Накануне начала нового учебного года разгорелся скандал: в СМИ появилась информация, что произведения великих русских гениев Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя исключены из демоверсии ЕГЭ-2024 в литературе.
Позже в Минпросвещения её опровергли, пояснив, что в соответствии с российской традицией преподавания литературы произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя изучались и изучаются в основной школе и выносятся на проверку при проведении ОГЭ (экзамен по итогам 9 класса. – РНЛ), тогда как в программу старшей школы включены лучшие произведения советской литературы, в частности, Николая Островского, Александра Фадеева, а также о Великой Отечественной войне.
Даже пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков вынужден был ответить на вопрос журналистов об изгнании классиков из ЕГЭ. «Это прерогатива все-таки Минпроса. Действительно, это должны определять специалисты, которые работают в сфере образования, поэтому вопросы нужно туда обращать», – цитирует РИА Новости Пескова.
Тем временем аналитический центр либерального университета «Синергия» подсуетился и провёл опрос среди 5 тыс. жителей всех российских регионов от 18 лет, сообщает ТАСС.
«63% граждан России положительно относятся к возможному исключению произведений авторов русской литературы XIX века из Единого госэкзамена по литературе в 2024 году. Противоположной точки зрения придерживаются 13% россиян», – говорится в исследовании. Почти четверть (24%) респондентов придерживаются нейтральной позиции.
По мнению 51% поддержавших исключение классической литературы, написанной до середины XIX века, знания школьников по этим произведениям оцениваются в рамках сдачи ОГЭ после 9 класса, поэтому делать это повторно на ЕГЭ излишне, так как тем самым выпускников подвергают дополнительной нагрузке. Еще треть респондентов приветствуют тот факт, что на экзамене по литературе будет сделан акцент на более современных и актуальных произведениях.
В исследовании отмечается, что 55% опрошенных положительно отнеслись к возвращению в школьную программу по литературе таких произведений, как роман Николая Островского «Как закалялась сталь», повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость» и рассказ Алексея Толстого «Русский характер». Еще 31% воспринимает это нейтрально, и только 14% не одобряют такую корректировку школьной программы по литературе.
Каждый четвертый респондент ответил, что школьная литература, прежде всего, должна формировать базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность. Почти половина (46%) от общего числа респондентов предлагает добавить в школьную программу больше произведений военно-патриотической направленности.
Однако проведение соцопроса больше похоже не на исследование общественного мнения, а на специальный вброс для обоснования позиции чиновников Минпросвещения – мол, и родители полностью поддерживают в этом вопросе чиновников, решивших избавиться от Фонвизина, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Чиновники уверяют, что это не изгнание из школы классиков, а всего лишь облегчение участи детей. Да ещё и оправдываются возвращением в школьный курс для старшей школы Николая Островского (правда, одновременно ввели в школе изучение произведений Умберто Эко и прочую иностранную дребедень).
Конечно, чиновники кивают на то, что произведения классиков изучали ранее и сдавали ОГЭ, но это не удовлетворило педагогическую и научную общественность, которая восприняла решение Минпросвещения в штыки, считая это изгнанием классиков из русской школы.
Одно дело прочитать произведение Гоголя в 14 лет, а совсем иное в 17-18 при подготовке к ЕГЭ. Поэтому развернулась нешуточная полемика.
На «Русской народной линии» была опубликована статья «Запрещать, убивать или долго издеваться?» педагога, филолога Натальи Варламовой, в которой она сокрушается: «Из курса русской литературы собрались исключить Фонвизина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, "Слово о полку Игореве"!!! Вначале культурное российское общество просто потеряло дар речи в прямом смысле. Затем все, кто понял, что это не сон, рванулись к фигуральной кобуре, чтобы выхватить её содержимое и разрядить …куда? Осознаём, что на нас направлены чёрные жерла тупых орудий».
«Итак, – пишет автор, – в 6-9 классах, где должны изучать (а не проходить!) произведения названных писателей, на литературу отдано 2 часа в неделю. Два часа! Это два урока. Любой педагог словесности в любой точке России подтвердит: такое «погружение» в русскую классику на деле превращается в беглое знакомство. Именно поэтому к 11 классу, когда надо писать итоговое сочинение (судя по всему, и на его существование будут покушаться в Минпросе), а кто-то и сдаёт литературу ЕГЭ, детям однозначно приходится обращаться к репетиторам или усиленно посещать "допы". Таким образом, в последнем классе они, наконец, прочитывают то, что необходимо было прочитать до 11-го (без прочтения нечего и пытаться сдать этот экзамен выше 25 баллов, то есть не сдать). А теперь оказывается, и это не нужно: ну что-то вы там в 6-9 классах же "проходили" и ладушки».
Повторим, непонятный социологический центр демонстрирует якобы поддержку народа инициативы чиновников. Поэтому возникает резонное подозрение, что опрос – заказ с целью подкрепления определенной политической позиции. Всё это напоминает попытку давления на общественное мнение при помощи инструментов социологии.
И хочется в сердцах воскликнуть в День знаний – верните Пушкина и Гоголя в старшую школу! Позор, когда ЕГЭ (экзамен по среднему полному образованию и одновременно экзамен для поступления в ВУЗ) лишают вопросов, связанных с великими русскими гениями!
Редакция «Русской народной линии»
52. Ответ на 49, иерей Илья Мотыка:
Я не интеллигент. У меня профессия есть. А так можно по читать из-за любопытства на досуге.
) Вы сожгли свой партбилет интеллигента? Никогда не считал себя представителем этой касты. А лишь наемным работником умственного труда.
Вообще-то, до революции рекомендация священника интеллигентным была положительной.
51. Ответ на 50, иерей Илья Мотыка:
Сдадут и забудут.Там исполнится ваша мечта. Пушкина там изучают под мелкоскопом, возможно целый семестр.Некоторую кухню филфака знаю не по наслышке,т.к. 11 лет преподавал там историю и культуру Мордовии. Так что с коллегами с филфака общался регулярно. Что не давала школа восполнял вуз.
50. Ответ на 46, Константин В.:
Сдадут и забудут.Там исполнится ваша мечта. Пушкина там изучают под мелкоскопом, возможно целый семестр.
49. Ответ на 43, Потомок подданных Императора Николая II:
Я не интеллигент. У меня профессия есть. А так можно по читать из-за любопытства на досуге.
) Вы сожгли свой партбилет интеллигента? Никогда не считал себя представителем этой касты. А лишь наемным работником умственного труда.
48. Ответ на 44, Константин В.:
Я-то учил - правда, не в школе, а на первом курсе.
Ну не латынь - так ЦСЯ хотя бы.
Церковно-славянский неплохо бы. На нем написано много прекрасной литературы..47. Ответ на 44, Константин В.:
Я-то учил - правда, не в школе, а на первом курсе.
Ну не латынь - так ЦСЯ хотя бы.
А я учил латинский язык и в университет и в семинарии. Очень сложный язык, сложнее французского.46. Ответ на 33, иерей Илья Мотыка:
Сдадут и забудут.
45. Ответ на 34, Андрей Карпов:
И Вы, и о. Илия формально правы. Но если ориентироваться на большинство, то много что не имеет никакого значения...
44. Ответ на 37, иерей Илья Мотыка:
Я-то учил - правда, не в школе, а на первом курсе.
Ну не латынь - так ЦСЯ хотя бы.
43. Ответ на 39, иерей Илья Мотыка:
Я не интеллигент. У меня профессия есть. А так можно по читать из-за любопытства на досуге.
) Вы сожгли свой партбилет интеллигента?