itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Встреча

История о том, как судьба свела знаменитого запорожского казака и белгородского старца Серафима

0
146
Время на чтение 7 минут
В Днепропетровской области обнаружена могила знаменитого казака Никиты Коржа.

В поселке Сурско-Михайловка Солонянского района Днепропетровской области местные краеведы обрели захоронение основателя села - легендарного запорожского казака Никиты Коржа. Наибольшую известность этому казаку, на удивление, принесли не блистательные победы в сложных баталиях, а уникальнейший письменный труд - "Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа", являющийся наиболее известным источником по истории слободы Половицы, предшественницы Днепропетровска. Именно на эту повествование ссылаются в своих научных работах практически все исследователи, изучающие быт, жизнь и обычаи запорожской вольницы.

Настоящая фамилия Никиты Леонтьевича - Таран. Но общество запорожцев назвало его "Коржом" и именно с этим прозвищем он больше всего известен любителям истории.

Основатель Сурско-Михайловки

Помимо самых полных воспоминаний о Запорожской Сечи Никита Корж еще известен жителям Днепропетровщины как основатель села Сурско- Михайловки. Почти двести лет назад умер знаменитый казак, но жители этого села до сих пор чтят его память. Именем Никиты Коржа поселенцы когда-то хотели назвать село (и называлась бы Сурско-Михайловка - Коржовкой), однако он отказался из скромности. Село назвали в честь новорожденного сына российского государя Павла I - Михаила. И все же односельчане увековечили его имя. Та часть села, где жили Никита Леонтьевич и его потомки, до сих пор зовется в народе Коржовкой. А тополя, выросшие на месте его усадьбы, - любимое место отдыха сурскомихайловцев.

Родился Никита Корж в 1731 году в знаменитой слободе Новые Кайдаки. В семилетнем возрасте он был отправлен на Сечь к своему крестному отцу. Там, где впоследствии возникнет село Сурско-Михайловка, у крестного отца Никиты - запорожского казака Якова Качалова был зимовник. После смерти Якова - Никита, тоже запорожский казак, стал полноправным хозяином зимовника. А через несколько лет вокруг казачьего жилища начали селиться люди. Многие из них бежали в свободные земли от гнета окрестных помещиков, поэтому в современной Сурско-Михайловке одна из самых распространенных фамилий - Бижко. Назвали это поселение Большие Вольные хутора. И сейчас в старой части села улиц как таковых нет: дома далеко отстоят один от другого. Здесь никогда не было крепостного права, земля принадлежала тем, кто на ней жил и трудился. Поэтому село всегда было не только свободным, но и богатым. В начале ХХ века в Сурско-Михайловке было четыре учебных заведения, кредитное общество - показатель достатка селян. И положил всему этому начало Никита Корж.

Известен также факт, что именно он ходил к государю Павлу I и в Сенат хлопотать о вольной для кодацких земель и добился своего - царь подписал необходимую бумагу. За это Коржа и его наследников уважали земляки.

Умер Никита Корж в 1835 году на сто пятом году жизни: он простудился, собирая деньги на новую сельскую церковь. В год его смерти благодарные односельчане построили новый храм и похоронили основателя в усыпальнице храма под алтарем.

Кто и почему перезахоронил Никиту Коржа?

Сто лет могила оставалась нетронутой, несмотря на войны и революции. А в 1935 году, когда начались гонения на религию, храм разрушили. Очевидцы тех событий говорят, что он простояла бы и дольше, но большевикам не давал покоя золотой крест, который положили в гроб Никиты Коржа односельчане. Местный житель Иван Стовбун в том году был еще школьником и очень хорошо помнит, как вскрывали могилу Коржа и осквернили его останки: "В тридцатые годы из церкви сделали зернохранилище. Помню, школьниками бегали в нее играть. Прыгали с хоров прямо в кучи зерна. Взрослые запретили эту забаву, сказали, что в зерне можно утонуть, захлебнуться. Потом церковь разрушили. В этой церкви был склеп, где похоронили Коржа. Когда разрушали могилу, сняли крышку склепа, она была двухметровая, мраморная, на ней было написано, кто такой Корж, что он основатель Сурско-Михайловки. Когда гроб открыли, я лично видел золотой крест размером с ладонь, цепочку, серебряную лампаду и бутылочку, в которой была рукопись. Корж там писал, что он казак, сын казачий из Кайдак. Все уже прогнило, ведь сто лет прошло, и крест с цепочкой лежали на дне гробницы. Быстро забрали и крест, и цепочку, и лампаду и увезли в Соленое. После того как опустошили склеп, останки Коржа разбросали по полю. Отец Дмитрий Тяпочкин собрал их и перезахоронил на местном кладбище". Вот таким вот страшным образом свела судьба двух известнейших людей, живших в разное историческое время.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) - сохранитель могилы Никиты Коржа.

Иерей Дмитрий Тяпочкин - еще одна легендарная личность в истории Сурско-Михайловки. Многим верующим этот человек известен как Белгородский старец Серафим. Всю свою долгую жизнь он защищал православную веру. Родился он 1/14 августа 1894 года в благочестивой дворянской семье. При крещении младенец был наречен Дмитрием, в честь великомученика Дмитрия Солунского. В семь лет был принят в духовное училище, в 1911 году зачислен в Холмскую духовную семинарию, где окончательно утвердился в стремлении к пастырскому служению. По окончанию семинарии, как лучший воспитанник, в 1917 году он был направлен стипендиатом в Московскую духовную академию, где проучился всего один год, так как в 1918 г. Академия была закрыта.

После закрытия Академии в 1919 году Дмитрий Тяпочкин приезжает в Екатеринослав. Здесь он знакомится со своей будущей супругой Антониной. Они обвенчались в 1920 году, и в том же году Димитрий викарием Екатеринославской епархии епископом Евлампием был рукоположен во диакона, затем и во пресвитера. С 1921 по 1936 годы был благочинным церквей Салонянского района Днепропетровской области. Это были годы самой жестокой борьбы безбожной советской власти с Церковью.

Первые шаги своего пастырского служения молодого священника проходили в местной церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сурско-Михайловке. Отца Дмитрия в селе любили все: шли к нему и в радости, и в горе. В голодные годы он спас от смерти многих односельчан, но не смог уберечь от смерти свою семью. Его жена Антонина и три дочери, умершие в годы голодомора, покоятся на старом сельском кладбище.

В 30-е годы о. Дмитрий был вынужден служить, переходя из храма в храм. Об этом донесли властям, и ему приходилось постоянно скрываться. Но в 1941 году он был арестован и осужден на десять лет ссылки за совершение тайных богослужений на дому. После истечения срока на вопрос следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал: "Тем же, чем и занимался - служить Богу и людям". "Ну, тогда посиди еще", - последовал ответ, и батюшка был отправлен в ссылку сроком на пять лет на Игарку в Красноярский край. После освобождения из ссылки в 1955 г. о. Дмитрий служил в Куйбышевской епархии, был одним из участников знаменитого "Зоиного стояния" в Куйбышеве, чуда, происшедшего в 1956 г. и обратившего ко Христу множество людей. В 1960 г. о. Серафим был назначен настоятелем Днепропетровского кафедрального собора, а в июле того же года - направлен в Курскую епархию настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Сосновка.

Вскоре он подал прошение о принятии иночества: "Если не будет с моей стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге мне святое имя Преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю небесным покровителем. В назначении меня его святейшеством в Курскую епархию, земную родину Преподобного Серафима, тоже вижу промысел Божий". Прошение было принято, и 26 октября 1960 году епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) постриг о. Дмитрия в монашество с именем Серафим. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни от ныне покойного знаменитого старца - архимандрита Андроника (Лукаша), который в свое время так же был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания лагерной жизни.

В 1961 году иеромонах Серафим был возведён в сан игумена. В октябре 1961 года старец Серафим стал настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитном Белгородской области. В 1970 г. он был удостоен сана архимандрита. Очевидцы подвижнической жизни старца свидетельствуют о его прозорливости, даре исцеления, о его кротости, смирении и беспредельной любви к каждому человеку.

Умер отец Серафим 19 апреля 1982 года, на второй день Светлого Христова Воскресения. Могила о. Серафима находится вблизи Свято-Николаевского храма в Ракитном. Сегодня в России стоит вопрос о канонизации Белгородского старца архимандрита Серафима

Память легендарного земляка

Сегодня на месте, где когда-то стояла церковь, - школьный стадион. Еще раньше здесь пытались заложить сад, но деревья не прижились. В 1976 г. на этом месте ученики случайно обнаружили разрушенный склеп Никиты Коржа. Учитель информатики Татьяна Бижко рассказала: "Однажды мы собирали хворост для пионерского костра. И один из ребят провалился под землю. Сначала мы думали, что это фундамент церкви, а потом пришла бабушка Плыска и сказала, что здесь когда-то была могила Никиты Коржа. Внутри склеп был выложен кирпичом. В углу стояли три иконы. Две из них я не помню, а одна была икона Самарской Божьей Матери, покровительницы казаков. Иконы тогда забрал учитель истории, где они сейчас, я не знаю".

Безусловно, старые люди в селе знали место на кладбище, где отец Дмитрий Тяпочкин перезахоронил останки Никиты Коржа. Но официальные власти никогда не интересовались историей. Совсем недавно учитель истории Сурско-Михайловской школы, отличник образования Украины, депутат сельсовета Ирина Бижко установила место перезахоронения Никиты Коржа - его останки покоятся в родовом захоронении знатной сельской семьи. По ее словам, "несколько лет назад наш краеведческий кружок включился в экспедицию "Храмы Приднепровья". Мы готовили материалы по истории нашего храма, встречались со сторожилами села. И когда углубились в тему, узнали, что почти в каждой хате вспоминают имя Дмитрия Тяпочкина. Старые жители молятся на его фотографию как на икону. Когда мы работали над историей нашей Сурско-Михайловской церкви, мы вышли на основателя нашего села Никиту Коржа".

Она сразу же поставила перед депутатами сельсовета вопрос об увековечивании памяти великого земляка. Но, к сожалению, финансов на то, чтобы привести могилу в порядок, у сельсовета нет. Могила заросла травой, каменные кресты разбиты, часть металлической ограды унесли "охотники за металлом". Но, "я верю, что наступит время, - говорит с оптимизмом Ирина Бижко, - когда имена Никиты Коржа и Серафима Тяпочкина будут увековечены и подняты из забвения. И я также надеюсь, что вскоре на этом месте будет мемориал их памяти, где пришедшие смогли бы поставить свечку и помолиться и задуматься о вечной жизни".
По материалам СМИ подготовил диакон Георгий Скубак
Днепропетровская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Диакон Георгий Скубак
«Что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?»
«Наш Чайковский» на «Острове классики»
15.06.2010
"Любовь и Апокалипсис"
"Симфонические танцы" С.Рахманинова открыли новый сезон музыкального проекта "Место встречи - "Остров классики"
14.10.2009
Митрополит Ириней награжден за весомый личный вклад в дело консолидации украинского общества
Правящий архиерей Днепропетровской епархии стал полным кавалером ордена "За заслуги"
23.01.2009
Все статьи Диакон Георгий Скубак
Последние комментарии
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.09.2022 20:57
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от C. Гальперин
28.09.2022 19:23
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Адриан Послушник
28.09.2022 19:02
Осень тревоги нашей
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 18:18
Запасаясь терпением, не теряем надежду
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 17:35
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Георгий Н.
28.09.2022 17:25
Кем же хочет стать Россия?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.09.2022 17:06