Встреча

История о том, как судьба свела знаменитого запорожского казака и белгородского старца Серафима

0
205
Время на чтение 7 минут
В Днепропетровской области обнаружена могила знаменитого казака Никиты Коржа.

В поселке Сурско-Михайловка Солонянского района Днепропетровской области местные краеведы обрели захоронение основателя села - легендарного запорожского казака Никиты Коржа. Наибольшую известность этому казаку, на удивление, принесли не блистательные победы в сложных баталиях, а уникальнейший письменный труд - "Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа", являющийся наиболее известным источником по истории слободы Половицы, предшественницы Днепропетровска. Именно на эту повествование ссылаются в своих научных работах практически все исследователи, изучающие быт, жизнь и обычаи запорожской вольницы.

Настоящая фамилия Никиты Леонтьевича - Таран. Но общество запорожцев назвало его "Коржом" и именно с этим прозвищем он больше всего известен любителям истории.

Основатель Сурско-Михайловки

Помимо самых полных воспоминаний о Запорожской Сечи Никита Корж еще известен жителям Днепропетровщины как основатель села Сурско- Михайловки. Почти двести лет назад умер знаменитый казак, но жители этого села до сих пор чтят его память. Именем Никиты Коржа поселенцы когда-то хотели назвать село (и называлась бы Сурско-Михайловка - Коржовкой), однако он отказался из скромности. Село назвали в честь новорожденного сына российского государя Павла I - Михаила. И все же односельчане увековечили его имя. Та часть села, где жили Никита Леонтьевич и его потомки, до сих пор зовется в народе Коржовкой. А тополя, выросшие на месте его усадьбы, - любимое место отдыха сурскомихайловцев.

Родился Никита Корж в 1731 году в знаменитой слободе Новые Кайдаки. В семилетнем возрасте он был отправлен на Сечь к своему крестному отцу. Там, где впоследствии возникнет село Сурско-Михайловка, у крестного отца Никиты - запорожского казака Якова Качалова был зимовник. После смерти Якова - Никита, тоже запорожский казак, стал полноправным хозяином зимовника. А через несколько лет вокруг казачьего жилища начали селиться люди. Многие из них бежали в свободные земли от гнета окрестных помещиков, поэтому в современной Сурско-Михайловке одна из самых распространенных фамилий - Бижко. Назвали это поселение Большие Вольные хутора. И сейчас в старой части села улиц как таковых нет: дома далеко отстоят один от другого. Здесь никогда не было крепостного права, земля принадлежала тем, кто на ней жил и трудился. Поэтому село всегда было не только свободным, но и богатым. В начале ХХ века в Сурско-Михайловке было четыре учебных заведения, кредитное общество - показатель достатка селян. И положил всему этому начало Никита Корж.

Известен также факт, что именно он ходил к государю Павлу I и в Сенат хлопотать о вольной для кодацких земель и добился своего - царь подписал необходимую бумагу. За это Коржа и его наследников уважали земляки.

Умер Никита Корж в 1835 году на сто пятом году жизни: он простудился, собирая деньги на новую сельскую церковь. В год его смерти благодарные односельчане построили новый храм и похоронили основателя в усыпальнице храма под алтарем.

Кто и почему перезахоронил Никиту Коржа?

Сто лет могила оставалась нетронутой, несмотря на войны и революции. А в 1935 году, когда начались гонения на религию, храм разрушили. Очевидцы тех событий говорят, что он простояла бы и дольше, но большевикам не давал покоя золотой крест, который положили в гроб Никиты Коржа односельчане. Местный житель Иван Стовбун в том году был еще школьником и очень хорошо помнит, как вскрывали могилу Коржа и осквернили его останки: "В тридцатые годы из церкви сделали зернохранилище. Помню, школьниками бегали в нее играть. Прыгали с хоров прямо в кучи зерна. Взрослые запретили эту забаву, сказали, что в зерне можно утонуть, захлебнуться. Потом церковь разрушили. В этой церкви был склеп, где похоронили Коржа. Когда разрушали могилу, сняли крышку склепа, она была двухметровая, мраморная, на ней было написано, кто такой Корж, что он основатель Сурско-Михайловки. Когда гроб открыли, я лично видел золотой крест размером с ладонь, цепочку, серебряную лампаду и бутылочку, в которой была рукопись. Корж там писал, что он казак, сын казачий из Кайдак. Все уже прогнило, ведь сто лет прошло, и крест с цепочкой лежали на дне гробницы. Быстро забрали и крест, и цепочку, и лампаду и увезли в Соленое. После того как опустошили склеп, останки Коржа разбросали по полю. Отец Дмитрий Тяпочкин собрал их и перезахоронил на местном кладбище". Вот таким вот страшным образом свела судьба двух известнейших людей, живших в разное историческое время.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) - сохранитель могилы Никиты Коржа.

Иерей Дмитрий Тяпочкин - еще одна легендарная личность в истории Сурско-Михайловки. Многим верующим этот человек известен как Белгородский старец Серафим. Всю свою долгую жизнь он защищал православную веру. Родился он 1/14 августа 1894 года в благочестивой дворянской семье. При крещении младенец был наречен Дмитрием, в честь великомученика Дмитрия Солунского. В семь лет был принят в духовное училище, в 1911 году зачислен в Холмскую духовную семинарию, где окончательно утвердился в стремлении к пастырскому служению. По окончанию семинарии, как лучший воспитанник, в 1917 году он был направлен стипендиатом в Московскую духовную академию, где проучился всего один год, так как в 1918 г. Академия была закрыта.

После закрытия Академии в 1919 году Дмитрий Тяпочкин приезжает в Екатеринослав. Здесь он знакомится со своей будущей супругой Антониной. Они обвенчались в 1920 году, и в том же году Димитрий викарием Екатеринославской епархии епископом Евлампием был рукоположен во диакона, затем и во пресвитера. С 1921 по 1936 годы был благочинным церквей Салонянского района Днепропетровской области. Это были годы самой жестокой борьбы безбожной советской власти с Церковью.

Первые шаги своего пастырского служения молодого священника проходили в местной церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сурско-Михайловке. Отца Дмитрия в селе любили все: шли к нему и в радости, и в горе. В голодные годы он спас от смерти многих односельчан, но не смог уберечь от смерти свою семью. Его жена Антонина и три дочери, умершие в годы голодомора, покоятся на старом сельском кладбище.

В 30-е годы о. Дмитрий был вынужден служить, переходя из храма в храм. Об этом донесли властям, и ему приходилось постоянно скрываться. Но в 1941 году он был арестован и осужден на десять лет ссылки за совершение тайных богослужений на дому. После истечения срока на вопрос следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал: "Тем же, чем и занимался - служить Богу и людям". "Ну, тогда посиди еще", - последовал ответ, и батюшка был отправлен в ссылку сроком на пять лет на Игарку в Красноярский край. После освобождения из ссылки в 1955 г. о. Дмитрий служил в Куйбышевской епархии, был одним из участников знаменитого "Зоиного стояния" в Куйбышеве, чуда, происшедшего в 1956 г. и обратившего ко Христу множество людей. В 1960 г. о. Серафим был назначен настоятелем Днепропетровского кафедрального собора, а в июле того же года - направлен в Курскую епархию настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Сосновка.

Вскоре он подал прошение о принятии иночества: "Если не будет с моей стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге мне святое имя Преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю небесным покровителем. В назначении меня его святейшеством в Курскую епархию, земную родину Преподобного Серафима, тоже вижу промысел Божий". Прошение было принято, и 26 октября 1960 году епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) постриг о. Дмитрия в монашество с именем Серафим. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни от ныне покойного знаменитого старца - архимандрита Андроника (Лукаша), который в свое время так же был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания лагерной жизни.

В 1961 году иеромонах Серафим был возведён в сан игумена. В октябре 1961 года старец Серафим стал настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитном Белгородской области. В 1970 г. он был удостоен сана архимандрита. Очевидцы подвижнической жизни старца свидетельствуют о его прозорливости, даре исцеления, о его кротости, смирении и беспредельной любви к каждому человеку.

Умер отец Серафим 19 апреля 1982 года, на второй день Светлого Христова Воскресения. Могила о. Серафима находится вблизи Свято-Николаевского храма в Ракитном. Сегодня в России стоит вопрос о канонизации Белгородского старца архимандрита Серафима

Память легендарного земляка

Сегодня на месте, где когда-то стояла церковь, - школьный стадион. Еще раньше здесь пытались заложить сад, но деревья не прижились. В 1976 г. на этом месте ученики случайно обнаружили разрушенный склеп Никиты Коржа. Учитель информатики Татьяна Бижко рассказала: "Однажды мы собирали хворост для пионерского костра. И один из ребят провалился под землю. Сначала мы думали, что это фундамент церкви, а потом пришла бабушка Плыска и сказала, что здесь когда-то была могила Никиты Коржа. Внутри склеп был выложен кирпичом. В углу стояли три иконы. Две из них я не помню, а одна была икона Самарской Божьей Матери, покровительницы казаков. Иконы тогда забрал учитель истории, где они сейчас, я не знаю".

Безусловно, старые люди в селе знали место на кладбище, где отец Дмитрий Тяпочкин перезахоронил останки Никиты Коржа. Но официальные власти никогда не интересовались историей. Совсем недавно учитель истории Сурско-Михайловской школы, отличник образования Украины, депутат сельсовета Ирина Бижко установила место перезахоронения Никиты Коржа - его останки покоятся в родовом захоронении знатной сельской семьи. По ее словам, "несколько лет назад наш краеведческий кружок включился в экспедицию "Храмы Приднепровья". Мы готовили материалы по истории нашего храма, встречались со сторожилами села. И когда углубились в тему, узнали, что почти в каждой хате вспоминают имя Дмитрия Тяпочкина. Старые жители молятся на его фотографию как на икону. Когда мы работали над историей нашей Сурско-Михайловской церкви, мы вышли на основателя нашего села Никиту Коржа".

Она сразу же поставила перед депутатами сельсовета вопрос об увековечивании памяти великого земляка. Но, к сожалению, финансов на то, чтобы привести могилу в порядок, у сельсовета нет. Могила заросла травой, каменные кресты разбиты, часть металлической ограды унесли "охотники за металлом". Но, "я верю, что наступит время, - говорит с оптимизмом Ирина Бижко, - когда имена Никиты Коржа и Серафима Тяпочкина будут увековечены и подняты из забвения. И я также надеюсь, что вскоре на этом месте будет мемориал их памяти, где пришедшие смогли бы поставить свечку и помолиться и задуматься о вечной жизни".
По материалам СМИ подготовил диакон Георгий Скубак
Днепропетровская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Георгий Скубак
«Что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?»
«Наш Чайковский» на «Острове классики»
15.06.2010
"Любовь и Апокалипсис"
"Симфонические танцы" С.Рахманинова открыли новый сезон музыкального проекта "Место встречи - "Остров классики"
14.10.2009
Митрополит Ириней награжден за весомый личный вклад в дело консолидации украинского общества
Правящий архиерей Днепропетровской епархии стал полным кавалером ордена "За заслуги"
23.01.2009
Все статьи Диакон Георгий Скубак
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11