Размышления о фильме "Паломничество в Вечный город"

Или как трудно быть миссионером

0
328
Время на чтение 4 минуты
С нетерпением мы все ждали фильма, которым был щедро анонсирован задолго до его выхода в эфир. В материалах, предваряющих телепоказ, были даны ценностные установки, которые как бы заранее упреждали всякую критику. Говорилось, что фильм предназначен не только для православных, но и для католиков. Последних важно было не обидеть, так как святыни, которые впервые русским разрешено было заснять для телепрограммы, все-таки принадлежат им. Говорилось, что фильм предназначен прежде всего для широкой аудитории, а не для воцерковленных людей, потому и в ведущие выбраны популярные актеры и язык их повествования предельно приближен к пониманию современного человека.

Но, несмотря на вышеназванные "смягчающие обстоятельства" уже первая серия фильма вызвала вопросы и недоумения. Да, апостола Павла попытались показать живым человеком, а не вознесенным над человечеством, святым. Но эта живость очень уж приспособлена к современности. Апостол Павел был живым человеком, но жил-то во времена древние. Кроме того, несмотря на заверения создателей фильма в том, что у них было много научных консультантов, в этой серии бросились в глаза явные ошибки.
Такие же недоумения вызвали и другие серии.

Мы обратились к известному специалисту по трудам и жизни апостола Павла и его времени - профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии архиманадриту Ианнуарию (Ивлиеву). Его ответ нельзя назвать развернутым отзывом на фильм (сейчас не те дни, когда можно было бы найти время для такого отзыва), но даже то, что сказано, заставляет задуматься о доброкачественности нашего миссионерства.

"От фильмов на христианскую тему я всегда ожидаю большего, чем получаю. Собственно, гораздо чаще я вижу замечательные и очень христианские по духу фильмы, в которых нет никаких "образов апостолов", и даже имя Иисуса Христа не упоминается. А тот фильм о Риме, который сейчас демонстрируется... Что сказать о нём? Для непосвященных людей он хорош хотя бы уже тем, что даёт минимальные знания исторического характера. Ведь для подавляющей массы населения все эти имена - Павел, Стефан и все прочие святые мученики, да и Сам Христос, - если и знакомы (а чаще всего не знакомы), никакого реального содержания за собою не несут. А если и несут, то содержание это - сказочные истории, в лучшем случае построенные по псевдожитийным канонам. В фильме сделана попытка представить жизни, а не жития святых персонажей. Но печально (с моей точки зрения), что в едином ряду даются исторические сведения и легендарные, которые набрасывают на живую реальную историю некий флёр мифа.

Что касается реалий, то странно, конечно, было видеть "Павла", на протяжении всей первой серии плетущего лыковые циновки, вместо того чтобы шить палатки (голос Машкова за кадром утверждает, что Павел изготавливает палатки). Палатки в те (и в гораздо более поздние) времена изготавливались из кожи, а не из лыка.

Странно было слышать, что Павел вместе с Варнавой трудился на Крите. Трудились они на Кипре. Неприятно было слышать в прошедших сериях имена святых, произносимые с неправильным ударением. Непонятно, почему в паломничестве в город святого Петра о Петре говорилось как-то мельком.

Но это всё - мелочи. Хуже то, что христианство в показанных сериях представлено как некое фанатическое (вплоть до жертвенной самоотдачи) утверждение... Утверждение чего? Вот об этом ничего толкового и не сказано в фильме. Увы, получилось некое утверждение и прославление СМЕРТИ во имя Христа, а не РАДОСТИ во Христе. Но это характерно, пожалуй, для всех фильмов на евангельские темы. Нет никакого Евангелия в этих фильмах! Поэтому такие фильмы не имеют ни малейшего миссионерского значения. Их роль ограничена простейшей катехизацией необразованных верующих (уже верующих) членов церкви. Фактически они не направлены во внешний мир.

Все молодые люди, с которыми мне приходится общаться, рассказывали, что услышав хотя бы несколько фраз, торжественно-проповедническим тоном произнесённых Машковым, Соломиным или Ириной Купченко, переключались на другую ТВ-программу
".

Отзыв отца Ианнуария достаточно жесток. Но эта жесткость вызвана настоящей любовью к апостолу Павлу и блестящим знанием реалий того времени. Все многочисленные слушатели лекций архим. Ианнуария свидетельствуют: в его рассказах, которые на протяжении почти десяти лет проходят при переполненных аудиториях, апостол Павел действительно представал как живой и слушатели как бы переселялись в то время. Причем происходило это не при помощи грубых образов, а силой реального знания и вдохновения.

Конечно ученая лекция и фильм это разные жанры. Но все-таки так ли уж необходимо было в фильме о мучениках постоянно показывать в кадре потоки крови, нужно ли акцентировать внимание на ужасах, так и не ответив на вопрос (его, кстати мне постоянно задавал ребенок, с которым я вместе смотрела фильм): а как они могли все это перенести? Не слишком ли увлеклись создатели фильма приближением апостолов и мучеников к нам, современным людям, забыв о том, что широкой аудитории все-таки сначала нужно было рассказать, что такое святость, как ее понимает христианство. Не слова об этом не было сказано в фильме.

Актерский рассказ, который является центральным в фильме, в целом настраивает на лад душевных переживаний, а на возможность духовного уровня осмысления тех же событий в фильме даже нет и намека. Конечно, широкому зрителю это не нужно, но хотя бы намек хотелось бы услышать. Хотелось бы, чтобы авторы были сосредоточены не только на внешней канве, но хотя бы приоткрыли путь от внешнего к внутреннему, хотя бы намекнули на то, что у христианства есть глубинное, таинственное духовное измерение, которое можно постигнуть только в личном опыте, в Церкви, в молитве. Вместо этого мы несколько раз слышим о том, что послания апостола Павла были сбивчивы и сумбурны, но иногда он, правда, произносил чеканные формулы, типа: "Кто не работает, тот и не ест". Тут вспоминаются слова апостола Павла о том, что душевный человек духовного понять не может. Ему все будет казаться сумбуром и нонсенсом.

Может быть, эти недостатки будут устранены в дальнейшем, когда, режиссер В.Хотиненко, как он обещает, снимет отдельные большие фильмы о святых. И пусть все, сказанное нами, не воспринимается как критика ради критики, а как доброе пожелание. Все-таки, фильм призван не к разделению, а к объединению (как это и было заявлено в анонсах). Видимо, поэтому выбран такой способ подачи материала.
Пожелаем же режиссеру, чтобы в новых фильмах присутствовала не только яркость, броскость, но и глубина и "веяние хлада тонка".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 13:56
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40