29 февраля в 17 час. 30 мин. в православной библиотеке "Благовест" (ул.Володарского, 140), состоится вечер, посвящённый о.Павлу Дернову и его сыновьям.
На вечере будет представлена книга, которая стала первым опытом жизнеописания Дерновых.
Очень важно, что в Вятку из С.-Петербурга приедет внучка священномученика Павла Дернова, Анна Сергеевна Филиппова (она приедет в наш город 28 февраля).
Кроме вечера в "Благовесте" А.С.Филиппова встретится 29 февраля с воспитанниками Вятского духовного училища, а также учениками Вятской православной гимназии.
Контактный телефон 8-912-36-99-155 (Маркелов Артём Владимирович)
***
Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в г.Яранске. В 1894 году закончил курс в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия и приехал служить в Елабугу.
С 1 октября 1894 г. о.Павел служил священником и законоучителем Елабужского реального училища и женской гимназии (а также настоятелем гимназической церкви).
Матушка о.Павла - Анна - была дочерью протодиакона Спасского собора г.Елабуги Аркадия Лаженицына. К 1917 году они растили пятерых детей - четырёх сыновей и дочь.
Отец Павел был разносторонним человеком, начал читать в гимназии курс русской литературы. В 1903 г. написал книгу, посвященную истории Елабужского реального училища. Современные елабужские исследователи высоко отзываются об этой работе.
Отец Павел занимался гомеопатией, бесплатно лечя крестьян. Его дочь Ваврвара Павловна Дернова писала, что когда во время первой мировой войны лекарства стали очень дороги, "папа принужден был брать за них. И как ему стыдно было говорить больному: двадцать копеек надо. Помню, наблюдая, я стыдилась папиным мучительным стыдом!"
Отец Павел Дернов принимал деятельное участие в работе Елабужского братства трезвости. Эта деятельность находила всемерную поддержку викария Вятской епархии, епископа Сарапульского Амвросия (Гудко), который также принял в 1918 году мученическую кончину. Одним из главных дел Владыки Амвросия стала именно борьба с пьянством.
"<...> и неудивительно, - писал один из ижевских священников, - так как в его архипастырском ведении находятся такие пьянственные центры как Сарапул, Ижевск и Воткинск. <...> Елабужское братство настолько хорошо работает, что со временем, может быть, послужит образцом деятельности в этом роде для всей России".
В январе 1918 года Патриарх Тихон обратился с воззванием, в котором анафаметствовал гонителей Русской Церкви.
Во время службы было нужно было произнести проповедь, и о.Павел согласился.
В.П.Дернова писала: "Хорошо помню бурный разговор между папой и мамой вечером. Говорила очень взволнованно мама: "Что ты делаешь, у тебя дети!" Надо сказать, что я никогда не слышала никакой размолвки между родителями. Либо они уж очень любили друг друга, либо отец обладал такой кротостью и в такой степени, что никогда слово спора, столкновения в нашей семье между родителями не случалось. И это был единственный бурный разговор, который я слышала и хорошо помню. Что отвечал отец, я не знаю. Он уже решил для себя, принял на себя это обязательство. И, вероятно, не сомневался, что последует расплата".
Сохранились воспоминания жителя Елабуги (1906 года рождения), который пишет, что "в феврале 1918 года в городе вспыхнуло восстание пехотного запасного полка, расквартированного в городе еще с царских времен. <...> Как помнится, это было связано то ли с отправкой полка куда-то на фронт, то ли с его переформированием. Только полк, возглавляемый офицерами, восстал против советской власти, представители которой бежали из города. Установилось безвластие. Помню, что речь шла даже об организации какого-то отряда самообороны для поддержания порядка в городе. Однако, прошло немного времени (недели полторы-две) и стало известно, что "советская власть" изгнанная из города, возвращается <...>".
В Елабугу прибыл эшелон красногвардейцев, который стал наводить революционный "порядок". Отец Павел был арестован в ночь с 26 на 27 февраля 1918 г., и больше родные его живым не видели.
Три брата, 20-летний Борис, 18-летний Григорий и 17-летний Семен, отправились узнать о судьбе отца. И когда узнали о расстреле, то, видимо, обличили красных. Братьев расстреляли среди бела дня.
По словам одной жительницы Елабуги, братья были "приговорены к расстрелу как участники контрреволюционного заговора (их отец еще не был погребен). Жителям города было строжайше запрещено выходить из домов в день казни. Расстреливали их под дамбой, у электростанции из красного кирпича: старшие были убиты мгновенно, для гимназиста потребовался второй залп (он отвернул голову) - из-за закрытых ставен эту казнь видели жители близлежащих домов. <...>
Тяжело переживали многие елабужане эти страшные события. Учительница детей Дерновых Любовь Федоровна Сафанеева сошла с ума после чудовищного, бесчеловечного расстрела отца Павла и его троих сыновей..."
На литургии 31 марта / 13 апреля 1918 г. Об о.Павле Святейший Патриарх Тихон молился в память всех за веру и Церковь Православную убиенных. Синодик замученных за первые месяцы революции, по которому молился Патриарх, открывался именем митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).
Более подробно о судьбе о.Павла можно прочитать в книге, которая выйдет из типографии 29 февраля. В ней собраны факты о жизни о.Павла, уникальные фотографии из архива семьи Дерновых.
***
В воскресенье, 10 февраля 2008 года, когда Русская Церковь праздновала память новомучеников и исповедников Российских, в храмах г.Вятки были отслужены панихиды по вятских архипастырям, священникам и мирянам, погибшим в годы гонений.
Панихида служилась по благословению митрополита и Вятского и Слободского Хрисанфа. В большом списке из нескольких десятков имён были о.Павел и его сыновья.
Верим, что в ближайшее время имена протоиерея Павла, Бориса, Григория и Симеона Дерновых будут внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских уже объединенной Русской Православной Церкви.