Божья Матерь воодушевляет нас на труд и внутреннюю собранность

Беседа с настоятелем Тихвинского Успенского монастыря игуменом Евфимием (Шашориным)

Людмила Ильюнина: Ваше преподобие, прошел почти год со времени возвращения иконы Тихвинской Божией Матери в родную обитель. Почувствовали ли вы помощь Царицы Небесной в деле возрождения обители?

Игумен Евфимий: Долгое время - с 1999 года - мне пришлось заниматься организацией возвращения Тихвинской иконы Божией Матери на Родину. И когда я посещал отца Сергия Гарклавкса - хранителя иконы и спрашивал его: "Как жить с иконой рядом?" Он ответил: "И трудно, и радостно". Тогда я подумал: "Радостно - это понятно, а как же может быть тяжело?"

Я думал, что когда вернется в монастырь икона, мы сразу заживем полноценной монашеской жизнью, все у нас образуется. Но вскоре я понял, что я ошибаюсь - проблем и забот у нас еще прибавилось. В монастырь поехали паломники, с каждым днем после возвращения иконы их становилось все больше и больше. О монашеском уединение приходилось только мечтать. И кроме того, оказалось, что мы не подготовили инфраструктуру, которая бы обеспечивала паломников и туристов всем необходимым. Все это быстро организовать невозможно. Казалось должно пройти много времени для того, чтобы все устроить как надо. Но все-таки за год мы все уже организовали для паломников. Благословение и попечение Матери Божией постоянно нас заставляет трудиться.

Л.И.: Значит, помощь Божией Матери проявляется не в том, чтобы "почивать на лаврах" или "витать в облаках", а в даровании бодрого духа для того, чтобы работать?

И.Е.: Да вы правильно сказали. Главное что пришло в монастырь после того, как икона вернулась, - это осознание необходимости всегда быть собранными, не расслабляться.

Л.И.: Какие работы были проведены за год?

И.Е.: Дело в том, что при подготовке к возвращению иконы были проведены только внешние работы. А за год мы провели большие работы, которые не видны при внешнем осмотре, но имеют первостепенное значение для всей жизнедеятельности монастыря: мы провели газоснабжение из города и другие инженерные сети, до этого на территории монастыря никогда не было ни воды, ни газа, ни канализации.

Л.И.: Вся страна помогала вам в подготовке к возвращению иконы, а сейчас получаете ли вы помощь или вам с лихвой хватает того, что было получено год назад?

И.Е.: Многие считают, что у нас тут "золотые горы". Так думают люди далекие от церкви, но и верующие тоже. Как-то я летел на самолете из Мурманска, мой сосед, когда узнал, что я из Тихвина, сразу сказал: "Ну, вам там икону привезли, и за счет монастыря город поднялся". Хотя, реально, это не совсем так.

К сожалению, могу сказать, что теперь нас все забыли. Все, что было получено год назад, уже давно истрачено. А, еще раз повторю, к возвращению были проведены только внешние работы, в корпусах еще очень много нужно делать. Монастырю нужна полноценная гостиница для паломников, нужна отдельная трапезная. Правда, спасибо Октябрьской железной дороге - они нам пожертвовали три купейных вагона, и уже в конце мая мы их поставим на поле перед оградой, подключим их к канализации и к воде - там летом будут размещаться паломники.

Л.И.: Паломников по-прежнему приезжает очень много?

И.Е.: Нет, вы знаете, всю зиму и весну мы переживали период затишья - с ноября по начало мая к нам заезжали только отдельные посетители. Но вот после Пасхи опять поехали автобусы.

Л.И.: У вас есть своя паломническая служба?

И.Е.: Да мы получили лицензию в паломническом центре в Москве. Наша служба работает на подворье в Санкт-Петербурге и в самом монастыре. Постоянно работает телефонный оператор и принимает заявки. Адрес подворья в городе: Дегтярная ул. д.18, телефон (812) 274-55-86. От подворья паломнические поездки организуются на один и на два дня. Во время двухдневной поездки паломники посещают не только Свято-Успенский Тихвинский монастырь, но и имеют возможность побывать в Троицком скиту, искупаться в святом источнике в деревне Сенно, посетить Никольский монастырь и крепость в Старой Ладоге, Антоние-Дымский монастырь, в дом-музей Н.А.Римского-Корсакова в Тихвине.

Если же паломническая группа едет к нам не через подворье, нужно обязательно сообщить о своем приезде в монастырь по телефону 8-813-67-510-84, заказать экскурсию, договориться о трапезе и ночлеге.

Л.И.: Кто проводит экскурсии по монастырю?

И.Е.: Наши "дипломированные экскурсоводы", - те, кто прошел курс подготовки, сдал экзамен, получил сертификат. В основном это местные жители: учителя, бывшие работники краеведческого музея, студенты. Мы запретили проводить экскурсии даже тем экскурсоводам, которые от каких-либо турфирм или паломнических служб привозят группы в монастырь и по дороге им что-то рассказывают. Мне приходилось слышать, как одна из таких "посторонних экскурсоводов", подойдя к кресту у Успенского собора, говорила, что это "монахи поставили для того, чтобы всегда помнить о смерти".

Л.И.: А на самом деле, что это за крест? Видно, что он действительно недавно поставлен, мне тоже приходилось слышать разные легенды насчет его установки - одна из них, что он поставлен в память об убиенном монахе вашего монастыря, которого нашли мертвым накануне возвращения иконы, другая - что под ним покоятся останки несчастного государя Ивана VI, Иоанна Антоновича.

И.Е.: Последнее - не легенда, а доказанная учеными, историческая правда. "Бедный Ульрих", как звали царя в народе, был умерщвлен в Шлиссельбургской крепости в 1764 году. Тридцать семь лет спустя, Император Александр I, вступив на престол, потребовал все материалы, относящиеся к делу Иоанна VI. Официальных документов о погребении обнаружено не было. Александр I дважды сам приезжал в Шлиссельбург с приказом отыскать погребение "императора под запретом", который в то время по его распоряжению был внесен в официальное генеалогическое древо Романовых, опубликованное в 1802 году. Александр I намеревался торжественно перезахоронить тело в Петропавловском соборе в Петербурге. Но тела... не нашли!

Позднее историками были произведено более тщательное расследование, результаты которого опубликованы известным историком и архивариусом Д.Н.Бантыш-Каменским в 1903 году в словаре знаменитых соотечественников: "Труп Антона Ульриха погребен близ церкви Успения Пресвятой Богородицы на левой стороне от алтаря. Памятника нет".

Об этом же говорили и народные предания. Так что мы восстановили историческую справедливость.

Л.И.: Я обратила внимание на то, что при входе в монастырь у вас установлена большая икона блаженной Ксении, а она, как известно, очень жалела "бедного Ульриха". Плакала в то время, когда он был умерщвлен, и говорила: "Везде кровь!"

И.Е.: Мы почитаем многих святых Санкт-Петербургской епархии: и св. блж. Ксению, и св. блгв. Александра Невского, и св. прп. Александра Свирского, и св. прав. Иоанна Кронштадтского...

Л.И.: Какие у вас планы на будущее?

И.Е.: Главное - установка электрогенератора, для того, чтобы получить автономию. Даже с нашими льготами нам приходилось платить каждый месяц 150 тысяч рублей за потребление электроэнергии. А, если становишься должником, местные электросети сразу отключают от источников энергии.

Л.И.: Какие в целом у вас отношения с местными жителями? Они ходят в монастырь, участвуют в его жизни?

И.Е.: Как я уже сказал, у нас на послушаниях работает немало местных жителей. Есть постоянные прихожане, приход сложился еще в 1990-е годы, когда работала только церковь "Крылечко". Сейчас среди прихожан немало молодых людей. У нас работает воскресная школа, растет образованная братия монастыря. Сейчас в монастыре двадцать насельников, из них шесть - иеромонахи. Мы вместе молимся и вместе трудимся, например, на субботниках, когда расчищаем территорию.

Скоро придется работать на монастырском погосте - это поле перед Успенским собором, здесь везде лежат монахи нашей обители.

Л.И.: Но тут есть и оборотная сторона - вам все время приходится "жить на юру", на людях. А монах по определению - "уединенник"...

И.Е.: Матерь Божия помогает нам. Смысл монашеского жития в том, чтобы проводить жизнь в трезвении. "Сокровенная пустыня" сердца - ее можно и нужно сохранить и среди многолюдства.

Но, мы хотим и внешние условия для уединения создать - садик для монахов, куда посторонние люди попадать не смогут и где можно будет спокойно пройти, четочки потянуть, спрятать от любопытных глаз. Надеюсь, что в ближайшее время, когда опять начнется большой наплыв паломников, мы сможем это сделать.

Хотя, еще раз повторяю, паломникам мы очень рады, с радостью их примем. И скажу честно, что монастырь сейчас живет только на народные пожертвования, а значит - попечением Матери Божией. Ведь едут-то люди к Ней.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. комментарий от грешник Олег

Замечательно, что возрождается древняя русская святыня! Очень надеюсь при первой возможности приехать с пожертвованием, а также помолиться, потрудиться. Тихвинская Матушка - Защитница Северо-Запада, Слава Тебе Боже наш!

Аноним / 14.06.2008
Людмила Ильюнина:
Вечная память
Людмила Ильюнина об отошедшем ко Господу в канун Пасхи протоиерее Игоре Мазуре
04.05.2016
Когда поет душа
Беседа о творчестве и строительстве храма
21.11.2013
Новые чудеса от мощей преподобного Александра Свирского
Свидетельства насельника монастыря
12.08.2012
Все статьи автора
Последние комментарии
Осень – пора исповедальная…
Новый комментарий от Брат
2020-10-17 08:23
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-10-17 05:30
Мы выстояли!
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
2020-10-17 05:17
Остановить ковид-психоз!
Новый комментарий от Ксения Балакина
2020-10-17 03:58
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-17 03:25
Взрыв в тоннеле
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-10-16 20:23
Карантин не противоречит Православию
Новый комментарий от Емельяныч
2020-10-16 19:42