Итак, судя по радостному сообщению творца "эротических детективов" писателя В.Г.Черкасова (и в сопоставлении с теми сведениями, что достигли Москвы) - изгнанская иерархия соберется в Мансонвилле (Канада, Квебек) с вечера 17-го ноября сего года, а разъедется, вероятно, к вечеру 21-22-го, откамлавши в воскресенье. Примечательно, что на 22 ноября приходится третья годовщина кульминационного для всей изгнащины события - попытки увоза престарелого Владыки Виталия из его мансонвилльской резиденции, предпринятой еп. Михаилом (Донсковым). Вообще, ноябрь полон знаменательных дат для изгнанщины: первые "хиротонии", всевозрастающее всеобщее сочувствие к гонимому, - безо всяких кавычек, - старику-Митрополиту, ставшему жертвой собственного викария, им самим отобранного, "вбитого" в архиереи, своей правой руки. В эту "руку" он еще в 1999 году особым указом передал всю исполнительную (то бишь, реальную) власть в своей "кафедральной" Канадской епархии.
Поэтому время для собора было выбрано как нельзя лучше.
Как нельзя лучше для того, чтобы всякий желаюший мог провести посильный сравнительный анализ того положения изгнанщины, в котором она вышла на, условно говоря, историческую арену - с тем, в котором она находится сейчас, в последние сутки перед открытием собора в Мансонвилле.
Вот только некоторые краткие фактографические "вехи" в развитии "спецпроекта РПЦЗ (В)".
- Число сторонников изгнанщины, достигшее своего апогея к зиме-ранней весне 2002 года, начало неуклонно снижаться после официального удаления еп. Михаила Донскова из Канады. Этому способствовали многие факты, и, среди прочего, неприятная, грубо-"сословная" враждебная атмосфера в изгнанской среде, а также рост числа примкнувших к изгнанщине "новоприбывших" совершенно определенного этнокультурного типа. Таким образом, зарубежная изгнанщина к весне 2004 года потеряла, по разным данным, от 60 до 70 процентов своей "паствы", причем наибольшую часть среди покинувших ее - составили старые (староэмигрантские) прихожане храмов РПЦЗ, пошедшие "за Владыкой Виталием" из чувства обиды за него, а также поверившие изгнанской пропаганде, что "лавровцы" (РПЦЗ) "вот-вот соединится с сергианско-экуменистической МП". Уход этой группы был только отчасти скомпенсирован притоком "новоприбывших". В результате сегодня перед нами совершенно иная организация, чем та, которая существовала "под омофором Митрополита Виталия" в 2001-02 годах. Перед нами - практически полностью новоэмигрантская система, в которой старых "зарубежников" можно найти, в основном, среди "клира" и "епископата", где, однако, "старые" также составляют меньшинство. Но нам придется оставить эту интересную отдельную тему для будуших публикаций.
- Одновременно в изгнанщине вдвое выросло число "епископов", однако все они были "хиротонисаны" в самой же изгнанщине: ни один архиерей из РПЦЗ или хотя бы из какой-либо "альтернативной" группировки (любой на выбор из т.н. "Истинно-православных церквей") "под омофор Митрополита Виталия" так и не перешел (забегая вперед, предположим, что к изгнанщине вполне может присоединиться фактически удаленный из "РПАЦ" еп. Григорий Абу-Ассаль, бывший некогда клириком РПЦЗ. Возможны также дополнительные "хиротонии" на нынешнем соборе). Как следствие, единственным законным архиереем в изгнаншине как был так и остался сам Митрополит Виталий, но зато - образовалась и разрастается самосвятская иерархия, в свою очередь "рукополагающая клириков" и т.д. Это означает, что "паства РПЦЗ (В)" в принципе лишена Св. Причастия.
- С самого начала внутренние конфликты помешали изгнанцам воспользоваться административно правильным и пропагандистски-верным ходом, предложенным способным деятелем "альтернативного православия" протопресвитером Виктором Мелеховым, пришедшим "под омофор митрополита Виталия" - "от грек". Речь идет о принятии "витальевской" группой наименования "церкви в изгнании". Под этим именем группа зарегистрировалась в США и Канаде. Но затем начались споры и конфликты. Вскоре изгнанщина объявила себя "истинной РПЦЗ", а Митр. Виталия - "никогда не уходившим на покой". Соответственно, РПЦЗ была объявлена "группой архиепископа Лавра, ушедшей в раскол". Это породило юридический тупик (во время известного процесса в Калифорнии адвокаты изгнанцев, вопреки "церковной" идеологии своих клиентов, вынуждены были прямо признать, что Митрополит Виталий покинул РПЦЗ и создал новую церковь - РПЦИ). Кроме того, это заставило всю изгнанскую PR-машину оперировать совершенно безсмысленной и недоказуемой ложью, утверждаю, что "Митрополит Виталий не уходил на покой, не подписывал прошения о таковом уходе и что он в полном уме и трезвой памяти руководит настоящей РПЦЗ". Это последнее обстоятельство также способствовало падению доверия к изгнанщине и уменьшению числа ее сторонников.
- Изгнанщина подошла к своему "собору" практически разделенной на три враждующих между собою "церкви под омофором Митрополита Виталия": РИПЦ Архиепископа Лазаря и Вениамина со своей иерархией, Западно-Европейской епархии Владыки Варнавы (Прокофьева) - и собственно "мансонвилльской церкви Роснянской-Жукова", как ее обычно называют противники. Это разделение нанесло серьезнейший ущерб российским и французской "епархиям" РПЦИ, причем число паствы и клириков у Вл. Варнавы и у РИПЦ продолжает возрастать. Можно сказать, что на стороне "варнавитской" группы - почти все наиболее авторитетные клирики-радикалы во Франции, и значительная часть таковых в России. Напомним, что все эти клирики - настоятели реальных приходов в своих странах. Но самым существенным обстоятельством следует считать то, что в отличие от своих мансонвилльских "собратий" - и Вл. Лазарь, и Вл. Вениамин, и хиротонисанные ими архиереи в России - являются хотя и "отошедшими", но канически-приемлемыми православными епископами. Т.е. каждый из них в отдельности может, к примеру, возвратиться или быть принятым в РПЦЗ в сущем сане. Прещения, наложенные на Вл. Варнаву Собором РПЦЗ, также могут быть сняты без каких-либо канонических трудностей. С другой стороны, никакая икономия не в состоянии признать епископство за архимандритом Сергием Киндяковым, иеромонахом Владимиром Целищевым, беглым клириком Вл. Варнавы Виктором Пивоваровым или женатым иереем Никитой Орловым. А ведь эти лица составляют костяк "иерархии РПЦЗ (В)" На предстоящем собрании в Мансонвилле Вл. Варнава, который "нарушил запрещения, наложенные на него Синодом РПЦЗ (В)", будет либо окончательно "извергнут из сана", или - кто знает? - принят обратно "через покаяние". Возможно и "объединение" с архиереями РИПЦ, на чем настаивают многие влиятельные изгнанцы. Канонически это будет означать, что законные архиереи окажутся "в одной церкви" с самосвятами. Но такое в Церковной истории уже бывало. Понятно, это "не добавит благодати" г.г. Орлову с Пивоваровым, но простецов, желающих быть обманутыми - может и обмануть. К слову, таких обманутых найдется гораздо больше в сегодняшнем Зарубежье, нежели чем в Отечестве.
- Главной неудачей изгнанщины следует считать то, что РПЦЗ не только не "объединилась" с РПЦ МП, как всем громогласно было обещано еще в 2001 году, но и сам процесс сближения, несмотря на вот уже третью встречу согласительных комиссий, идет крайне медленно, практически топчется на месте, грозит затянуться на годы и годы, тем самым лишая изгнанцев необходимой PR-подпитки. Число СМИ, "раскручивающих" изгнанский проект, заметно возросло за последний год. Буквально на днях к ним подключился экзотически-"катакомбный" удуговско-басаевский Kavkazcenter. Кстати, по случаю появления "Кавказцентра" на этот раз - в Швеции посол РФ в Копенгагене Николай Садчиков выразил шведам свое безпокойство. Но благодаря отсутствию прогресса в "заключении унии РПЦЗ (Л) и МП" - даже самая сильная информационная поддержка немногое может изменить в состоянии спецпроекта "РПЦЗ (В)". Она лишь помогает ему удержаться на поверхности.
- Почти наверняка одной из главных тем обсуждения на собрании в Мансонвилле станет предстоящая поездка "епископа Орлова-Южноамериканского" в "свою епархию", где традиционно-радикальные клирики РПЦЗ, категорически противящиеся "унии", теоретически в состоянии сгоряча "перейти под омофор нашего Владыки Виталия". Но поскольку "унии" нет и не предвидится, а впереди - Всезарубежный Собор, который, к тому же, соберется не прежде лета 2006 года, "епископу Никите и его сорока дочерям" - придется действать нагло, резко, нахрапом. А это на свободолюбивых русских аргентинцев и бразильцев вполне в состоянии произвести обратный эффект. Не следует, однако, исключать возможности, что одного-двух приходов в Южной Америке РПЦЗ все же лишится. В этом Зарубежный Синод будет, отчасти, сам виноват - он слишком давно не занимался всерьез южноамериканским делами, считая их "дальними". Но эта же "дальность" помешает изгнанщине получить ощутимый "PR-навар" в случае каких-то точечных успехов на окраине РПЦЗ. Примером служит фактический захват изгнанцами единственного храма в Чили, где уже давным-давно, с легендарного 2001 года, поминается и митрополит Виталий, и епископ РПЦЗ Александр (Милеант). Произгнанским тогда же стал и некогда знаменитый монастырек-детский дом матушки игумении Иулиании, пламенной палестинки, некогда не пустившей на Елеон неканоничного, как она выражалась, Патриарха Московского Алексия II. Теперь, по прошествии многих лет, она пустила к себе в монастырь иерея Никиту, признав его каноничным епископом... Впрочем, в монастырь этот едут изгнанские "матушки и батюшки", так что он скоро либо прекратит свое существование, либо игумения Иулиания опомнится и вышибет вон всю эту публику, тем более что чилийские власти ее знают и охотно ей в этом помогут.
- Не следует ожидать из Мансонвилля особых сюрпризов. Вряд ли будет принято давнее предложение "проварнавитского" прот. Анатолия Трепачко: выбрать нового митрополита, "поскольку 94-летний человек не может управлять церковью". Но именно этой своей невозможностью управлять и ценен "пожизненный". Поэтому, вероятнее всего, дело закончится окончательным изгнанием Вл. Варнавы, торжеством связки "Жуков-Роснянская", изданием очередного обращения. Будут обсуждены и возможности по уводу возможно большей части имущества РПЦЗ, записанного на имя Митрополита Виталия. По одним сведениям, старика готовят "для предъявления" суду, а по другим - его состояние вновь ухудшилось, Роснянская не допускает к нему даже кое-каких "епископов".
Поэтому, при такой нестабильности, собор РПЦИ в Мансонвилле в состоянии и явить миру что-либо экстравагантное. Сегодня ясно одно: несмотря на свои вопиюшие недостатки, "спецпроект РПЦЗ (В)" доказал свою нужность и относительную полезность в ближайшем будущем для антирусских сил, так что с довольствия его не снимут и исчезнуть не дадут. Даже если от него останется один "архиерейский собор" в вышеперечисленном составе.