками Собора, когда каждый может свободно высказать свое соображение. И оно в обязательном порядке рассматривается Собором, сколь бы "низкое" положение по отношению к другим Пастырям ни занимал высказывающийся.
Протоколы этих высказываний назывались соборными деяниями или актами, они свидетельствовали, что решение принималось не силою чьего-либо авторитета, но свободным обсуждением, в результате которого соборяне пришли к согласию. Соборные решения, предназначенные для неукоснительного исполнения в Поместной Церкви, признавались принятыми при единодушии соборян, а не "демократическим" большинством, при наличии несогласного меньшинства. В расчет не принимались только мнения ересиархов, если Собор собирался по поводу их осуждения, то есть исполнял функцию Церковного суда, а эти пастыри выступали там в качестве обвиняемых.
Церковный Собор есть выражение исключительного единогласия, единодушия и единомыслия. О необходимом единодушии и общем согласии на церковных собраниях, в свидетельствовании истины и при решении церковных вопросов неоднократно свидетельствует Священное Писание. Единство Ветхозаветной Церкви явлено нам в народном Соборе возле Синайской горы: И пришел Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу (Исх. 19, 7-8). Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида (1 Пар. 12, 38). Древние подлинные Божии Пророки предрекали единогласно (3 Цар. 22, 13; 2 Пар. 18, 12), а не противоречили между собой в своих поучениях и предсказаниях.
По Вознесении Господа Иисуса Христа ещё до сошествия Святаго Духа при избрании двенадцатого Апостола вместо отпавшего Иуды Искариота все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении...И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двих одного, котораго Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от катораго отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1, 14, 23-26).
И далее: При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго... (Деян. 2, 1-4). Мы видим, что здесь единодушие предваряет сошествие Святого Духа и, очевидно, является условием Его сошествия на собравшихся Апостолов.
Это единодушие от Апостолов духовно передается и ко множествам уверовавшим во Христа: Все верующие были вместе, и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждаго. И каждый день единодушно пребывали в храме... (Деян. 2, 44-46). Руками же Апостолов совершались в народе многия знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом (Деян. 5, 12). Так достигается единство Церкви в лице первой Иерусалимской общины Христиан.
А когда начались Савловы гонения на Христиан, и Иерусалимская община частично рассеялась на группы, возглавляемые Апостолами из 12-ти или из 72-х, по другим городам, единодушие сохранялось и распространялось как онтологическое качество Церкви. Между тем разсеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какия он творил чудеса (Деян. 8, 4-6).
Апостолы неоднократно призывают к единодушию, единомыслию и согласию свою паству. Апостол Петр: Будте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3, 8). Апостол Павел: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным...(Рим. 12, 15-16). Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию (Рим. 15, 5-7). Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть" [Быт. 2, 24]. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 15-17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в однех мыслях (1 Кор. 1, 10). Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны: и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11). Со всяким смиренномудрием и кротостию и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4, 2-7). Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую (Флп. 1, 27). Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одне мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны (Флп. 2, 1-2).
А потом, когда Апостолы после странствий собрались на Иерусалимский Собор, так сами характеризовали свое собрание: мы, собравшись, единодушно рассудили... (Деян. 15, 25). Эта характеристика имеет отношение уже непосредственно к соборному действу.
Объясняя своим ученикам иерархическое устроение земной Церкви, Апостол Павел свидетельствовал о единстве Её устроения: И Он поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовию все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Котораго все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4, 11-16)
Говоря о необходимости внутреннего соборного единства Церкви, напомню, что в девятом члене Символа Веры - "Верую... - Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" весьма важным в перечислении определений Церкви является определение "Едина", то есть "одна". Но помимо того догматического свидетельства, что на земле Христова Церковь только одна, едина, это же определение одновременно свидетельствует и о внутреннем единстве Церкви. А поскольку Церковный Собор должен выражать и выражает позицию церковной полноты, судьбоносные соборные решения не могут базироваться на простом арифметическом большинстве и даже на подавляющем большинстве соборян, которое никогда не составит целого и не принесет целомудренный плод. В Богословской характеристике Семи Вселенских Соборов, которые служат образцом для Церковного Собора как такового, являют наивысший пример соборности, мы видим всё то же свидетельство о единстве:
"Вселенские Соборы принадлежат в истории Церкви к периоду времени от первой половины IV века (325 по Р.Х.) до последней половины VIII века (788 г.). Нет нужды много говорить об особенной важности их в Церкви. Каждый из них был выражением разума и голоса Вселенской Церкви, то есть всех мест и всех предыдущих времен Христианства, а все вместе они составляют самое полное и живое свидетельство всей Древней Церкви в отношениях догматическом, каноническом, иерархическом, нравственном. Они сами в себе выразили и утвердили на все последующие времена чистейшее, изначальное церковное предание; раскрыли и во всей точности, определили и изложили догматы веры; установили важнейшие церковные правила, священнослужебные, благочинные, судные и покаянные; произнесли суд не только над сектами и лицами неправомыслящими, возмущавшими тогда Вселенскую Церковь, но и над целыми Поместными Церквами, более или менее уклонявшимися от единого духа вселенского в своих частных мнениях, действиях и обычаях; оградили чистое исповедание Православной Веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней - оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви - на все времена. Так как они в своих определениях выражали единомыслие и единогласие всей христианской Церкви разных мест и времен, не легко на таком пространстве мест и времен могущее быть поддержанным человеческими силами, так как, с другой стороны, в решении важнейших догматических вопросов о высочайших тайнах веры никак не могло бы быть достаточно одних усилий человеческого разума, или одних свидетельств человеческой веры: то Вселенские Соборы, по справедливости, признаются вдохновенными в своих решениях от Духа Святаго. По всем этим уважениям Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, - утвержденною на Седми Вселенских Соборах, как неизменном основании" (7).
Святой Равноапостольный Император Константин Великий ещё до Первого Вселенского Собора в своем Послании к Епископу Александру и пресвитеру Арию писал: "Когда вы спорите между собою касательно неважных предметов, тогда самое несогласие ваших мыслей не позволяет вам управлять таким множеством народа Божия; мало этого, - оно делает ваше управление даже противузаконным... Хорошо ли будет,... когда честное собрание разделится нечестивым разномыслием?.. Великий наш Бог и Спаситель всех каждому из нас даровал один и тот же свет. Не препятствуйте же мне, служителю Всеблагаго, под Его промышлением достигнуть цели, к которой я со всею ревностью стремлюсь, стараясь то воззваниями, то деятельною помощью, то непрестанными внушениями привести Его народ к кафолическому единению... Откройте же мне путь на Восток вашим единомыслием, путь, который вы заградили мне своими прениями"(8).
А на открытии заседаний Первого Вселенского Собора Великий Государь увещевал соборян так: "Радуюсь, видя ваше собрание; но думаю, что мои желания тогда только совершенно исполнятся, когда увижу, что все вы оживлены единым духом и блюдете общее мирное согласие, которое вы, посвященные Богу, должны внушать и другим. Не медлите же, о други, служители Божии и благие рабы общаго Владыки и Спасителя нашего; не медлите в самом начале рассмотреть причины вашего разногласия и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями"(9).
Святые Отцы Второго Вселенского Собора в Константинополе 381 года при председательстве Святого Императора Феодосия Великого утвердили окончательный текст общего Символа Веры Православной. Обращаясь к Епископам Римской Церкви, они писали: "Постановив все это законно и по правилам, мы призываем и вас, достопочтенные мужи, к участию в радости; потому что духовная любовь связывает нас взаимно, и страх Господень с одной стороны изгоняет всяческое человеческое пристрастие, а с другой - предпочитает устроение церквей сострастию или любви частной - друг к другу. Когда таким образом учение веры согласно, и христианская любовь утверждена в нас: мы перестанем говорить слова, осужденныя Апостолами: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин (1 Кор. 1, 12); и когда все явимся Христовыми, так как Христос не разделился в нас, то, по милости Божией, сохраним тело Церкви неразделенным и смело предстанем пред Престолом Господа"(10).
Каков процедурный порядок принятия соборного решения?
Процедура вотирования - волеизъявления каждого соборянина осуществлялась, по греческому и римскому обычаям, подачей записок, либо черепков с надписями, либо цветными шарами(11). В ходе же или в заключение Собора новые каноны и другие соборные решения подписывали все Епископы - участники Собора. А Соборные грамоты, рассылаемые по Церквям от имени всех участников, подписывал председательствующий Епископ: "Всеми Епископами речено: аще заблагорассуждено будет писати некия грамоты на Соборе: то достойночтимый Епископ, председящий на сем престоле, да благоволит от имени всех, о чем разсуждено, писати и подписывать граматы"(12).
Как поступали соборяне, когда после рассмотрения результатов вотирования не обнаруживалось единодушия?
В таком случае вариант решения продолжал обсуждаться с дополнениями или изменениями, выявлялись новые неучтенные доводы несогласных. В другом случае решение откладывалось, особенно если принципиальные разногласия вредили церковному миру и тишине. Но самым главным инструментом согласия в поиске истины было доскональное и всестороннее рассмотрение любой самой острой и полемичной проблемы. Поскольку неоднозначные вопросы обсуждали не просто обыватели или представители политических "партий", но Святители Церкви, они искали согласия, в первую очередь, не с собственными амбициями и интересами, а в решении конкретного вопроса, они искали согласия с Учением Церкви, Священным Писанием, Священным Преданием, с писаниями Святых Отцов Церкви.
Апостол Павел характеризовал достойного Епископа Церкви, а значит и потенциального участника Церковного Собора, следующим образом: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с Учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом Учении, и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит. 1, 7-11).
Святой Царь Константин так призывал в одной из своих речей на Первом Вселенском Соборе: "Отвергнув всякие возмутительные состязания, будем решать предметы вопроса свидетельствами Богодухновенных Писаний!"(13). Именно поэтому соборные обсуждения не выливались в безконечные полемические состязания и безсмысленные абстрактные споры. Каждый искренний соборянин и Собор в целом готов был всегда прислушаться к каждому разумному доводу и справедливому духовному рассуждению.
Чем обезпечивалась свобода от личной, субъективной заинтересованности соборянина в исходе соборного обсуждения?
Участие в Соборе преимущественно не являлось правом Епископа области. Конечно, это участие, безусловно, существовало как право, но в первую очередь это было его святой обязанностью перед Богом и лицем всей Поместной Церкви. Об этом наглядно свидетельствуют 19-е правило Четвертого Вселенского Собора, 8-е правило Шестого Вселенского Собора, 6-е правило Седьмого Вселенского Собора, 27-е, 83-е, 87-е и 106-е правила Карфагенского Собора(14) и другие каноны. На Соборе Святитель представлял не частные интересы своей епархии, но, по долгу служения, отстаивал общие интересы Церкви. Даже если на Соборе решались вопросы осуждения Епископов или клириков, возникавших порой споров между ними, ни в коем случае не допускалось "партийного" размежевания, так как признавались только канонически безукоризненные доводы, а личные пристрастия ставились ни во что.
Кроме того, частные вопросы, если они не затрагивали основ Учения Церкви о спасении, на Соборах не поднимались. Они относились к ведению епархии и к её взаимоотношениям с Митрополией. Все соборные вопросы имели характер исключительной важности, которые должны были разрешать препятствия к спасению паствы.
Почему мы здесь обращаем пристальное внимание именно на этот юридический нюанс - право или обязанность?
Церковные Соборы принципиально не были учреждениями представительными, по типу светских ареопагов и позднейших парламентов, рейхстагов, сеймов, которые были порождением эллинской языческой демократии или республиканских обычаев доимперского Рима. Соборы не являли собой вектор влияния мест на церковный (и вместе с тем государственно-административный) центр. Скорее наоборот, Соборы обезпечивали распространение единой церковной власти на каждую из епархий, при этом сила централизованной, суммированной позиции была уже непререкаема для каждой епархии.
Почему участие в Соборе было обязанностью?
Неучастие в Соборе могло оправдывать возможное несогласие с соборным решением: "Мы не участвовали в принятии решения". Именно поэтому участие в Соборе церковными канонами постепенно ставится в твердую обязанность, священный долг, вызванный общецерковной необходимостью как для созывающего Собор Митрополита, так и для рядовых Епископов.
Из чего проистекает властная сила соборного решения?
Одно, пожалуй, самое главное качество соборного решения. Как в таинстве исповеди Архипастырь имеет исключительную власть "вязать и решить" на земле и на Небесах относительно личности или группы кающихся лиц, так и Собор Архипастырей имеет исключительную власть "вязать и решить" на земле и на Небесах относительно всей Поместной Церкви, а в случае Вселенских Соборов и относительно всей Кафолической Церкви. Второе правило Первого Вселенского Собора гласит: "Дерзающий сопротивляться Великому Собору, подвергает себе опасности изключения из клира".
Могли ли Церковные Соборы как явление возникнуть эволюционным путем?
Некоторые российские церковные историки XIX столетия, как, например, профессор А.П.Лебедев, придерживались мнения, что институт Церковных Соборов возник эволюционным путем из бесед Пастыря с паствой. В ту эпоху идеи эволюционизма охватили практически все естественные и гуманитарные науки, не явилась исключением и история. Выработка такого онтологического свойства церковного устроения эволюционным путём, образование такого уникального качества накоплением частных обычаев и различных положительных оказий в духовной практике представляется невозможным. "Случайный" эволюционизм, "естественный" отбор, постепенное развитие "естественным" путем приводит к энтропии, распаду сложного явления на более простые, а не к строго упорядоченному накоплению положительных признаков.
Для нас очевидно, что Церковные Соборы как важнейшее явление церковной жизни и церковного управления, общий порядок их проведения были учреждены Самим Христом для Святых Апостолов именно как самобытное и особое служение Богу по заповедям Спасителя. А от Апостолов соборное служение было преемственно передано Епископам. Соборное служение неразрывно связано первоначально с апостольской миссией, а после Апостолов с епископской - святительской миссией. Не случайно главными лицами на древних Соборах, доподлинно известных истории, были именно Епископы, а не клирики как таковые, не говоря уже о мiрянах, хотя иногда решающий поворот в обсуждениях, случалось, принадлежал и искусному в полемике и диалектике диакону или пресвитеру. Но само окончательное решение принималось именно Епископами, они скрепляли его своей данной от Бога властью вязать и решить на земле и на Небесах(15).
Почему именно Епископы, а не клир вообще были главными составляющими церковного Собора?
Собственно священниками, то есть лицами, обладающими полнотой Таинства Священства, в древней Церкви называли только Епископов, а остальной клир именовался по званиям: пресвитер, диакон, иподьякон... Пресвитеры не имеют власти рукополагать других клириков, не было в древности в их духовной власти и Таинство Исповеди. Это право стало им делегироваться Епископами в более поздние времена, да и то с известными ограничениями: совершать Таинство Исповеди они могут только на территории своей епархии и исключительно с разрешения правящего Архиерея. Именно поэтому Епископы, как имущие для этого власть от Бога, являются по существу главными лицами в окончательном принятии соборного решения.
Владивосток, 1999-2000 гг.
ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ
1. То есть соборных актов - собственно пространных обсуждений существа вопросов, подготовляемых к решению на Соборе. Соборные акты предваряют каноны и подобные им узаконения, они содержат и спорные моменты, и недоумения, и разногласия, которые встречаются на пути соборной истины.
2. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 17-18. Некоторые исследователи считают, что Апостольские Правила были составлены много позже кончины последнего из собственно Христовых Апостолов, чуть ли не в III веке по Р.Х. Вряд ли допустимо последовательно верующему христианину, признающему авторитет Апостольских канонов, с этим согласиться. В тексте выделено мной. - А.В.
3. Цели Христианской жизни. Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели Христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. Составитель А.Н.Стрижев. М.: Паломник, 1999. С. 15-28.
4. Лапин П. Собор, как высший орган Церковной Власти. Историко-канонический очерк. Казань, 1909. С. 7-8, 10.
5. О послеапостольском времени П.Лапин в своем труде "Собор, как высший орган Церковной Власти" пишет: "Оставляя земное поприще, Апостолы поручили Церковь Епископам [Киприан. Письма 17, 72 (по изданию священника Преображенского); Ириней Лионский, Lib. V. С. 20; Игнатий Богоносец. Послание к Магнез.]. В это время Христианство уже широкою рекой распространялось по разным странам, проникая в самые отдаленные уголки известнаго тогда мiра. Но, несмотря на распространение Церкви Христовой по различным странам и множество Епископов, Она, однако, не раздробилась на множество отдельных частей. Церковь продолжала сохранять свое единство. На это единство ясно указывают свидетельства пастырей II и III веков. По свидетельству тогдашних Отцев и Учителей, вся современная им Церковь содержала одно и то же учение и одни и те же правила. Так, [Святитель] Ириней в своем творении "Против ересей" говорит: "Предстоятели Церкви, наблюдая всю Вселенную, твердо блюдут предание Апостольское и руководствуются одними и теми же правилами и одними и теми же законами в управлении и чиноположениях церковных" [Lib. V. С. 20]. "Все и везде радуются о единомыслии, славя Бога", - писал [Святитель] Дионисий Александрийский к Римскому Епископу Стефану <Евсевий Памфил. Церковная история, Кн. VII. Гл. 5. По современному изданию Евсевия это место звучит так: "Знай же теперь, брат, что все восточные и даже более дальние Церкви, раньше разделенные, теперь объединились; Предстоятели их все и повсюду единодушно и несказанно радуются неожиданно наступившему миру:...в Антиохии,...в Кесарии,...в Элии,...в Тире, все Церкви в Киликии... и вся Капподокия... Обе Сирии целиком и Аравия, которым вы во всех случаях приходили на помощь, Месопотамия, Понт, Вифиния - одним словом, все и повсюду славят Бога, радуясь единодушию и братской любви" (М., 1993. С. 245). В угловых скобках примечание моё. - А.В.> "Весь сонм Епископов по всему свету пребывает в согласии", - читаем в Послании [Святителя] Киприана к Епископу Антониану [Киприан. II. 43]. Такое единомыслие между собою различных частей, составлявших Вселенскую Церковь, и предстоятелей их необходимо предполагает тесное общение между ними. История, действительно, показывает, что в описываемый период между отдельными, даже самыми отдаленными, Церквами существовали постоянныя сношения, и Церковь представляла собою как бы одну общую паству, "единство целостнаго и нераздельнаго дома" [Киприан. Т. 2. С. 73 (по изданию священника Преображенского)]. "Я, говорит Поликрат, имел сношения с братиями во всей Вселенной" <Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. V. Гл. 24, в современном издании Евсевия: "Я, братья, прожил шестьдесят пять лет в Господе, пребывал в сношениях с братьями во всей Вселенной" (М., 1993. С. 193). В угловых скобках примечание моё. - А.В.>... На существование связи между всеми Церквами указывают... молитвы отдельных Церквей за все другия и общение их в таинствах. В Литургии Апостола Иакова между прочим читаем следующее: "Приносим Тебе, Господи, (таинственную жертву) и о Святой Твоей Кафолической и Апостольской Церкви, сущей по всему мiру; помяни и Святых Отцев и братьев, которые в ней находятся, и Епископов, которые по всему мiру разделяют слово Твоея истины" [Bingam. Maxima biblioteca veterum patrum. T. II. P. 6]. [Святитель] Ириней Лионский свидетельствует о существовавшем в его время обычае, по которому Предстоятели Церквей посылали друг другу Евхаристические Дары. За общение между Церквами в описываемое время говорят и признания однеми Церквами юридической силы за решениями других. Так, около половины II-го века приходит в Рим отлученный своим отцом, Синопским Епископом, Маркион и ищет здесь церковнаго общения. Но здесь отвечают ему: "Мы не можем этого сделать без согласия твоего досточтимаго отца" [Mohler. Die Einheit in der Kirche. Tubingen, 1843. S. 217]... После мужей апостольских история представляет нам несколько примеров действительнаго управления всей Церковью. В это время в Церкви по вопросу о высшей власти в ней существовали те же воззрения, какия мы видели раньше. Наиболее ярко эти воззрения высказаны в Творениях [Святителя] Иринея, Тертуллиана и особенно [Святителя] Киприана. По [Святителю] Иринею, Церковь едина и нераздельна; частныя Церкви, входящие в состав ея, равны между собою; власть в них принадлежит Епископам, которым "Апостолы передали сущую повсюду Церковь" [Святитель Ириней Лионский. Против ересей, Lib. IV. С. 3]. По воззрению Тертуллиана, все отдельные Церкви равны между собою, так как все одинаково владеют полнотою Апостольской истины. Но оне не могут не находиться между собою в общении, не могут не составлять единой Церкви. Как равныя, оне находятся в отношениях братства между собою, и общее их согласие есть ручательство истины [De praescript haeret. С. 20-21]. По учению [Святителя] Киприана, каждому Епископу поручена отдельная Церковь [Epist. LXIX (ad Flor)]. Но частныя Церкви, по нему, должны быть соединены между собою и составлять одну Церковь [Святитель Киприан. Издание священника Преображенскаго. Т. 2. С. 174; Т. 1. С. 324]. Между тем все Епископы равны между собою, подобно тому, как имели равную власть и Апостолы. "Епископство одно, - читаем, например, в его трактате "Об единстве Церкви", - и каждый из Епископов целостно в нем участвует" [Святитель Киприан. Т. 2. С. 174]. Отсюда, по воззрению [Святителя] Киприана, власть в ней должна принадлежать всему Епископату. "Общество священников, связанное узами взаимнаго единения, для того и многочисленно, чтобы, в случае попытки кого-либо из нашего сонма произвести ересь, терзать и разсеивать Христово стадо, другие противодействовали и как попечительные и милосердные Пастыри собирали Господних овец во едино стадо" [Святитель Киприан. Письмо к Римскому Епископу Стефану. Т. 1. С. 261-262]". Лапин П. Собор, как высший орган Церковной Власти. Казань, 1909. С. 12-14, 16-17. - А.В.
6. Из подобных собеседований некоторые церковные историки, как, например, профессор А.П.Лебедев в книге "Духовенство древней Вселенской Церкви", выводят генезис церковных Соборов. Но такие собеседования не могли быть архетипом христианских Соборов. - А.В.
7. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 3. Выделено мной. - А.В.
8. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 31-32. Выделено мной. - А.В.
9. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 39. Выделено мной. - А.В.
10. Деяния Вселенских Соборов. Том 1, СПб, 1996, с. 126. Выделено мной. - А.В.
11. Благодаря этому процедура вотирования проходила в действительно мирном духе, что не свойственно шумным голосованиям на народных собраниях, вечевых сходах, когда побеждали именно те, кто брал силой голоса, крика. В русской церковно-исторической литературе (у В.В.Болотова, А.П.Лебедева, Ф.И.Успенского) процедура принятия решения совсем неточно переводится как "голосование", так как это понятие и термин более соответствуют нашим древним вечевым сходам, но никак не Церковным Соборам. Отрадно отметить, что и современной православной общественностью уже осознается различие между светским "голосованием" и соборным принятием решения (Знамение Единства. Доклад Председателя Центрального Совета Общероссийского Общественного Движения "Россия Православная" А.И.Буркина на Соборе православных мiрян "Всенародное покаяние" 21 сентября 1999 года // Десятина. 1999, № 17-18). При этом я не считаю словосочетание "единогласное решение" производным от "голосования" и полагаю его вполне применимым относительно соборного решения наравне с выражением "единодушное решение", которое, конечно, точнее соотносится как с Апостольским Собором, так и с 34 Правилом Святых Апостолов. В духовном смысле "единогласие" связано с весьма важным понятием "симфония" - в буквальном значении "согласие, созвучие". Соборное решение венчалось пением соответствующих молитв, которые в древней церковной практике были "единогласными", в отличие от современного полифонического храмового пения, которое своей чувственностью более услаждает слух и душу, чем умиряет и возносит горe наш дух. Не исключено, что на некоторых Соборах древности второстепенные вопросы могли разрешаться преобладающей позицией большинства, силою авторитета председательствующего и даже без формальной процедуры вотирования, но подобные случаи, естественно, не имели полной силы соборного решения и канона, но выражали распространенную позицию, которая не связывала несогласных с этой позицией пастырей. Как правило, подобные оказии с волей большинства происходили при выборе первенствующего Епископа, когда в процедуре избрания участвовали не только пастыри, но и широкие слои рядового клира и мiрян. Однако эти собрания, нередко сопровождавшиеся потасовками и даже смертоубийством среди черни, вряд ли можно охарактеризовать подлинно соборными. Не случайно уже в IV веке Лаодикийский Собор постановил: "Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестися во священство" (Правило 13-е. Книга Правил. С. 165). - А.В.
12. 96-е правило Святого Карфагенского Собора. Книга Правил. С. 220.
13. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 44. Выделено мной. - А.В.
14. Четвертого Вселенского Собора 19-е правило гласит: "Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает, установленных правилами, Соборов Епископов, и от сего многия церковныя дела, требующыя исправления, остаются в небрежении. Посему определил Святый Собор, согласно с правилами Святых Отцев, чтобы в каждой области Епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит Епископ Митрополии, и исправляли все, что откроется. А Епископам, которые не приидут на Собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякого необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбиво сказати слово прещения" (Книга Правил. С. 59-60). Знаменательно то, что здесь есть указание не на право, а на обязанность Епископов участвовать в Соборе. Как увидим далее, подобные указания встречаются и в других канонах. Шестого Вселенского Собора 8-е правило гласит: "Установленное Святыми Отцами нашими, желая и мы во всем сохраняти, возобновляем такожде и правило [Четвертого Вселенского Собора 19-е правило], повелевающее быти ежегодно Соборам Епископов каждыя области там, где Епископ Митрополии усмотрит за лучшее. Но как, по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, Предстоятели Церквей не имеют возможности составляти Соборы дважды в году, то рассуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти Собору вышереченных Епископов единожды в лето, между святым праздником Пасхи, и между исходом месяца октовриа каждаго лета, в том месте, которое, как выше речено, изберет Епископ Митрополии. А Епископам, которые не приидут на Собор, хотя находятся в своих градах, и притом пребывают в здравии, и свободны от всякаго необходимаго и неотложнаго занятия, братолюбиво изъявити прещение" (Книга Правил. С. 77). Седьмого Вселенского Собора 6-е правило гласит: "Поелику есть правило, которое глаголет: дважды в году в каждой области подобает быти каноническим изследованиям, посредством собрания Епископов: а преподобные отцы Шестаго Собора, во внимание к затруднениям собирающихся, и к недостаткам потребнаго для путешествия, определили, без всякого уклонения и извинения, единожды в лето быти Собору, и погрешительное исправляти: то и мы сие правило возобновляем, и аще обрящется некий начальник, возбраняющий сие, да будет он отлучен. Аще же кто из Митрополитов пренебрежет исполнити сие, не по нужде и насилию, и не по какой-либо уважительной причине: таковый да подлежит епитимии, по правилам. Когда же будет Собор о предметах канонических и евангельских: тогда собравшиеся Епископы должны прилежати и пещися о сохранении Божественных и Животворящих заповедей Божиих. Ибо, внегда сохранити я, воздаяние много (Пс. 18, 12): ибо заповедь есть светильник, закон свет, а обличение и наказание путь жизни (Притч. 6, 23), и: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9). Да не будет же позволительно Митрополиту из того, что приносит с собою Епископ, требовати или скота, или иныя вещи. Аще же обличен будет в таковом поступке: то воздаст четверицею" (Книга Правил. С. 124-125). Карфагенского Собора 27-е правило гласит: "Подтвердити подобает на сем святом Соборе, чтобы по правилам Никейскаго Собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем Собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих Соборов двух, или сколько изберут, Епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло имети совершенное полномочие" (Книга Правил. С. 192-193). Того же Собора 106-е правило уточняет: "О том, яко не быти общему и всецелому Собору, разве по нужде. Разсуждено, яко не есть необходимо, впредь ежегодно утруждати братию: но когда потребует общая, то есть всея Африки нужда, по граматам, откуда-либо приходящым к сему Престолу, тогда подобает быти Собору в той области, в которую призовет потребность и удобство. Дела же не общыя, да судятся в каждой области порознь" (Книга Правил. С. 226-227). Здесь разумеются не Соборы из местоблюстителей, а те, на которых должны присутствовать все Епископы Поместной Церкви. - А.В.
15. П.Лапин своем историко-каноническом очерке "Собор, как высший орган Церковной Власти" об этом пишет: "Соборы описываемой эпохи не были собраниями пастырей, созванных лишь затем, чтобы выслушать постановленныя какими-либо отдельными влиятельными лицами решения. Решения вырабатывались на самих Соборах, после более или менее продолжительнаго обсуждения поднятых вопросов; причем каждый из правоспособных лиц мог подавать свой голос совершенно самостоятельно. "Никто из нас, - говорил [Святитель] Киприан на одном Соборе, - не считает себя Епископом Епископов, никто страхом не принуждает, как тиран, своих сотоварищей следовать своему мнению" (Святитель Киприан. Творения. Т. 2. С. 274)... Послания, которыя отправляли Соборы к различным Церквям, ясно говорили, что решения их были именно соборныя (Евсевий Памфил. Церковная История. М., 1993. Кн. V. Гл. 24. С. 192-194; Кн. VI. Гл. 43. С. 237-241). Впрочем, эти решения были собственно епископскими постановлениями (выделено нами. - А.В.). Правда, на Соборах, кроме Епископов, присутствовали и другия лица - пресвитеры, диаконы и народ. Так, на Римском Соборе, бывшем против новациан, по свидетельству Евсевия, находилось множество пресвитеров, диаконов и мiрян (Евсевий Памфил. Церковная История. М., 1993. Кн. VI. Гл. 43. С. 237: "По его (Новатиана) поводу в Риме собрался очень большой Собор: шестьдесят Епископов, гораздо больше священников и диаконов". В тексте современного издания Евсевия о мiрянах в этом месте ничего не находим, возможно, об этом было в комментариях издания, которым пользовался П.Лапин. Примечание моё. - А.В.). На одном из Карфагенских Соборов по вопросу о падших было, по словам [Святителя] Киприана, многочисленное собрание вообще верующих [Святитель Киприан. Письмо к Корнелию. Сравните п. 34, т. 1, с. 123]. Но полноправными необходимыми членами являлись лишь Епископы. Это находилось в соответствии с указанными нами правовыми воззрениями Церкви, по которым власть в ней считалась принадлежащей именно Епископам. На Соборах голоса при постановлении решений подавались Епископами. На Соборе Карфагенском, например, (от 258 года) к подаче голосов приглашаются именно Епископы [Binii t. 1, p. 179-185]. Соборныя решения подписывались, вообще говоря, также только Епископами (Евсевий Памфил. Церковная История. М., 1993. Кн. V. Гл. 24. С. 193: Святитель Поликрат Асийский в письме Виктору Епископу Римскому пишет: "Я мог бы назвать всех присутствующих Епископов, которых вы посоветовали мне созвать; я и созвал их. Если я напишу все их имена, то выйдет великое множество. Они знают, как я мал и ничтожен, но согласились с моим письмом"; Кн. VI. Гл. 43. С. 241: "В конце письма (Святителя Корнилия к Фабию) он приводит список Епископов, приходивших в Рим и осудивших глупость Новата; он называет их имена и округ, которым кто управлял; упоминает тех, кого не было в Риме, но кто письменно подтвердил свое согласие с мнением вышеупомянутых, называет тут же и города, которыми они ведали и откуда писали". Примечание моё. - А.В.). Соборныя послания часто отправлялись только от имени Епископов [Святитель Киприан. П. 59, 68; Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. V, гл. 24; кн. VI, гл. 43]. Вообще, когда заходила речь о Соборах, имелись в виду только и главным образом Епископы [Евсевий. Церковная История. Кн. V, гл. 24; кн. VI, гл. 43; кн. VII, гл. 28, с. 272]. Что касается остальных лиц, присутствовавших на Соборах, то голос их имел совещательное значение. Только уважаемые пресвитеры в некоторых случаях облекались Епископами правом голоса на Соборах и допускались до подписи под соборными актами. Так было, например, на одном из Антиохийских Соборов против Павла Самосатскаго [Binii t. 1, p. 194]. Из всего сказанного следует, что высшая власть в Церкви в описанное время признавалась за совокупностью всех отдельных Церквей, и каждая Церковь в лице своих Епископов считала себя вправе участвовать в решении разнообразных дел вселенскаго характера. Были и попытки решения всеми Церквами в лице их Епископов вопросов вселенскаго значения путем составления отдельных Соборов и сношения между ними посредством посланий. Конечно, при таком положении дела трудно было достигнуть единодушнаго решения. Но если это достигалось, то оно являлось обязательным для всей Церкви" (Лапин П. Собор как... Казань, 1909. С. 24-26). - А.В.