"Я любил вятский народ..."

27 ноября/10 декабря - 120-летие кончины архиепископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева)

Артем Маркелов 
0
10.12.2005 166
Имя архиепископа Аполлоса (Беляева) горит яркой звездой на духовном небосклоне всей Вятской земли. Что-то потаенное, нарушающее сонность забытья дрогнуло в сердце, когда стало известно, что 7 сентября 1997 года по благословению архиепископа (ныне - митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа состоялось перезахоронение останков Владыки Аполлоса и схимонахини Марии, и теперь они почивают у кладбищенской Троицкой церкви г. Слободского.[1] Такая же радость была, когда во время литургии в той же Троицкой церкви услышал, что поминают местных подвижников благочестия и среди них Владыку Аполлоса.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Аполлос (в миру Иоанн Егорович Беляев). Родился 11 апреля 1812 года в семье священника Владимирской епархии. Закончил Владимирскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (где принял монашество с именем Аполлос). В 1839-1845 годах преподавал в Орловской, Тверской, Владимирской духовных семинариях. В период с 1845 до 1847 гг. - в братии Киево-Печерской Лавры. В 1847-1854 годах был настоятелем в Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре (в 1849 году возведен в сан игумена, в 1851 г. - архимандрита). В 1854-1856 годах - ректор Астраханской духовной семинарии. Потом переведен ректором Псковской семинарии и определен настоятелем знаменитого Псково-Печерского Успенского монастыря. 16 февраля 1864 года рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Спустя два года назначен Санкт-Петербургским викарием, епископом Ладожским, а уже через несколько месяцев (13 декабря 1866 года) переведен в Вятку, где и служил до своей смерти. [2] За "долговременное и отлично-усердное служение и попечительное управление вверенною <...> паствою" возведен в сан архиепископа.[3]

После столичной жизни, где, по слову епископа Макария (Миролюбова) "требуется постоянная готовность и осторожность", вятчане настолько тронули сердце Владыки Аполлоса "своей добротою, простотою и набожностью", что он впоследствии не хотел переходить в другие епархии, даже более материально благополучные.[4]

Уверен, должен прийти час, когда о плодах многогранной деятельности вятского архипастыря будет написана подробная работа. Пока же штрихами наметим некоторые стороны духовного облика Владыки Аполлоса.

Благодаря его заботам, в епархии были основаны три новые женские обители (в Елабуге, Сарапуле и близ Яранска).

Владыка провел энергичное преобразование духовных учебных заведений (до "эпохи Аполлоса" в Вятском епархиальном училище училось всего 60 девочек, а в 1885 году - почти 500 (!)).

Кстати, именно Владыка Аполлос расположил знаменитого вятского купца, щедрого благотворителя Я.А. Прозорова пожертвовать в пользу женского епархиального училища прекрасный дом (сохранился до сих пор).[5]

Такую заботу об образовании можно объяснить, наверное, тем, что Владыка закончил Киевскую духовную академию, причем, по выражению одной из газет, "в самый блестящий"[6] ее период, когда ректором был знаменитый богослов и проповедник Владыка Иннокентий (Борисов), скончавшийся архиепископом Херсонским.

Архиепископ Аполлос ненавидел доносы и подметные письма, и к концу своего пребывания на кафедре почти полностью искоренил эту пагубу.[7]

Всю жизнь Владыка не был чужд перу, так что даже был включен в словарь "Русские мыслители второй половины XIX - начала XX вв.".[8]

Любовь архиепископа Аполлоса к слову не ограничивалась проповедями, а вдохновлялась прежде всего любовью к святости. В свою бытность настоятелем Псково-Печерского монастыря он составил житие старца иеросхимонаха Лазаря. Причем, письменных источников о жизни о. Лазаря не сохранилось, и тогдашний архимандрит Аполлос по крупицам собирал сведения у старожилов, еще помнивших батюшку.[9]

Этой любовью к святости, которую Владыка пытался вдохнуть и в души окружающих, он особенно мне близок. Вот лишь несколько фактов из периода его вятского служения.

В 1872 г. над могилой ученика преподобного Трифона Вятского инока Досифея , похороненного в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, епископ Аполлос устроил небольшую часовню, где любили бывать богомольцы и где служились панихиды.[10]

Именно епископ Аполлос, познакомившись с книгами вятского подвижника благочестия Симеона Петровича Куртееваи после бесед с ним, настоял, чтобы Куртеев принял монашеский постриг. 23 февраля 1877 года в Слободском Крестовоздвиженском монастыре Симеон Петрович был пострижен в монашество с именем Стефана.[11]

В 1870 году из Свято-Троицкого Стефановского Ульяновского монастыря в Вятку был принесен чудесно обретенный образ Спасителя . Желающих отслужить перед святыней молебен было столько, что многим приходилось ждать по два дня. Происходили и исцеления, которые тщательно заносились в монастырскую летопись. Владыка Аполлос горячо молился перед образом, а когда монахи отправились в обитель, дал указание, чтобы до границ епархии икону несли крестным ходом, встречали и провожали колокольным звоном.[12]

В 1870 году кафедральный протоиерей Стефан Кашменский обратился к Владыке Аполлосу с прошением устроить в Кафедральном Свято-Троицком соборе пещерную церковь во имя Всех Святых Киевских . В начале 1871 года Вятка колокольным звоном и сотнями верующих встречала вернувшегося из Киева о. Стефана, который привез частицы мощей свят. Нифонта, свят. Феофила, прп. Исаакия затворника и прп. Ипатия целебника.[13] Через несколько месяцев, 18 мая, епископ Аполлос освятил пещерную церковь во имя Всех Святых Киевских.[14]

Интереснейшим, но практически неизвестным периодом жизни Владыки остается пребывание Владыки Аполлоса в качестве члена Святейшего Синода . Он отбыл в Петербург 7 июня 1879 года на пароходе "Гражданин", как отмечает репортер, "при колокольном звоне всех церквей города".[15] Известно, что в Петербурге он встречался с архимандритом Николаем (Касаткиным), будущим архиепископом Японским, ныне прославленным в лике святых (память 3/16 февраля).

Одной из главных целей приезда архимандрита Николая в столицу стали хлопоты о российской духовной миссии в Японии. Вот как он описывает в своем дневнике встречу с вятским архипастырем: "Сделал визит Высокопр<еосвященному> Аполлосу Вятскому. Старец - о Миссии ничего не знает, - говорит - недавно и сам в Петербурге; обещался поддержать в Синоде, если нужно будет; заговорил о бедности архиереев, о малости жалованья (он получает всего 900 руб., а в Петербурге за карету только в год нужно платить 1300 руб.) и проч.; весьма благодушный старец; долго бы слушал его тихую кроткую речь <...>".[16]

Говоря о духовном облике Владыки Аполлоса, нельзя обойти один эпизод, ярко свидетельствующий о том, что, к сожалению, даже у самого светлого человека бывают искушения. Уже упоминаемый протоиерей Стефан Кашменский вошел в историю Вятки тем, что нес послушание епархиального миссионера. Своей горячей верой он обращал в Православие не только старообрядцев, но мусульман, протестантов, иудеев. Одним из главных свершений его жизни стало создание миссионерского Братства святителя Николая , которое успешно действовало до 1917 г.

Как ни странно, но это дело "единственное в своем роде"[17] вызвало непонимание и противодействие боголюбивейшего еписrqaя опа Аполлоса.[18] Только благодаря поддержке обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского)[19] дело сдвинулось с места, и в 1883 году Братство было открыто.[20]

Из-за очень плохого здоровья Владыка Аполлос начал проситься на покой еще в 1882 году.[21] Но отставку получил только спустя три года (весной 1885 года), когда он уже не мог ходить из-за болезни ног. "Жалко было смотреть на него <...>," - вспоминал то время вступивший на вятскую кафедру после Владыки епископ Макарий (Миролюбов).[22]

Освободившись от земных забот, архиепископ Аполлос тут же удалился в Слободской монастырь, где уже давно приготовил себе и гроб, и склеп для захоронения. После нескольких месяцев жизни в молитвенном уединении 27 ноября 1885 года в полдесятого вечера он скончался. Его похоронили 1 декабря, рядом с родной матерью, схимонахиней Марией, которая почила в 1877 году. [23]

За год до смерти Владыка сказал одному из священников: "<...> передай сослуживцам своим, чтобы по смерти моей не забывали меня в молитвах. Ведь я любил вас, любил вятское духовенство и вятский народ".[24]



ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Бутюгов Н., прот. Перезахоронение останков архиепископа Аполлоса // Слободские куранты. 1997, N111, 16 сент. С.4.

[2] Извлечение из послужного списка Преосвященнейшего архиепископа Аполлоса // Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.681.

[3] Вятские епархиальные ведомости. 1880, N9 (отд. офиц.). С.149 (Ссылка на "Правительственный вестник" N89).

[4] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.669.

[5] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N14. С.415.

[6] Архиепископ Вятский Аполлос // Вятские губернские ведомости. 1882, N57 (17 июля). С.3.

[7] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N14. С.414.

[8] Емельянов Б., Куликов В. Русские мыслители второй половины 19 - начала 20 вв. Екатеринбург, 1996. С.27.

[9] Аполлос (Беляев), архимандр. Св.преподобный Лазарь прозорливый // К свету. 1993, N7-8. С.36-38.

[10] Зубарев Л., прот. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец. Вятка, 1912., с.121.

[11] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца иеромонаха отца Стефана. Вятка, 1994. С.32.

[12] Троицко-Стефановская новообщежительная обитель. Сыктывкар, 1995. С.78-79.

[13] А.И. Встреча св.мощей в г.Вятке // Вятские епархиальные ведомости, 1871, N3. С.55-57.

[14] Освящение церкви // Вятские епархиальные ведомости. 1871, N15 (отд. офиц.). С.243.

[15] Вятские губернские ведомости. 1879, N46.

[16] Л.Л. Архимандрит Николай в Петербурге и Москве в 1879 г. // Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С.193.

[17] Марков В. Вятское миссионерское братство святителя Николая // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913, N44. С.2033.

[18] Там же. С.2033. В данном случае зловещий оттенок приобрело само имя Владыки - в переводе с греческого Аполлос означает "губитель".

[19] Родился в 1799 г., почил в 1892 г. Пережил четырех императоров, короновал Александра II. Духовный писатель, богослов, толкователь Св.Писания и переводчик на русский язык Библии (Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. (Репринтное издание). Т.1. Cт.965-966.

[20] Марков В. Указ.соч. С.2037.

[21] Архиепископ Вятский Аполлос. С.3.

[22] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.669.

[23] Там же. С.678.

[24] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.684.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Артем Маркелов
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи Артем Маркелов
Последние комментарии
Революционеры справа
Новый комментарий от Координатор
05.08.2021 11:55
Министр культуры не хочет заниматься культурной политикой
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
05.08.2021 11:49
Привитый непривитого да не укоряет…
Новый комментарий от Алексей+
05.08.2021 11:41
«Заигрывание с Церковью»?
Новый комментарий от Валерий
05.08.2021 11:38
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
05.08.2021 11:28
Великая ложь «Белого дела» умножается?
Новый комментарий от С. Югов
05.08.2021 10:35
Социальная заповедь христианства
Новый комментарий от Kiram
05.08.2021 10:34