Личное восприятие
В названии статьи неслучайно присутствует слово «образ». Именно это слово и является ключевым для данного текста.
Очень часто мы воспринимаем того или иного человека через его образ, воспроизводимый в нашем сознании. Образ Николая II - это не только икона св. царственного страстотерпца, но и всё его бытийное существование до и после событий девяностолетней давности (июля 1918 года).
Автор этой статьи имел свой личный опыт восприятия образа Николая II. В детстве у нас дома стояла икона святых царственных страстотерпцев (в Русской Православной Церкви Заграницей канонизация царской семьи состоялась в 1981 году). Тогда мне казалось странным и дивным, что последний российский император почитается в народе святым. Уже с юности мне стало очевидно, что в истории России есть два периода: святой и богоборческий. Этому осознанию способствовало и впечатление детской души от внимательного просмотра полотна И.С.Глазунова «Вечная Россия». Затем следовал 2000 год. Произошло прославление Николая II и его семьи на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Семинары и лекции на историческом факультете (2002 год), посвященные эпохе Николая II, конечно же, позволили критически взглянуть на образ святого, умозрительно приблизиться к контексту самого революционного периода, заключавшего в себе насильственную ломку старых форм жизни, идеологические коллизии и идейные пертурбации.
Наконец, впечатления от поездки в Екатеринбург, участие в «царских днях» (Екатеринбург 14-20 июля 2008 года) позволили автору статьи непосредственно воспринять образ Николая Александровича не только умозрительно, но и пропустить этот образ через сердце. Посещение Храма на Крови (Всех русских святых), моление возле расстрельной комнаты в том же храме; посещение Ганиной ямы, монастыря в честь святых царственных страстотерпцев; шествие в крестом ходе от Храма на Крови до Ганиной ямы (22 км.); просмотр фильма «Николай II: сорванный триумф» - не оставили равнодушным. Итак, опыт сакрально-исторического восприятия образа Николая II у автора этих строк имеется.
Общественное восприятие
Что касается общественного настроения, то оно отчасти запечатлено в современном медийном проекте «Имя Россия». Результаты голосования третьего этапа свидетельствуют, что на первом месте находится Николай II (данные на 18 июля 2008 года). Интересно, что еще 9 июля на первом месте был И.В.Сталин (Джугашвили), на втором - В.С.Высоцкий, на третьем - В.И.Ленин (Ульянов), на четвертом - Николай II, на пятом - С.А.Есенин, на шестом - Ю.А.Гагарин, на седьмом - Иван IV Грозный. В десятке избранников народа находятся св. преподобный Сергий Радонежский и благоверный князь Александр Невский.
Конечно же, проект «Имя Россия» небезупречен. В течение июля исторические персоналии перетасовывались неоднократно. В лидерах обозначался Н.С.Хрущев, который до последней декады июля вообще не имел каких-либо весомых позиций. Такой рейтинг включает в себя очень разные и во многом политизированные персоналии нашей отечественной истории. В некотором смысле, результаты голосования проекта «Имя Россия» указывают нам также и на некий индикатор раскола нашего общества, где имена святых сочетаются с демоническими типажами. С другой стороны, рост популярности государя Николая II можно связывать именно с юбилейной датой 2008 года и широкомасштабным чествованием его памяти 17 июля в Екатеринбурге. Автор статьи был участником и очевидцем двадцатикилометрового крестного хода от Храма на Крови до Ганиной ямы. Тысячи православных русских людей (по нашим данным около 35 тысяч человек) приняли участие в этом молитвенном шествии. Соответственно, молитвенная поддержка простых русских людей подталкивает и православных интеллектуалов всеми силами их души способствовать не только церковному, но и общественному, в конце концов, общегосударственному, общероссийскому прославлению святых царственных страстотерпцев в медийном, информационном и общественно-политическом пространстве.
Образ Государя
8 июля 2008 года объявлен в России «Днем семьи, любви и верности». У этого праздника нашлись и небесные покровители. В этот день Русская церковь чтит память святых Петра и Февронии. Пример чистой, искренней, святой любви двух супругов XIII века должен и может поднять духовно-нравственный настрой наших молодых соотечественников, желающих создать семью, вступить в брачные отношения. Но одно маленькое «но»: у святых Петра и Февронии не было детей! Поэтому, целесообразно в 2008 году (Год Семьи в России) транслировать по российским СМИ и пример последней царствующей четы Романовых, Николая Александровича и Александры Федоровны, родителей пятерых прекрасных детей. «Дневник» Николая II нуждается в скорой экранизации (кстати, «Повесть о Петре и Февронии» также заслуживает создания художественного фильма наподобие «Острова» Павла Лунгина).
Сам образ Николая II располагает к себе. Мы видим молодого государя (до 1898 года Николай Александрович относился, говоря современным языком, к молодому поколению России) на иконе, в кинематографических и фотографических отрывках того времени. Молодость государя - значимый фактор в его деятельности. Россия при последнем государе находилась на взлете. Показатели 1913 года были впечатляющими. Демографическая ситуация в России была лучшей в мире. По результатам своих исследований «размножения людского» Д.И.Менделеев оценил, что численность Государства Российского следовало ожидать:
- к 1950 году - 280 млн.;
- к 2000 году - 590 млн.
Известно, что во время первой Всеобщей переписи населения Российской империи в январе 1897 года Николай II, отвечая на вопрос "занятие, ремесло, промысел, должность или служба" ответил просто: "Хозяин земли Русской". В данном признании государя кроется его глубинная самоидентификация «своего», «личного», «родного» с Русской Землею, с Россией. Безусловно, Николай II отражал в себе, в своем жизненном пути ту настоящую, исконную русскость, которая и выделяет русского человека в мире «общих», «общечеловеческих», ценностей. По мнению автора настоящий статьи, русский человек - самодостаточен, великодушен, смешлив и ироничен по жизни; он, как бы, спящий, удовлетворенный тем состоянием, в котором пребывает; однолюб; религиозен и безбоязнен, но богобоязнен; готовый простить, но с развитым чувством справедливости и совестливости; хозяин своей земли - сокрушитель хамства, бахвальства, наглости и распущенности. Русский человек - всегда спокоен, снисходителен к немощам других, но критичен к себе. Русский человек - гениален по своей природе, его гений в исключительной русскости, в доброте душевной, в любви к ближнему, в праведном гневе против врагов Истины. Гений Николая Александровича заключался в его спокойствии, в его миролюбии, в сопричастности миру вышнему.
Сергей Нилус, православный писатель-мистик, пользующийся уважением великой княгини Елизаветы Федоровны и прочимый ею на должность царского духовника, с 1900 года пишет книги, рассчитанные на чтение в императорском семействе, вспоминает свои впечатления от живого образа Николая II. «О, этот взгляд! Вовек не забыть мне его! 5-го мая 1904 года Государь Николай Александрович - проездом через Мценск - по направлению к Орлу, Курску и другим городам юга России, в которых он благословлял войска на поход против Японии, и принимал на платформе Мценского вокзала депутацию Мценского дворянства. В составе депутации был и я. <... > Тут я имел радость, более того, восторг, видеть глаза Государя. Передать их выражение ни словами, ни кистью невозможно».
Не от мира сего
Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года прославил последнюю царскую семью как святых страстотерпцев. Таким образом, русская дореволюционная история завершилась царственным подвигом страстотерпчества: царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Первыми святыми страстотерпцами на Руси были в XI столетии святые князья Борис и Глеб. Страстотерпчество и является смертью, принятой безвинно, с христианским смирением. В этом случае основания для убийства не религиозные, а политические. Свою кончину император принимает именно с христианским смирением. Эта вот своеобразная иринизация (греч. irini (ирини), мир, спокойствие, тишина) всей жизни государя и составляет особую миссию его земного служения.
Своего рода проповедью, покаянным манифестом явилась Гаагская мирная конференция 1899 года, созванная по инициативе молодого императора Николая II. Константинопольский патриарх Константин V в своей пространной записке «О нуждах Вселенской патриархии» поощрял миротворческую деятельность молодого государя, видел в ней залог общего мира не только светского, но и церковного. «Политический мир света (светского общества, - В.В.) зависит от мира в Церкви (политическое содружество государств зависит от мира церковного между этими государствами)».
С совершенной очевидностью последний русский царь воспринял политический курс миротворчества его славного предшественника-отца, Александра III. Фактом своей страстотерпческой кончины он подтвердил этот курс лично-религиозной и искренне-православной позицией.
Выводы
Подытожим всё вышеизложенное:
1. Николай II - святой, но со странной для святого биографией...
2. Николай II был последним русским царем, императором, василевсом, правителем, самодержцем, «хозяином земли Русской».
3. Николай II - прекрасный семьянин, отец пятерых детей. Пример для подражания в «Год Семьи-2008».
4. Добрый, миролюбивый человек, с проницательным и запоминающимся взглядом, спокойным и вдохновенным лицом.
5. Молодой государь, страстотерпчески скончавшийся в возрасте 50 лет (молодость императора и общие черты его лица часто сравнивают с действующим президентом РФ, Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который на момент написания настоящей статьи еще не достиг полных 43 лет).
6. Политик, держащийся миротворческого курса, твердо заложенного его отцом, Александром III (Гаагская мирная конференция 1899 года). В царствование Николая II (1913 год, трехсотлетие дома Романовых) Россия достигла наивысших показателей за всю ее историю в политическом, экономическом, общественном, военном и демографическом направлениях развития страны.
7. Рейтинговый персонаж отечественной истории (в голосовании проекта «Имя Россия» конкурирует с известными персоналиями XX века, со Сталиным, Лениным, Гагариным, а также великим князем 13 века, Александром Невским).
8. Человек-эпоха. С чьим именем связывают конец русской дореволюционной истории.
ВЕНЕДИКТОВ Вадим Юрьевич, историк, культуролог, преподаватель кафедры культурологии МПГУ