Иначе не расценишь приказ Министерства образования и науки 461 "Об утверждении отраслевой Программы улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных школах с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы", предусматривающий перевод преподавания естественных дисциплин на принцип "двуязычия". Приказ напрямую касается Крыма и Севастополя, а также тех областей Украины, где, несмотря на "титанические усилия" украинизаторов, остались русскоязычные школы. Теперь, согласно приказу, если, например, в учебном плане предусмотрено два часа математики, один из них будет вестись на "мове".
Приведя в приказе обширный список юридических обоснований для нововведений, министр пан Вакарчук постарался "забыть" о том, что ст. 25 Закона УССР "О языках в Украинской ССР" предусматривает неотъемлемое право граждан на свободный выбор языка учебы. При этом "Украинская ССР гарантирует каждому ребенку право на воспитание и получение образования на национальном языке".
Украинизаторы от власти, как обычно, побежали впереди паровоза. Упомянутый выше закон никто не отменял, и не министерство решает, на каком языке учиться ребенку, а его родители. Именно они своей рукой пишут заявление о том, на каком языке будет учиться их чадо, начиная с первого класса.
Однако оранжевые "строители светлого будущего" без устали вносят в парламент страны проекты нового закона о языках, устраивая между собой своеобразное соревнование, кто отберет у русского языка больше прав. Они так увлечены "законотворчеством", что считают излишним обращать внимание на исполнение уже существующих законов.
Почему статья 10 Конституции Украины трактуется идеологами украинизации в урезанном варианте? Спрашивается: кто, когда и каким решением удалил из нее положение о том, что "в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины"? Ст. 22 не допускает "при принятии новых законов или внесении изменений в существующие законы сужения содержания и объема существующих прав и свобод". Кто же дал право министру образования принимать подзаконный акт-приказ, прямо сужающий право человека получить образование на родном для него языке? Аморальность действий Вакарчука и его подчиненных состоит и в том, что внедрение отраслевой "Программы" задумано по методе, которая в народе известна, как "тихая сапа". Вначале паны из министерства возьмутся за историю, которую в 11 классе отныне дозволено изучать только на украинском, географию, переводимую на "державну мову" с 7 класса, а там, если граждане промолчат, дело дойдет и до остальных предметов. Приказ подписан в конце мая в расчете на то, что летом, в период отпусков, никому до него не будет дела. "Холодный душ" грянет 1 сентября.
Будем откровенны: покорность тех, кто подвергается насилию, провоцирует украинизаторов на дальнейшие действия.
Взглянем на проблему с другой стороны. Министерство образования озабочено введением двуязычия, а все ли в порядке в школах с материальным обеспечением, все ли учителя проводят занятия в теплых классах с оргтехникой и мультимедийными досками, отдыхая затем в собственных благоустроенных квартирах, предоставленных государством за нелегкий труд, в состоянии ли они обеспечить семью всем необходимым из своей "высокой" заработной платы?
Вопрос риторический: этого нет и в помине. Держава, заботясь о сохранении школ, милостиво передала их на баланс местных советов. И теперь только у местного самоуправления болит голова по поводу ремонта обрушивающихся на голову учеников потолков, строительства котельных для обогрева классов, где зимой нужно сидеть в пальто и сапогах, выплаты заработной платы педагогам из дышащих на ладан местных бюджетов. Все это, оказывается, не так важно для "киевских дядек", им гораздо необходимее дать местным управлениям образования "ценные указания" по поводу того, на каком языке обучать школьников.
А исполнители программы - Министерство образования Крыма, управления образования и науки областных, Киевской и Севастопольской госадминистраций пусть "ежегодно предусматривают целевые средства на финансирование соответствующих разделов программы", как сказано в приказе.
Для того чтобы налогоплательщики, например, Крыма и Севастополя окончательно прониклись "важностью" перевода истории и географии на украинский язык, им предложено еще и заплатить за это из собственного кармана. Каково!?
Небезынтересно и то, какие кадры будут проводить в жизнь "мудрые" указания министерства. Возьмем, к примеру, учителя географии. Следуя логике насильственного перевода процесса обучения на украинский язык, неважно, насколько глубоко и доходчиво он расскажет о России или Китае, главное, чтобы он делал это по-украински. Профессионализм - на задворки, владение украинским - на первый план! В таком случае стоит ли потом чиновникам сетовать на невысокий уровень знаний выпускников школ?
Да и не об этом они беспокоятся! Лучше отвлечь общественное внимание на кампанию по тестированию будущих абитуриентов. Или изобразить кипучую деятельность по производству "на-гора" украинизаторских программ обучения.
Вывод напрашивается такой: в Украине в очередной раз сделана попытка грубо нарушить конституционные права граждан на получение образования на родном языке. И, похоже, некому защитить русскоговорящих избирателей от чиновничьего произвола, кроме органов местного самоуправления. Они снова выдвигаются на первый план. Ибо невозможно бесконечно оплачивать последствия насильственной украинизации "сверху" из собственного кармана.
Языковое насилие делает людей холопами и убивает перспективу. Перспективу воспитания грамотного, думающего и независимого поколения, которое будет опорой государства в ближайшие 10-15 лет.
Только активное гражданское сопротивление, плюс организованное противодействие насильственной украинизации со стороны депутатов всех уровней, лишающее исполнительную власть финансовой подпитки для реализации языкового насилия, заставит украинских чиновников прекратить свои варварские языковые эксперименты над людьми.
АФАНАСЬЕВ Виктор, депутат Симферопольского городского совета, член Президиума Думы Русской общины Крыма