Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.
За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен - в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты "Штандарт" 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]
Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был "необычайным",[4] как выразилась одна из вятских газет.
Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя - 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше - 1/14 февраля.
"Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", - отмечала газета "Северное слово".[5] Термин "ключ границ" и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]
Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено "повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах".[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев - священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.
А 10 декабря 1915 года газета "Северное слово" сообщала, что "ожидается сегодня"[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, - здесь идет железная дорога из столицы - и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).
По церковному календарю 10 декабря - день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось "в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др."[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно - их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.
Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело".[10]
В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи - все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна "об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников".[11]
Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение "за труды по церковно-школьному делу". В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]
В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже - в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни...
Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.
В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]
Митрополит Кирилл (Смирнов) - род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах - еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 - 1918 годов. С 1920 года - митрополит Казанский и Свияжский.[16]
Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: "Митрополит Кирилл - одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. <...> Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана - с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание - с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду - с вынужденным молчанием".[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли "святым митрополитом".[18]
Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.
В начале 1927 года в Вятской тюрьме Владыку Кирилла посетил Е.А.Тучков, начальник Шестого отделения секретного отдела ГПУ, занимавшегося исключительно церковными вопросами. Тучков предложил митрополиту сделку: возглавить Русскую Церковь в обмен на ряд уступок. Владыка ответил: "Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь".[20] После этого митр. Кирилл не был на свободе ни дня (расстрелян в 1937 году; канонизирован, как и о.Александр Агафонников, Архиерейским Собором 2000 года - день памяти свт. Кирилла 7/20 ноября).
Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря - младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.
Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 1937 года.[25]
ПРИМЕЧАНИЯ:
Специально переработано для "Русской линии". Впервые опубликовано в книге "Золотой свет (Святыни и праведники Оричевского района)". Киров, 2003. С.46-51.
1. Кордюков В. Из рода Агафонниковых // Вятский епархиальный вестник. 1999, N10. С.7.
2. См. электронную версию журнала "Московские епархиальные ведомости" // http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
3. ВЕВ. 1910. N49. С.1448-1450.
4. Необычайный год // Северное слово. 1915. N4, 6 янв. С.3.
5. Там же. С.3.
6. Руководство к Пасхалии. Б.м., "Град Китеж", 1993 (Репринт. изд. 1853 г.). С.36, 37; 40-43.
7. Северное слово. 1915, N140, 4 июля. С.3.
8. Там же. 1915, N260, 10 дек. С.4.
9. Цит. по: Пересторонин Н. Загадки и разгадки Феодоровской церкви // Вятский край. 2000, 24 июня. (Книжка в газете). С.5.
10. Цит. по: Кировская областная дума 1-го созыва. Киров, 1997. С.46.
11. Рождественский молебен // Северное слово. 1915, N271, 23 дек. С.4.
12. Кордюков В. Указ. соч.
13. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
14. htpp://kuz3.pstbi.ccas.ru
15. Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. 1992. N5, 31 янв. С.22.
16. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956. Биографический справочник. М., 1997. Кн.1. С.567-568.
17. Там же. С.569.
18. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
19. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. М., 1994. С.406.
20. Вострышев М. Указ. соч. С.22.
21. htpp://kuz3.pstbi.ccas.ru
22. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
23. Отец Николай также прославлен Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников - его память празднуется 23 октября/5 ноября.
24. Токанова Н. Бутовская Голгофа // http://moskvoved.narod.ru/ref/butovo.htm
25. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm