Данное сообщение прозвучало как гром средь ясного неба. Факты насилия над пленниками в иракских тюрьмах и на базе в Гуантанамо были известны давно, что же касается самого факта пыток заключенных, никто не возьмется всерьез отрицать применения таковых в практике большинства специальных служб стран мира. И, тем не менее, поражает масштаб развернутого американской разведкой предприятия, принявшего на сей раз общемировые масштабы. Крайне негативными могут оказаться также последствия этого для существующей международной правовой системы.
Тяжесть ситуации заключена в том, что до сих пор арест и содержание в тюрьмах обвиняемых регулировались исключительно национальными законодательствами, а ответственность за их соблюдение возлагалась на должностных лиц, в соответствии с их полномочиями. Нелегальная американская тюремная сеть носит экстерриториальный характер и не подпадает под действие государственных или международных законов. С точки зрения ЦРУ данное положение чрезвычайно удобно: возможность содержать и допрашивать заключенных на территории других стран представляет свободу обходиться без юридических формальностей и ограничений, принятых в США. С другой стороны, конспиративные следственные центры не входят в систему юстиции стран, где они расположены. Таким образом, к любому лицу, без какой бы то ни было ответственности может быть применена насильственная изоляция и пытки на допросах.
"О существовании и местоположении секретных объектов известно только нескольким руководителям США и, обычно только, президенту и некоторым руководителям спецслужб страны, на территории которой расположен секретный объект", - сообщается в статье. По этой причине в настоящий момент никто не может сказать в точности, за какие преступления, где и сколько именно арестантов находится в руках ЦРУ. Согласно журналистскому расследованию, инициированному "The Washington Post", сеть тюрем предположительно действует на протяжении уже четырех лет и постоянно используется для борьбы с активистами "Аль-Каиды". Но, говоря по правде, все это пахнет значительно худшими вещами, чем те, на которые упирают комментарии журналистов и официальных лиц. Тайные аресты и пытки, конечно, ужасны, но фактическая величина угрозы значительно больше.
Никто не может запретить столь одиозной и столь закрытой структуре, какой является Центральное разведывательное управление США, впредь применять созданный ей арсенал средств для шантажа и преследований - постепенно расширять круг своей заинтересованности и включать в него лиц, преследуемых по политическим, религиозным и даже экономическим мотивам. Тайные тюрьмы ЦРУ - это цепь "черных дыр", куда без следа могут проваливаться те, кто по различным причинам не устраивает "мозговой трест" в Лэнгли. При необходимости, эти тюрьмы легко преобразуются в систему концентрационных лагерей для более массовых репрессий или в пункты соответствующей "проработки" идеологических оппонентов. После тщательно спланированного похищения и тайной переправки в специзолятор, ничто уже не может воспрепятствовать специально командированным издевателям и костоломам в их стремлении бесчеловечными способами воздействовать на заключенного: принудить его к отречению от своих взглядов, к передаче компрометирующих сведений или к прямой вербовке для последующей работы на ЦРУ. На этом же месте появляется и богатая почва для исполнения политических или финансовых заказов на "обоюдовыгодной основе": к примеру, правительство той или иной страны дает добро на размещение у себя секретного американского объекта, а за это его "специалисты" с полным умением и энтузиазмом принимают на себя наиболее грязную часть репрессивной работы по поддержанию режима или по выколачиванию из выбранных жертв крупных сумм денег.
По существу, мы имеем перед собою реально работающий прототип системы глобального сыска и наказания, созданный в интересах единого мирового центра, в данном случае спецслужб США, и действующий без оглядки на принятые международные конвенции и принципы государственного суверенитета и права. Основную угрозу такая ситуация представляет, конечно же, для обществ тех стран, которые соглашаются иметь у себя тайные тюрьмы. Всерьез могут от них пострадать и сопредельные страны, с которыми существуют тесные связи и упрощенный режим пересечения границ. Обратим внимание на специфическую географию размещения тюрем: Польша (читай, вкупе с соседними Белоруссией, Украиной, странами Балтии и даже Германией), Румыния (та же Украина, Балканы, Молдова), Болгария (Балканы, Турция, Греция, Молдова, Ближний Восток), Испания (Италия, Франция, Северная Африка, Португалия), Хорватия (Сербия, другие республики б. Югославии, Германия, Франция и др.), Турция (Ближний Восток, Ирак, Иран), Афганистан (постсоветские среднеазиатские республики, Пакистан, Иран, Индия и даже Китай), Таиланд (те же Китай, Индия, Юго-Восточная Азия), Гуантанамо, Куба (страны Латинской Америки и граждане США, нелегально вывезенные с территории своей страны).
Как видим, сетью в той или иной степени охвачены все регионы и страны, объявленные Вашингтоном "зонами своих стратегических интересов". Но и вне тесной привязки к отдельным государствам масштабы глобальных перемещений нелегальных арестантов впечатляют: начиная с 2001 г., в одной только маленькой полярной Исландии, которую ЦРУ выбрало в качестве пересадочного пункта для своих операций, самолеты американских спецслужб с заключенными тайных тюрем, приземлялись, как минимум, 67 раз. Информация об этом была обнародована недавно исландской телекомпанией "Stead 2". Будучи вынужден отреагировать на нее, премьер-министр Исландии Халльдор Аусгримссон не нашелся сказать что-либо, как только что не располагал ранее информацией по данному поводу и "осуждает подобные действия".
Но "осуждает" не значит "готов положить конец". Возможностью реально воспрепятствовать незаконной деятельности ЦРУ сегодня не располагает никто. Даже ЕС, в котором начали всерьез опасаться, что сверхсекретные тюрьмы, а тем паче те, что находятся на территории ее стран-участниц, могут активно использоваться США в целях сдерживания Европейского Союза как своего основного геополитического соперника.
Вполне очевидно, что США не намерены делать особенных исключений из принципа свой абсолютной гегемонии в мире. Это касается даже такого ближайшего союзника, как Европа, которой при желании можно было доверить самостоятельно устроить специзоляторы для террористов в пределах своих границ. Но нет, закулисная возня ЦРУ, выявленная, пока что предположительно, в нескольких странах-участницах ЕС, - волей-неволей заставляет европейцев критически переосмысливать свое отношение к США, настоящие намерения американцев в регионе и, как минимум, подозревать их в некоей недружественности и своекорыстном расчете в рамках объявленной коллективной погони за международным террором.
В понедельник, 14 ноября, в Европарламенте не прекращались напряженные споры. Официальные опровержения властей Польши, Румынии и Турции по поводу наличия на их территории американских тюрем показались депутатам малоубедительными. На взгляд парламентариев, в кратчайшие сроки должна быть сформирована специальная комиссия ЕС с широкими полномочиями для проверки каждого индивидуального члена организации. "Мы успокоимся только тогда, когда будем полностью уверены в том, что ни одна из стран Евросоюза не связана с лагерными центрами, где люди подвергаются физическим пыткам и насилию", - заявила депутат от Нидерландов Каталийне Буитенвег. Некоторые же пошли еще дальше и открыто констатировали несамостоятельность ЕС перед лицом политики Соединенных Штатов. Равноправия и взаимного уважения по обоим сторонам Атлантики, по их мнению, совсем не осталось. Администрация Дж.Буша и ЦРУ недопустимым образом давят на Евросоюз и создали себе мощное лобби среди его руководства.
Так это или нет, но эмоции в Европарламенте остались только эмоциями. Принципиального спора и пререканий с Вашингтоном, даже по столь острой проблеме, как "беспредел" ЦРУ у себя дома, Европа не может себе позволить. В итоге руководство Еврокомиссии ограничилось объявлением о начале "неформального расследования подлинности журналистской информации", остающемся, по сути, частной инициативой некоторых парламентариев. Когда же комиссара по вопросам юстиции, защиты свободы и безопасности Франко Фраттини спросили, почему ЕС не желает на официальном уровне заниматься столь важной и острой проблемой, он прямо ответил, что главной причиной является невозможность проникать в деятельность ЦРУ и как-либо контролировать ее. "У нас просто нет на это власти", - подчеркнул он. По словам комиссара, "расследование на предмет существования на ее территории секретных тюрем США должна провести каждая отдельная страна Евросоюза". Чем это обернется практически, понятно без лишних слов: тот, кто дал разрешение на размещении у себя нелегального центра, дал разрешение на все. В будущем он вряд ли будет заинтересован в объективном расследовании обстоятельств конкретной деятельности американцев и в обнародовании информации по поводу сотрудничества с ЦРУ.
Проблема нелегальных узников при этом напрямую касается также России и стран СНГ. Большинство из участников данной организации с началом т.н. контртеррористической операции в Афганистане выразили свое полное согласие в части предоставления Пентагону и НАТО воздушного пространства для свободного пролета самолетов, перемещения специальных грузов и, во многих примерах, личного состава войск, персонала и пр. по своей территории. Этим еще более упрощается и поощряется и без того вольготный режим перемещения американцами грузов и лиц по всему миру, в интересах в т.ч. и своих спецслужб. А как знать, не этими ли каналами в Европу бесконтрольно попадают тонны и даже десятки тонн ежегодно производимого в Афганистане опия? И не летят ли бортами американских ВВС из разных стран, минуя всякий полицейский надзор и таможню, сотни и тысячи несчастных, угодивших в мясорубку нового и еще более страшного, созданного ЦРУ глобального ГУЛАГа?
Целесообразно и нам в данной связи начать свое внутреннее разбирательство. Основания к этому, надо признаться, имеются и весьма веские: разгорающийся скандал, связанный с противозаконной деятельностью тайных американских тюрем, должен в конечном итоге побудить Государственную Думу и правоохранительные органы в корне изменить формат существующего сотрудничества в рамках "контртеррористической коалиции", введя сюда необходимые ограничения и предусмотрев строгий контроль.
Особую же обеспокоенность должно вызывать присутствие, по крайней мере, трех специальных центров ЦРУ на территории Восточной Европы, где вообще говоря активность международных террористических организаций, таких как исламистская "Аль-Каида", может быть признана минимальной или вовсе отсутствующей. Ибо в этом прочитываются абсолютно иные логика и побудительные мотивы: во-первых, восточноевропейские режимы наиболее покладисты и управляемы в отношении своих заокеанских патронов и на них можно легче давить в обеспечении режима секретности и безнаказанных действий. Во-вторых, же, в данном примере тайные "антитеррористические тюрьмы" наверняка предназначены для региональных нужд - в большой степени служа обеспечению и прикрытию специальных операций ЦРУ в государствах бывшего советского блока, республиках Балтии, на Украине и против своих давних стратегических противников: России и Белоруссии.
В противовес этому необходимо в срочном порядке, на высшем дипломатическом уровне засвидетельствовать озабоченность "делом о тюрьмах" и оказать всестороннюю поддержку расследованию, которое начато в США и продвигается правозащитными организациями и представителями Демократической партии. Напомним, что начиная со 2 ноября, даты публикации статьи в "The Washington Post", в Америке не стихает возмущение по поводу нелегальных методов работы ЦРУ и введения в постоянное заблуждение общественности, политических деятелей других государств и членов Конгресса США, в т.ч. отвечающих за контроль над тайными операциями разведки. В конце прошедшей недели сенат США большинством голосов потребовал от администрации президента Дж. Буша предоставить объективную информацию относительно тайных тюрем ЦРУ за рубежом. В поддержку данного запроса высказались 82 члена верхней палаты Конгресса США, против - всего 9 сенаторов. В ближайшие сроки директор национальной разведки Джон Негропонте обязан предоставить комитетам по делам разведки обеих палат Конгресса США "полный конфиденциальный доклад" о тайных центрах содержания арестованных.
Республиканское крыло и представители администрации Дж. Буша пока сохраняют молчание, ссылаясь на правило публично не обсуждать деятельность разведывательных служб США. По мнению некоторых, к ответственности должны быть, напротив, привлечены журналист и газета по факту "утечки" секретных сведений. Так, лидер сенатского большинства Билл Фрист и спикер палаты представителей Конгресса Деннис Хастерт совместно обратились с запросом и предложили начать расследование обстоятельств появления публикации в "The Washington Post". "Несанкционированное обнародование засекреченной информации является серьезным прецедентом и угрожает безопасности нашей страны. Это также ставит под угрозу жизни многих американцев и подвергает риску нашу национальную безопасность", - пишут они.
Спор сторон обостряется тем, что не далее, как неделю назад вице-президент Ричард Чейни уже обращался к законодателям с просьбой разрешить спецслужбам пытать заключенных, подозреваемых в угрозе безопасности государства и подготовке крупных террористических актов, но получил категорический отказ Конгресса на внесение подобных поправок. На данном фоне сообщения о применении ЦРУ насилия к пленникам за рубежом не выглядят такими уж фантастичными - иначе для чего США везти арестованных талибов и членов "Аль-Каиды" не к себе, а на Кубу, в Гуантанамо? Скорее всего, Белый дом был заранее осведомлен о начале скандала и заблаговременно искал правовых прикрытий своим решениям. Если же вернуться к происшедшей "утечке", таковая, действительно, крайне серьезна и отражает растущий накал противостояния между группами влияния внутри Соединенных Штатов. Кому-то очень охота нанести максимальный урон Дж. Бушу и даже, возможно, привести республиканское управление к кризису. В Евросоюзе, в свою очередь, проявилась своя борьба. Здесь на фоне разоблачений правозащитников возвышаются голоса, требующие усиления механизмов контроля за государствами-членами, что также выражает не вполне однозначное видение космополитическим руководством ЕС и некоторыми ее участниками (частности, той же Великобританией, претендующей на лидерство) будущего национальной государственности.
Но как бы то ни было, для России во всем этом крайне принципиальным является подтверждение последствий однобокого и опасного унилатерализма - концепции, в которой однополярный порядок во главе с Соединенными Штатами поддерживается в т.ч. и широким применением силовых средств по всему миру. Ибо становится ясно: ради достижения поставленных целей Вашингтон не намерен гнушаться ничем, даже предприятиями явно экстремистского толка - созданием сети подрывных и карательных подразделений в различных странах, что по жестокости и цинизму мало чем отличается от действий преследуемых и порицаемых публично исламских радикалов.