Многоуважаемый Владимир Владимирович!
В настоящее время по инициативе и под непосредственным патронажем заместителя директора Департамента Минрегиона России А.В. Журавского реализуется крайне опасный для России "Проект Концепции Федеральной целевой программы "Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)"" (далее - Концепция).
Эта Концепция, по существу, является продолжением и ведет прямую идеологическо-идейную преемственность экстремистских проектов "Русский ислам" и "Государство. Антропоток" парамасонского (по идеологической направленности деятельности) сообщества т.н. "методологов" (Щедровицкий-Градировский-Глазычев-Межуев). Указанные проекты были в недавнем прошлом подвергнуты жесткой критике и блокированы российскими мусульманами (в том числе Центральным духовным управлением мусульман России), православными христианами и протестантами как "разрушительные", "экстремистские", "антироссийские", "исламофобские", "русоненавистнические", крайне опасные для нашей страны и т.д.
А.В. Журавский, судя по сообщениям СМИ, ранее имел самое непосредственное отношение к этому сообществу "методологов" и, вероятно, имеет до сих пор.
Причем если с точки зрения учета интересов этнических групп практические мероприятия, предлагаемые Концепцией, вызывают лишь некоторые возражения, то блоки, посвященные идентичности и религиозным вопросам, просто шокируют.
Упомянутая Концепция, как и предшествовавшие ей указанные проекты "предполагает формирование общероссийской идентичности" (с. 4, 5 и 11 Концепции; проанализирован вариант по состоянию на весну 2005 г.). Однако совершенно очевидно, что и так уже существует в течение многих веков единая общероссийская идентичность российского народа, представляющая собой сложную картину взаимодействия русской культуры с культурами других народов России и основанная на русском языке как государственном языке Российской Федерации в целом и вторых государственных языках наравне с русским в республиках Российской Федерации, на общей истории совместного жития наших народов (в том числе в совместных браках представителей разных национальностей), на конструктивном взаимодействии традиционных для России религий, на очень схожих менталитетах россиян различных национальностей и других значимых факторах. Существуют и развиваются, активно взаимообогащая друг друга, и национально-культурные идентичности конкретных народов России.
Как бессмысленны слова о необходимости формирования новых идентичностей лондонцев, берлинцев, парижан или жителей Рима, поскольку такие идентичности уже существуют, так же бессмысленны на первый взгляд слова о формировании"новой общероссийской идентичности".
Однако в контексте проектов "Русский ислам" и "Государство. Антропоток" и всех предыдущих публикаций А.В. Журавского нам совершенно понятно, что Концепция предполагает разрушение национально-культурных идентичностей русского, татарского и других народов нашей страны.
В этом смысле так же вполне понятна заявленная Концепцией цель - "формирование единого этнокультурного пространства" (с. 6, 15).
И сейчас уже существует единое российское этнокультурное пространство. Но сообществу "методологов" нужно другое. В проекте "Русский ислам" эти - не имеющие никакого отношения ни к Исламу, ни к русским, люди планировали сломать русскую национально-культурную идентичность и навязать новую, в которую инкорпорировать собственную версию псевдоислама, а существующий в нашей стране многими столетиями Ислам ("плохой" - по их мнению) заменить на рафинированный псевдомусульманский "трансформер" ("хороший Ислам"). В проекте "Государство. Антропоток" они планировали постепенную механистическую замену (вытеснение) коренного населения регионов России посредством ввоза в ближайшие 50 лет от 35 до 70 миллионов мигрантов (как минимум!). В случае если бы эти их проекты удались, то, действительно, новое единое этнокультурное пространство было бы сформировано, только вот в нем не нашлось бы места русским, татарам, народам Северного Кавказа, украинцам, евреям и другим ныне мирно сосуществующим народам, была бы единая серая рабочая масса с "единой пространственной этнокультурностью" и "единым" модифицированным сознанием. Но мы, российские мусульмане, таковыми становиться не хотим!
И слава Аллаху, что общими усилиями удалось блокировать эти чудовищные инициативы экспериментов, являющихся, по существу, геноцидом народов России!
Но указанную Концепцию нельзя рассматривать в отрыве от ее идейных предшественников - проектов "Русский ислам" и "Государство. Антропоток".
Важным краеугольным камнем Концепции является полное инвертирование вектора воздействия государства на процессы этнокультурного развития регионов, с интегрированием множественных центров принятия решений по конкретным направлениям и мероприятиям развития конкретных народов на некий единый управляющий центр (очевидно, управляемый "методологами"), который будет решать за все народы, что им нужно, как им и в каком направлении развиваться. Как говорится в Концепции, предполагается: "перейти от политики дотаций к политике проектно-целевого и инфраструктурного финансирования этнокультурного развития регионов России"(с. 6). То есть отныне именно и исключительно такие люди, как А.В. Журавский и его соратники по "идеологической борьбе", будут решать, что требуется конкретным народам - якутам, бурятам, татарам, евреям, русским, украинцам и всем остальным для их развития.
А для прикрытия истинных целей и задач в Концепцию забито множество лозунгов, которые позволяют обеспечить некритическое восприятие ее главных идей. В частности заявляется следующее: "утверждение образа России как самоопределившегося государства-нации с многоэтническим составом населения - одна из задач Программы"(с. 8). Как будто бы сейчас Россия - еще не самоопределившееся государство!
Аналогично утверждение о необходимости "социализации этнокультурных сообществ" (с. 14). А какие сегодня этнокультурные сообщества являются асоциальными? Русские, татары, евреи, карелы, ингуши? Вопрос повисает в воздухе, так как для "методологов" "несоциализированными" являются все народы и все религии России, и именно потому их предлагается менять в сторону "привития единой новой идентичности"!
Во многие внешне позитивные идеи Концепции обильно вкраплены элементы разрушительной религиозно-политической идеологии "методологов".
За "трескотней" высокопарных, но бессодержательных фраз (с. 11 и др.) и банальных утверждений явно проглядывает основная идеи Концепции - дестабилизация руками самого же государства межрелигиозной ситуации в нашей стране.
Всю сферу национальных отношений и, в первую очередь, направления помощи государства национально-культурному развитию предлагается коммерционализировать, поэтому предлагается финансировать те программы, которые "могли бы в дальнейшем сами обеспечивать финансирование национальных организаций" (с. 9). Совершенно очевидно, что абсолютно ничего доброго из таких начинаний не выйдет.
Для того чтобы предупредить сомнения в "революционной позитивности" идей А.В. Журавского, все реализуемые ныне и ранее реализованные мероприятия в сфере поддержки "этнокультурного многообразия" голословно объявляются "неэффективными" (с. 10).
Согласно Концепции, вводятся те же самые пресловутые "ярмарки этнокультурных проектов" (с. 21), уже успешно (для себя, а не для страны) обкатанные "методологами" в Приволжском федеральном округе. Оттуда же - "сетевые межрегиональные проекты" (там же).
Причем обоснованность финансирования той или иной программы будет определять автор Концепции вместе со своими единомышленниками: "Условием отбора проектов для включения в федеральную целевую программу является их особая этнокультурная значимость"(с. 7), а также их "направленность на достижение соответствующей целевой установки" (там же). Определять цели, видимо, будет А.В. Журавский, поскольку, согласно Концепции, у самих народов право определения целей развития изымается, это будут теперь делать за них специально обученные (где и кем?) люди.
Четко просматривается учет идеологических и коммерческих интересов сообщества "методологов".
Согласно Концепции, планируется "распространение этнокультурных благ" (с. 7), видимо, принудительное, так как что это такое, никому, кроме авторов, не известно.
В отношении тех, кто не согласен принять требования Концепции, будет объявлено, что у них "маргинализация этнического и религиозного факторов" (с. 8).
Вся Концепция переполнена таблицами с "дутыми" цифрами и взятыми "с потолка" показателями, которые впечатляют лишь на первый взгляд, но при ближайшем рассмотрении оказываются более чем сомнительными. Как, например, можно достичь снижения доли нарушений прав человека в сфере этноконфессиональных и межнациональных отношений" на 20% к 2007 г. (с. 12)?
Центральное духовное управление мусульман России выступает категорически против разрушительных экспериментов "методологов" над народами России и против указанной Концепции в частности. В случае реализации указанной Концепции будет осуществлена попытка создания новой искусственной "идентичности" взамен насильственно разрушаемых существующих в течение многих веков традиционных идентичностей русского и иных народов России. И такая попытка масштабной ломки и ликвидации существующих национально-культурных идентичностей народов России не может не привести к ответным всплескам социального протеста, вплоть до радикального национализма и экстремизма.
Мы просим Вас, господин Президент, взять ситуацию под своей личный контроль, пока это еще не поздно, как Вы когда-то своей властью остановили экстремистский проект "Русский ислам".
С большим уважением, Глава Совета богословов Центрального духовного управления мусульман России, заместитель Председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Ямала Фарид Салман