В 1798 году преподобный Никодим Святогорец подготовил для издания в Вене трехтомное собрание творений средневекового святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Когда единственная рукопись была доставлена на корабль, отплывавший из Греции, повстанцы спрятали в одном из его трюмов оружие. Их обман был обнаружен, а весь груз, среди которого была и рукопись, конфискован. Столь нелепое стечение обстоятельств на 200 лет отложило издание полного собрания сочинений Григория Паламы.
Григорию было двадцать, когда он неожиданно для всех решил принять монашество. Император Константинопольский предлагал ему блестящую карьеру и делал все, чтобы удержать его при дворе. Однако Григорий был непреклонен. Он отправляется на Афон - центр православного монашества в 14 веке. Проведенные там годы были для него особым временем. Во-первых, он получил доступ к святоотеческой литературе и приобрел не только знания, но и глубокий опыт монашеской жизни. Во-вторых, здесь же начинается его литературная деятельность. Свое первое сочинение "Житие святого Петра Афонского" Григорий написал в 1334 году. Ему было 38 лет. Он совершал монашеский подвиг в пустыне святого Саввы.
Спустя несколько лет он пишет свои знаменитые "Триады в защиту священнобезмолвствующих". Эти тексты имеют важнейшее значение, так как являются первым богословским изложением основ духовной жизни восточного монашества. Поводом к их написанию послужили нападки греческого философа Варлаама. Он считал, что существо Божие непостижимо, поэтому все усилия монахов через уединение, безмолвие и постоянную молитву соединить свой ум с Богом и просиять светом, который исходил от Господа на горе Преображения - напрасны и являются еретическим заблуждением. В ответ на обвинения Варлаама Святитель Григорий писал: "Воссиял Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам в то время, когда Господь молился. Этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем, кто при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу". Чтобы разрешить спор между Варлаамом и святителем Григорием было решено созвать собор. Он состоялся в 1341 году в Константинополе в храме Святой Софии. И 27 мая на соборе были приняты положения Григория Паламы о том, что Бог недоступный в Своей сущности, через Духа Святого от Отца исходящего, являет Себя каждому верующему. Поэтому теперь христиане, и не только монахи, соединенные в таинствах с Искупителем могут созерцать свет Фаворский в своих собственных сердцах.
Однако, несмотря на победу, в результате политических интриг, святителя Григория и афонских монахов признали виновниками церковных смут. В 1344 году патриарх Константинопольский Иоанн 14 отлучил святителя от Церкви и подверг темничному заключению на три года. А после смерти Иоанна 14 на патриарший престол взошел Исидор, святителя Григория Паламу освобождают и возводят в сан архиепископа Солунского.
Последние годы жизни Григорий Палама активно участвует в жизни своей епархии. Он возглавляет многочисленные праздничные богослужения и церемонии. Произносит проповеди практически на каждое событие церковного года и совершает множество исцелений. 14 ноября 1357 года в возрасте 61 года святитель Григорий умер. Через 11 лет в марте 1386 года за подвиг исповедничества и мученичества, за подвижническую жизнь и глубокую назидательность своих творений Григорий Палама прославлен в лике святых.
В подготовленное прп. Никодимом Святогорецем спустя четыре с половиной столетия трехтомное собрание творений святителя Григория Паламы вошли 21 богословско-полемических трактата и 6 духовных сочинений, 23 письма и 63 проповеди. По нелепой случайности рукопись была утеряна, и полное собрание его творений были напечатаны лишь в конце 20 века. Наверное, это произошло потому, что в наш век суеты и философской многоголосицы глубокое духовное наследие святителя Григория Паламы наиболее актуально. Ведь писал он о том, как в безмолвии и тишине сердца увидеть Свет Преображения.