ЕЈ автор, как он сам в том признаЈтся, угораздило недавно зайти на сайт ЦБ РФ, где Айнур Сибгатуллин "любопытства ради решил посмотреть какие российские монеты выпускаются о Татарстане, татарах, Казани, Исламе, татарской истории и культуре". И как следует из дальнейшего повествования, впечатления от этой затеи у начинающего национал-нумизмата оказались отнюдь не радостными. "Первые монеты, имеющие, начиная с 1992 г., хоть какое-то отношение к татарам появляются в 1996 г., в честь ...Дмитрия Донского", - изумляется поражЈнный этим обстоятельством автор. В доказательство сего факта он приводит изображение серебряной 3-рублЈвой монеты из исторической серии "1000-летие России", посвящЈнной Дмитрию Донскому, на которой изображЈн поединок Пересвета и Челубея (политкорректно значащегося, кстати, в описании монеты в качестве "монгольского воина"). Детально разбирая элементы рисунка, на котором копьЈ Пересвета упирается в щит замахивающегося на него саблей Челубея, Айнур Сибгатуллин многозначительно восклицает: "Обратите внимание на то, что на монете, вопреки даже русским летописям Пересвет поражает Челубея, но сам при этом цел и невредим!" Обидно, однако...
Дальше - хуже. Разглядывая прекрасно выполненный серебряный трЈхрублЈвик того же 1996 года с изображением, согласно описанию, "панорамы памятников архитектуры Казанского Кремля" XVI - XIX веков и, видимо, не зная, до чего "докопаться", татарский горе-нумизмат замечает: "Скромненько, но со вкусом. Правда, кремль назван архитектурным памятником Татарии почему-то, а не Татарстана, как обязаны писать по закону официально, тем более на сайте ЦБ РФ". И тут не угодили. В этот раз подкачал русский язык, из которого почему-то до сих пор не убрали "унизительное" слово "Татария". "Шовинисты", что с них взять...
Слава Богу, этот дотошный "исследователь" не обнаружил ничего крамольного в изображении казанской мечети Марджани, помещЈнном на следующей "татарской" серебряной 3-рублЈвой монете 1999 года из серии "Памятники архитектуры России". Хотя, минарет у неЈ, кажись, поменьше будет, чем он есть на самом деле. Правда, откуда это знать Айнуру Сибгатуллину - он ведь татарин-то московский... А вот мимо монет, вышедших в 2001 году в географической серии "Освоение и исследование Сибири, XVI - XVII вв.", его пытливый ум не смог пройти "физически". Не зная, видимо, просто, что сказать от возмущения (на приводимом им трЈхрублЈвике, согласно описанию, изображены "река с притоком", "всадник на коне", "всадник на олене, держащий колчан со стрелами", "соболь" и прочие космополитические безобразия), Айнур Сибгатуллин порекомендовал своим читателям просто взглянуть на эти монеты, памятуя о том, что "там речь идЈт о сибирском ханстве". Впрочем, здесь дотошный "нумизмат" явно просмотрел одну важную для укрепления татарского национального самосознания деталь, а именно - изображение на серебряной 25-рублЈвой монете из того же выпуска, помимо Ермака, ладьи и скалистого берега, некоего городка, описанного как "укрепление на крутом берегу, у подножия - 4 лучника в лодках" (причЈм целят они в сторону русской ладьи). При большом желании сию картину можно описать как "эпизод героического сопротивления сибирских татар под руководством бесстрашного хана Кучума кровожадным русским захватчикам". Внимательнее надо быть, товарищ "руководитель проекта"!
Досталось от Айнура Сибгатуллина и двум биметаллическим 10-рублЈвым монетам из серии "Древние города России" 2003 и 2005 годов выпуска, посвящЈнным, соответственно, городам Касимову и Казани. По поводу первой из них он сетует на то, что в еЈ описании "нет ни слова про Касимовское ханство и на самой монете вы не найдЈте касимовской мечети". Похоже "вздыхает" он и по поводу второй: "Мечети Кул-Шариф на ней нет...". НевдомЈк, видимо, московскому татарину, что эта "новодельная" мечеть значительно отстоит от изображЈнных на монете древних "знаковых" построек Казанского Кремля (башни Сююмбике, Благовещенского собора и других) и "втиснуть" еЈ в маленький монетный кружок, не портя общую панораму, технически весьма и весьма затруднительно. К счастью, "нумизмат" с "Tatarlar.ru" не разглядел другого "идеологического" подвоха - креста, изображЈнного над куполом бывшей дворцовой церкви, которого там на самом деле давно уже нет, и устанавливать сей главный христианский символ на ней никто не торопиться, дабы "не оскорблять чувства мусульман", считающих, что храм этот был возведЈн на развалинах разрушенной мечети в непосредственной близости от усыпальницы казанских ханов. Вот такая вот "нумизматика"...
Никак не прокомментировав серебряный трЈхрублЈвик 2005 года с изображением Раифского Богородицкого монастыря, Айнур Сибгатуллин "пробежался" по серии из четырЈх монет этого же года, посвящЈнных 1000-летию Казани ("о театре Джалиля", "Булгар", "КГУ", "снова Кремль"), бодро заключив: "Отличные подарки к юбилею, однако ничего мусульманского в облике города практически не видно - больше православная составляющая..." Воистину, невиданным зрением нужно обладать, чтобы разглядеть в изображениях Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля, Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, мусульманских культовых постройках Великих Болгар и панорамы Казанского Кремля (с встроенной уже в неЈ мечетью Кул Шариф), над которыми к тому же чЈтко просматривается силуэт означенной мечети, "православную составляющую"! Как говорится, "имеющий глаза, да увидит"...
Ну, и конечно, не остались без внимания Айнура Сибгатуллина и три монеты, выпущенные совсем недавно к 625-летию Куликовской битвы. На подробный комментарий к каждой из них уставшего "нумизмата" уже не хватило, "пнул" он только серебряную 25-рублЈвку, содержащую, согласно описанию следующие изображения: "в центре картуш на скрещении меча и сабли, на котором имеется надпись в четыре строки "625 ЛЕТИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ", вверху - стилизованное изображение русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Донским, внизу - стилизованное изображение монголо-татарского войска под началом Мамая, слева и справа - стилизованные изображения двух фантастических животных с элементами растительного орнамента". "Выше обратите внимание кто внизу перевЈрнутый", - многозначительно заметил на сей счЈт Айнур Сибгатуллин. Впрочем, кто тогда оказался "перевЈрнутым" русские люди знают и без этой монеты...
"ПодведЈм итог, - резюмирует Айнур Сибгатуллин. - За период с 1992 г. по 2005 г. вышло всего 5 монет, где были изображены мечети. Не вышло ни одной монеты, посвящЈнной какому-либо деятелю татарской истории или культуры, например, М.Джалилю, Г.Тукаю и др. На большинстве монет, имеющих отношение к татарской тематике, татарско-мусульманская составляющая очень минималистична либо искажена". Далее он даЈт "расчЈт" по годам количества монет, "где был ярко выражена православная составляющая (церкви, кресты, святые и пр.)". "Итого 83 монеты, имеющих отношение к Православию! - восклицает Айнур Сибгатуллин. - И только 5, имеющих отношение к Исламу". Из этого он делает многозначительный вывод о том, "что на монетах, выпускаемых ЦБ РФ имеют место определЈнные превалирующие тенденции". Впрочем, по его словам, "всЈ же нельзя отрицать того, что татарам более-менее повезло - большинство других коренных народов РФ не смогут похвастаться и 1-й монетой". "Вместе с тем, - заключает Айнур Сибгатуллин, - невооружЈнным взглядом видно, что ЦБ РФ уделяет очень мало внимания тому факту, что наша страна многонациональная и многоконфессиональная".
ВсЈ вышесказанное, безусловно, может показаться всего лишь бредовым продуктом воспалЈнного национального самосознания, однако, к сожалению, татарские националисты доказали своей многолетней политической практикой, что способны возбуждать толпу и вызывать сочувствие у своих "власть предержащих" соплеменников ещЈ и не такими "пустяками". У многих в Татарстане на памяти политическая кампания, развязанная ими во второй половине 1990-х годов вокруг выпуска новой "реформенной" российской "мелочи", когда татарские националисты умудрились разглядеть в помещЈнном на 50-и, 10-и, 5-и и 1-копеечных монетах изображении Святого Георгия Победоносца, поражающего копьЈм так называемого "киппадокийского змея", аллегорическое изображение Русского государства, попирающего Казань в образе еЈ главного мифологического символа - крылатого змея Зиланта. Поэтому не будет ничего удивительного в том, если "нумизматические заметки" Айнура Сибгатуллина выльются в очередную антироссийскую акцию татарских национал-радикалов.