КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Аполлос (в миру Иоанн Егорович Беляев). Родился 11 апреля 1812 года в семье священника Владимирской епархии. Закончил Владимирскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (где принял монашество с именем Аполлос). В 1839-1845 годах преподавал в Орловской, Тверской, Владимирской духовных семинариях. В период с 1845 до 1847 гг. - в братии Киево-Печерской Лавры. В 1847-1854 годах был настоятелем в Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре (в 1849 году возведен в сан игумена, в 1851 г. - архимандрита). В 1854-1856 годах - ректор Астраханской духовной семинарии. Потом переведен ректором Псковской семинарии и определен настоятелем знаменитого Псково-Печерского Успенского монастыря. 16 февраля 1864 года рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Спустя два года назначен Санкт-Петербургским викарием, епископом Ладожским, а уже через несколько месяцев (13 декабря 1866 года) переведен в Вятку, где и служил до своей смерти. [2] За "долговременное и отлично-усердное служение и попечительное управление вверенною <...> паствою" возведен в сан архиепископа.[3]
После столичной жизни, где, по слову епископа Макария (Миролюбова) "требуется постоянная готовность и осторожность", вятчане настолько тронули сердце Владыки Аполлоса "своей добротою, простотою и набожностью", что он впоследствии не хотел переходить в другие епархии, даже более материально благополучные.[4]
Уверен, должен прийти час, когда о плодах многогранной деятельности вятского архипастыря будет написана подробная работа. Пока же штрихами наметим некоторые стороны духовного облика Владыки Аполлоса.
Благодаря его заботам, в епархии были основаны три новые женские обители (в Елабуге, Сарапуле и близ Яранска).
Владыка провел энергичное преобразование духовных учебных заведений (до "эпохи Аполлоса" в Вятском епархиальном училище училось всего 60 девочек, а в 1885 году - почти 500 (!)).
Кстати, именно Владыка Аполлос расположил знаменитого вятского купца, щедрого благотворителя Я.А. Прозорова пожертвовать в пользу женского епархиального училища прекрасный дом (сохранился до сих пор).[5]
Такую заботу об образовании можно объяснить, наверное, тем, что Владыка закончил Киевскую духовную академию, причем, по выражению одной из газет, "в самый блестящий"[6] ее период, когда ректором был знаменитый богослов и проповедник Владыка Иннокентий (Борисов), скончавшийся архиепископом Херсонским.
Архиепископ Аполлос ненавидел доносы и подметные письма, и к концу своего пребывания на кафедре почти полностью искоренил эту пагубу.[7]
Всю жизнь Владыка не был чужд перу, так что даже был включен в словарь "Русские мыслители второй половины XIX - начала XX вв.".[8]
Любовь архиепископа Аполлоса к слову не ограничивалась проповедями, а вдохновлялась прежде всего любовью к святости. В свою бытность настоятелем Псково-Печерского монастыря он составил житие старца иеросхимонаха Лазаря. Причем, письменных источников о жизни о. Лазаря не сохранилось, и тогдашний архимандрит Аполлос по крупицам собирал сведения у старожилов, еще помнивших батюшку.[9]
Этой любовью к святости, которую Владыка пытался вдохнуть и в души окружающих, он особенно мне близок. Вот лишь несколько фактов из периода его вятского служения.
В 1872 г. над могилой ученика преподобного Трифона Вятского инока Досифея , похороненного в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, епископ Аполлос устроил небольшую часовню, где любили бывать богомольцы и где служились панихиды.[10]
Именно епископ Аполлос, познакомившись с книгами вятского подвижника благочестия Симеона Петровича Куртееваи после бесед с ним, настоял, чтобы Куртеев принял монашеский постриг. 23 февраля 1877 года в Слободском Крестовоздвиженском монастыре Симеон Петрович был пострижен в монашество с именем Стефана.[11]
В 1870 году из Свято-Троицкого Стефановского Ульяновского монастыря в Вятку был принесен чудесно обретенный образ Спасителя . Желающих отслужить перед святыней молебен было столько, что многим приходилось ждать по два дня. Происходили и исцеления, которые тщательно заносились в монастырскую летопись. Владыка Аполлос горячо молился перед образом, а когда монахи отправились в обитель, дал указание, чтобы до границ епархии икону несли крестным ходом, встречали и провожали колокольным звоном.[12]
В 1870 году кафедральный протоиерей Стефан Кашменский обратился к Владыке Аполлосу с прошением устроить в Кафедральном Свято-Троицком соборе пещерную церковь во имя Всех Святых Киевских . В начале 1871 года Вятка колокольным звоном и сотнями верующих встречала вернувшегося из Киева о. Стефана, который привез частицы мощей свят. Нифонта, свят. Феофила, прп. Исаакия затворника и прп. Ипатия целебника.[13] Через несколько месяцев, 18 мая, епископ Аполлос освятил пещерную церковь во имя Всех Святых Киевских.[14]
Интереснейшим, но практически неизвестным периодом жизни Владыки остается пребывание Владыки Аполлоса в качестве члена Святейшего Синода . Он отбыл в Петербург 7 июня 1879 года на пароходе "Гражданин", как отмечает репортер, "при колокольном звоне всех церквей города".[15] Известно, что в Петербурге он встречался с архимандритом Николаем (Касаткиным), будущим архиепископом Японским, ныне прославленным в лике святых (память 3/16 февраля).
Одной из главных целей приезда архимандрита Николая в столицу стали хлопоты о российской духовной миссии в Японии. Вот как он описывает в своем дневнике встречу с вятским архипастырем: "Сделал визит Высокопр<еосвященному> Аполлосу Вятскому. Старец - о Миссии ничего не знает, - говорит - недавно и сам в Петербурге; обещался поддержать в Синоде, если нужно будет; заговорил о бедности архиереев, о малости жалованья (он получает всего 900 руб., а в Петербурге за карету только в год нужно платить 1300 руб.) и проч.; весьма благодушный старец; долго бы слушал его тихую кроткую речь <...>".[16]
Говоря о духовном облике Владыки Аполлоса, нельзя обойти один эпизод, ярко свидетельствующий о том, что, к сожалению, даже у самого светлого человека бывают искушения. Уже упоминаемый протоиерей Стефан Кашменский вошел в историю Вятки тем, что нес послушание епархиального миссионера. Своей горячей верой он обращал в Православие не только старообрядцев, но мусульман, протестантов, иудеев. Одним из главных свершений его жизни стало создание миссионерского Братства святителя Николая , которое успешно действовало до 1917 г.
Как ни странно, но это дело "единственное в своем роде"[17] вызвало непонимание и противодействие боголюбивейшего еписrqaя опа Аполлоса.[18] Только благодаря поддержке обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского)[19] дело сдвинулось с места, и в 1883 году Братство было открыто.[20]
Из-за очень плохого здоровья Владыка Аполлос начал проситься на покой еще в 1882 году.[21] Но отставку получил только спустя три года (весной 1885 года), когда он уже не мог ходить из-за болезни ног. "Жалко было смотреть на него <...>," - вспоминал то время вступивший на вятскую кафедру после Владыки епископ Макарий (Миролюбов).[22]
Освободившись от земных забот, архиепископ Аполлос тут же удалился в Слободской монастырь, где уже давно приготовил себе и гроб, и склеп для захоронения. После нескольких месяцев жизни в молитвенном уединении 27 ноября 1885 года в полдесятого вечера он скончался. Его похоронили 1 декабря, рядом с родной матерью, схимонахиней Марией, которая почила в 1877 году. [23]
За год до смерти Владыка сказал одному из священников: "<...> передай сослуживцам своим, чтобы по смерти моей не забывали меня в молитвах. Ведь я любил вас, любил вятское духовенство и вятский народ".[24]
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Бутюгов Н., прот. Перезахоронение останков архиепископа Аполлоса // Слободские куранты. 1997, N111, 16 сент. С.4.
[2] Извлечение из послужного списка Преосвященнейшего архиепископа Аполлоса // Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.681.
[3] Вятские епархиальные ведомости. 1880, N9 (отд. офиц.). С.149 (Ссылка на "Правительственный вестник" N89).
[4] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.669.
[5] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N14. С.415.
[6] Архиепископ Вятский Аполлос // Вятские губернские ведомости. 1882, N57 (17 июля). С.3.
[7] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N14. С.414.
[8] Емельянов Б., Куликов В. Русские мыслители второй половины 19 - начала 20 вв. Екатеринбург, 1996. С.27.
[9] Аполлос (Беляев), архимандр. Св.преподобный Лазарь прозорливый // К свету. 1993, N7-8. С.36-38.
[10] Зубарев Л., прот. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец. Вятка, 1912., с.121.
[11] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца иеромонаха отца Стефана. Вятка, 1994. С.32.
[12] Троицко-Стефановская новообщежительная обитель. Сыктывкар, 1995. С.78-79.
[13] А.И. Встреча св.мощей в г.Вятке // Вятские епархиальные ведомости, 1871, N3. С.55-57.
[14] Освящение церкви // Вятские епархиальные ведомости. 1871, N15 (отд. офиц.). С.243.
[15] Вятские губернские ведомости. 1879, N46.
[16] Л.Л. Архимандрит Николай в Петербурге и Москве в 1879 г. // Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С.193.
[17] Марков В. Вятское миссионерское братство святителя Николая // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913, N44. С.2033.
[18] Там же. С.2033. В данном случае зловещий оттенок приобрело само имя Владыки - в переводе с греческого Аполлос означает "губитель".
[19] Родился в 1799 г., почил в 1892 г. Пережил четырех императоров, короновал Александра II. Духовный писатель, богослов, толкователь Св.Писания и переводчик на русский язык Библии (Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. (Репринтное издание). Т.1. Cт.965-966.
[20] Марков В. Указ.соч. С.2037.
[21] Архиепископ Вятский Аполлос. С.3.
[22] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.669.
[23] Там же. С.678.
[24] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.684.