itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мысли о предположительном объединении Русской Православной Церкви Заграницей с Московской Патриархией

Религия 
0
134
Время на чтение 5 минут
Рассматривая церковные правила (апостольские, соборные и отеческие, то есть каноническую основу законодательства Православной Церкви) не трудно убедиться, что основная - если не единственная - цель этих правил - это духовное благосостояние пасомых. ВсЈ остальное, как например возвышение отдельных иерархов или отдельных поместных церквей - сравнительно несущественно и не может заслонять этого основного принципа. Поэтому, при решении вопросов церковного управления, всегда следует смотреть на то, полезно ли данное решение для душ паствы? Пренебрежение этим принципом привело к таким печальным явлениям, как отпадение Римской церкви от полноты Православия.
Известно, что Православная Церковь состоит из некоторого числа отдельных церквей, объединяемых единством веры, но независимых одна от другой. Их число никогда не было предметом вероучения и могло колебаться в разное время. (Рим признаЈт только одну церковь - Римскую, которой, по их понятиям, все должны подчиняться).
Русская Православная Церковь Заграницей, или Зарубежная Церковь, была основана совершенно канонично, на основании указа патриарха Тихона, как временное церковное управление. Никто в то время не мог предположить, что еЈ существование продлится более восьмидесяти лет! Основатели нашей церкви предполагали, что как только падЈт безбожная коммунистическая власть, все беженцы, для удовлетворения духовных нужд которых она была создана, сразу толпой ринутся обратно в Россию, и тогда никакой нужды в существовании отдельной заграничной церкви уже не будет. Но прошло восемьдесят лет, советской власти нет уже больше десяти лет, а наша паства не ринулась "обратно" в Россию по той причине, что это уже не те беженцы от советской власти, которые мечтали о возвращении домой, а их дети и даже внуки. (Мне лично известен только один (!) случай такого "возвращения"). Кроме того, к нашей церкви принадлежат многие обратившиеся в Православие из других исповеданий, совсем не русского происхождения, к которым понятие о "возвращении в Россию" никак не применимо. Их число растЈт. Возможно, что это и есть истинное назначение нашей церкви: свидетельствовать о Православии среди инославного мира.
Получивши однажды церковную независимость ("автокефалия" - это слишком громкое слово, но по сути дела это то же самое) наша церковь должна заботиться о духовной жизни своих пасомых, не очень беспокоясь формальными притязаниями других церквей.
Против улучшения отношений с Московской Патриархией вряд ли можно возражать, так как это было бы полезно для обеих сторон: Зарубежная Церковь имеет многолетний опыт пребывания в свободном мире, без подчинения любой светской власти, а Московская Патриархия объединяет вокруг себя большинство православных в России. Такое улучшение отношений может со временем привести к восстановлению богослужебного общения между обеими церквами, но это будет возможно только при условии полного отказа Московской Патриархии от посягательств на независимость Зарубежной Церкви и от желания еЈ поглотить.
Некоторым "воссоединение" Зарубежной Церкви с Московской Патриархией представляется следующим образом: Зарубежная Церковь отказывается от своей независимости (т.е. автокефалии), которой она пользовалась последние восемьдесят лет, и "вливается" в состав "матери-церкви", пусть даже на самых льготных условиях "автономии", в качестве митрополичьего округа, или иным образом, но при безусловном подчинении еЈ этой церкви и еЈ главе, патриарху. Разговоры об автономии могут быть привлекательными для мало сведущих людей, но сути дела не меняют. Иными словами, в этом случае от Зарубежной Церкви потребуется "самоупразднение" под прикрытием красивых слов.
Такое "воссоединение" для Зарубежной Церкви совершенно неприемлемо. О "воссоединении" в данном случае говорить нельзя, так как Зарубежная Церковь никогда не принадлежала к современной Московской Патриархии. Само употребление выражений о "матери-церкви" показывает несостоятельность этого мнения. Всякое рождение есть в то же время и разделение - рождЈнное есть отдельный организм, отдельная личность от родившей. Оно связано с ней только рождением. РождЈнное не может войти во чрево родившей тем же путем, каким оно вышло из него. Оно может войти в него, но не в утробу, а в желудок, но ни одна мать не станет пожирать своих детей.
Зарубежная Церковь стала независимой ещЈ во времена патриарха Тихона, безо всякой вражды против матери-церкви. После этого в Московской Патриархии произошли большие изменения. Первое время церковь в России была преследуема безбожной советской властью. Во время Второй Мировой Войны церковь была уже не столь гонима, а после войны Сталин "милостиво" разрешил избрание патриарха, которым стал митрополит Сергий (Страгородский), запятнавший себя активным сотрудничеством с советской властью. В том же духе действовали и его преемники, не исключая и современного патриарха. Все они сотрудничали с советской властью и ей были обязаны своим возвышением. Падение советской власти произошло независимо от них, и если бы не это, они бы продолжали прислуживаться к власти, запятнавшей себя кровью миллионов русских людей и множества священномучеников. А теперь возглавление Патриархии ведЈт себя так, как будто ничего особенного не произошло, и что они представляют ту же Московскую Патриархию, от которой мы, якобы, отпали.
С самого своего начала Русская Церковь входила в Константинопольский Патриархат и признавала Константинопольского патриарха своим главой - он назначал возглавлявших еЈ митрополитов. Но в пятнадцатом веке произошла так называемая Флорентийская Уния - попытка объединения с Римо-католической церковью, в чЈм принимал участие и Константинопольский патриарх. Оставаться под его властью Русская Церковь не могла не поставив в опасность свое православие. Поэтому она, в силу необходимости и без разрешения матери-церкви, стала независимой, то есть автокефальной, избрав митрополитом святителя Иону. Примирение произошло только в конце шестнадцатого века, но ни о каком возвращении под власть Константинополя не могло быть и речи. С согласия восточных патриархов Московский митрополит получил звание патриарха, и Русская Церковь стала окончательно независимой.
Нечто подобное произошло и сейчас. В двадцатых годах прошлого века Русская Зарубежная Церковь отделилась от церкви на родине, так как Россия была порабощена безбожной советской властью, и вот уже восемьдесят лет живЈт независимо. "Возвращаться" под начало теперешней Московской Патриархии она не обязана. Она живЈт в других условиях, чем церковь в России, и за восемьдесят лет приспособилась к ним. Для чего ей идти сейчас в подчинение Москве? Какую пользу могло бы это дать еЈ пастве?
Улучшение отношений с Московской Патриархией следует признать желательным, насколько это возможно, но слияние с ней следует решительно отвергнуть, так как это обозначало бы "самоупразднение" Зарубежной Церкви, на что мы не имеем нравственного права. В случае подчинения нашей церкви Московскому патриарху те из нас и наших пасомых, для которых подчинение ему неприемлемо, остались бы без церкви, что противоречило бы главному назначению всех церковных правил, о чЈм говорилось в начале. Поэтому нам лучше оставаться в теперешнем положении, хотя и трудном, но по совести единственно правильном.
Если бы мы соединились с Московской Патриархией, то нам пришлось бы признать и Американскую автокефальную церковь (О.С.А.), с которой у нас мало общего, по причине их крайнего модернизма. Пришлось бы быть ближе к грекам-новостильникам, что оттолкнуло бы от нас старостильников (греков и других), находящихся с нами в общении. Пастве Зарубежной Церкви такое соединение не нужно.
Но и для Московской Патриархии оно не принесло бы большой пользы. Она по величине превосходит другие церкви и в приобретении небольшого количества прихожан заграницей не нуждается.
Ставши независимыми от церкви в России, мы не перестали быть православными; в случае объединения с Патриархией мы не стали бы православными, так как никогда не переставали ими быть. Поэтому такое объединение для нас бесполезно.
Если кому-нибудь не по душе независимое положение нашей церкви, то эти люди принадлежат к ней по недоразумению. Их никто не держит - они могут идти в подчинение Москве или куда их душе угодно, но, разумеется, без паствы и церковного имущества. Мы не имеем никакого права "дарить" Патриархии ни наших пасомых, ни собранное с большим трудом имущество нашей убогой церкви.
У Московской Патриархии непочатый край работы. Это - духовное воспитание многомиллионного русского народа, одичавшего в духовном отношении за годы советской власти, когда люди были лишены всякого духовного образования и когда во всех школах насильственно насаждался атеизм. В этом мы можем пожелать ей всякого успеха, а поглощение ею Зарубежной Церкви не принесло бы ей никакой пользы в этом отношении, а было бы только ненужной затеей.
ВсЈ сказанное можно свести к следующему:
Улучшение отношений с Московской Патриархией?
"Да", насколько это возможно.
Объединение с Московской Патриархией?
Решительное "Нет", так как это означало бы "самоупразднение" Зарубежной Церкви.
Епископ Даниил
7/20 октября 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09