Несколько слов о крестных ходах

0
1413
Время на чтение 9 минут
Десять лет тема крестных ходов так или иначе будоражит православную Россию. Не исключение и этот год. Милостью Божией, автор заметки более пяти лет сам участвовал, организовывал и проводил их. Первый переход состоялся на Урале из в 2001 г. из Ныроба в Екатеринбург, в 2002 г. из Екатеринбурга в Кострому, следующий - в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского из Курска в Дивеево и двухгодичный по местам боевой славы из Пскова через Белоруссию на Прохоровку и Куликово поле.

Крестные хода "совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное" (Скрижали). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах по новым маршрутам.

За последние годы они проявили себя как особая, очень нужная (скажу даже - незаменимая) часть нашей духовной жизни, а дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова прп. Серафима Саровского о стяжании духа, как смысла жизни, не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

Крестный ход - дело церковное и потому должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегическая цель не всегда достигается полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика. Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по святым отцам, является выполнение заповедей Божиих и Церковных уставов. Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

В наше лукавое время крестные хода оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть как и прежде приходит к людям и сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось - не счесть. Люди хотят в них участвовать и всегда участвуют - от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в т.ч. дети, молодежь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым - ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства.

Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: "Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоен духовным веселием. Итак... о чем говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчиненных, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..".

Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.

Крестный ход начинается с благословений. Чтобы узнать волю Божию, перед началом испрашивается благословение духоносных старцев. Их, настоящих, - единицы (хотя стариков, как ещё о. Кирилл (Павлов) говорил, много). Далее, получая благословение архиереев, - получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через старцев и архиереев благословил, это уже - послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.

Не всякое перемещение людей есть крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать - окормлять, должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение - с молитвой и пешком.

Христос повелел: Идите... и проповедуйте (Мк 16, 15). Главная задача крестного хода сродни апостольской - проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть крестный ход, их духовная польза значительно ниже.

Старец Паисий Святогорец говорил: "Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна".

Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.

Создание крестного хода - это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря "на ногах". Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один - батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода - отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы, она была нам благословлена старцами, пустынниками и письменно - архиереями. Без молитвы крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва. Опытные ходоки могут научить, тут есть особенности - темп и длина шага, чтобы он был одинаково удобен братьям и сестрам, сильным и немощным, всем. На практике в некоторых епархиях местные священники пытаются воспрепятствовать такой молитве - Бог им судья. Во имя мира не надо конфликтов (и не только по этому вопросу), но при первой возможности снова нужно молиться вместе и вслух, бить врага главном оружием крестного хода - именем Божиим!

Само по себе ничего не бывает, всё нужно готовить. Ориентироваться только на карту нельзя - слишком мало информации и она не вся достоверна. Предполагаемый маршрут необходимо проехать и, бывает, не одиножды. График движения, переходов, стоянок, служб, входов и выходов из больших городов, должен быть заранее разработан организаторами и согласован с архиереями, благочинными, губернаторами, ГАИ, СМИ. Спортивные марш-броски и многотысячные расстояния хороши для немногих, у нас - другие задачи. Пять дней идём, молимся, на праздник - стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение, встречи, беседы. Длина переходов обычно от 25 до 40 км. Сильные могут идти и больше, и быстрее, но спасаться всем надо, и пожилым, и немощным. А те, кто покрепче, по прибытии могут помочь развернуть лагерь, истопить баню, помочь на кухне, поработать на послушаниях.

Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Не многие будьте учителями, сказал апостол. Бич крестных ходов - самочиние, ревность не по-разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто неправославным.

Для решения этих и других проблем, были разработаны и благословлены у архиереев несложные Правила крестного хода (см. ниже). Любой храм, приход, монастырь обязаны иметь и выполнять свой устав, а в нашем случае - правила, которые ограничивают своеволие начальников и анархию толпы, это основа дисциплины и ответственности, критерий правильности действий, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, руководители и священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно. В крестном ходе руководитель и духовник решают все вопросы.

А их, встречающие и идущие, задают много: что происходит? с кем спасаться? что такое - покаяние? В общем, извечно русские вопросы "что делать" и "кто виноват". Мы попробовали их систематизировать, выделили главное, печатали и раздавали небольшой сборник "Русский крест". Возможно, скоро он будет дополнен и переиздан под названием "На крестном пути".

Как православная вера постигается делами веры, так и крестный ход - только изнутри, из опыта непосредственного участия. Значительная часть проблем - от отсутствия у организаторов и участников такого опыта или от их безответственности; от привнесения в Церковь мирского духа, привычек и страстей, а значит иных - коммерческих, тщеславных, политических - целей. Тогда идут "на авось", без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы, не распространяют книги или торгуют всем и подороже. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Даже без благословений ходят. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и сеется дурная слава.

Поэтому важно, чтобы руководитель, священник, еще хотя бы несколько человек, были духовно зрелыми, опытными и добровольными единомышленниками. Все должны быть единомышленниками - во Христе, оставив хотя бы на время губительные привычки.

Старец Паисий как-то заметил: "Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать (или просто ходить - авт.). Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать - легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд". Нужен пост, молитва, смирение, исполнение заповедей и церковная жизнь, чтобы научиться правильно понимать и делать всякое Божье дело.

Нужен духовный труд, удивительным примером которого является настоящий крестный ход. В нём, как в жизни, важно всё. Верность Христу с малого начинается и "мелочами" доказывается (см. Лк 16, 10). Идут, в основном, простые, обычные наши соотечественники, те, кого, как и во все времена, земля кормит. Выходить надо, когда земля тёплая, люди смогли её обработать, засеять. Когда уже можно переночевать в палатках и в школах, где начинаются каникулы; когда легче накормить всегда непредсказуемое количество людей и искупаться в реке (если вечером не смыть пот, завтра он станет "наждачной бумагой"). Много всего надо продумать, если делать хорошо, каждый ход - разный, но во главу угла должна быть поставлена забота о человеке. "Не мучайте людей", - говорил о. Кирилл (Павлов).

Специальное планирование и проведение крестных ходов зимой, ранней весной, в Великий пост, особенно в Страстную седьмицу - не от большой любви к людям. В пост особые богослужения, холодно, трудностей и так хватает, куда-то ходить без большой нужды духовники не советуют.

Нам надо использовать любую возможность, которую даёт Господь, для свидетельства веры и своего спасения, но - по здравому рассуждению и силам. "Расположение к добру -... хорошо, но необходимо ещё духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие" (Старец Паисий).

Помимо крестных ходов, бывают также паломнические переходы, обычно по своей или в соседние епархии. Они проводятся несколько проще: благословения надо иметь, но не обязательно письменные, нет жесткого графика переходов, служб, не всегда есть священник. Но всегда есть старший, есть писаный и неписаный Устав, за пренебрежение которым нарушитель рискует остаться один в чистом поле.

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Нас всех - и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. На самом деле, вся наша православность измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. "Молиться - кровь проливать", - говорил прп. Силуан Афонский. Говорил, наверное, о другом, но "попал" в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу - за себя и "за того парня". За всех.

Потому здесь всё - настоящее. Потому крестный ход, особенно в глубинке, воспринимается многими как образец, как кусочек истинного, почти идеального Православия - сердце не обманешь.

Дай Бог сил и спасения всем, кто ходил, кто идёт сейчас и будет идти.

Федор Тютчев написал, сам того не ведая, замечательные стихи про Крестный ход:
"Отягчённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя".


Пойдём и мы за Христом!

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРЕСТНОГО ХОДА


Благословен грядый во имя Господне!

- Крестный ход от начала и до конца - православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием.

- Руководитель (священник или мирянин) обеспечивает всю организацию и управление (регламент, финансирование, порядок и режим движения, питание, ночлег, охрану, распределение послушаний, прочие необходимые действия).

- Из числа участвующих в Крестном ходе священников старший по чину или хиротонии, или, при необходимости, избранный участниками как духовник, организует должные богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит Крестный ход.

- Все желающие участвуют с благословения своих духовников, настоятелей и духовника Крестного хода.

- Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.

- Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее следуют священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поется молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас".

- Все делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника.

- Участники, которые не могут идти или нарушают указанные правила, пост, "сухой закон", дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят - должны покинуть Крестный ход сами или по решению руководителя.

- По окончании все организованно и, по возможности, за свой счет возвращаются домой.

БАРДИЖ Андрей Анатольевич; адрес для писем: 142403 Московская обл., г.Ногинск-3, до востр. Бардиж А.А.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Бардиж
Пока ходят крестные хода, войны не будет
Доклад на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 26 января 2016 г.
31.01.2016
«В который раз убеждаемся в объединяющей силе пешего крестного хода»
Андрей Бардиж о продолжающемся молитвенном шествии по маршруту «Севастополь-Керчь-Смоленск»
25.06.2015
«Наше шествие – это попытка пройти вдоль границ с Украиной с молитвой о мире»
Организатор многодневного пешего Крестного хода Севастополь-Керчь-Смоленск Андрей Бардиж о трудностях и испытаниях в нелегком пути
03.06.2015
Духовная оборона Отечества
Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня преставления св. равноап. Великого Князя Владимира, Андрея Бардижа
01.04.2015
Все статьи Андрей Бардиж
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21