Протоиерей Олег Стеняев: «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей»

По мнению известного пастыря, ставка на молодежь в деле миссионерского пробуждения ничем не оправдана

29 января сего года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Русская народная линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор тем, вынесенных на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. Своим видением данной проблематики поделился известный московский пастырь, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев.
Ранее свое мнение о миссионерской деятельности высказали наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), протоиерей Георгий Городенцев, протоиерей Вячеслав Пушкарев, игумен Лука (Степанов), иеромонах Макарий (Маркиш) и диакон Владимир Василик.


Если говорить о миссионерской работе, то надо поднять те вопросы, которые не учитываются при её организации и проведении. Прежде всего, надо определиться с допустимостью миссионерской открытости. Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих правоверных и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как самарянин. Сказано: «...Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин...» (Ин. 8:48).

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6-7).

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19-22). Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и Христианства); однажды он записал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей» (Фил. 3:5).

Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни апостола Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти...» (Рим. 9:3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «...и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). «После первого и второго», - то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15). Так же апостол Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:6).

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы. Сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного. Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1:10-11). Апостол Иуда призывал гнушаться «...даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1:23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «...поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1:18). Но и весь строгий тон послания апостола Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением...» (Иуд. 1:22).

Таким образом, мы устанавливаем, что при всей миссионерской открытости христианской и евангельской проповеди границы недозволенной близости были установлены апостолами и впоследствии Церковными Соборами.

Следующим важным моментом, на который надо обратить внимание, это вопрос о миссии среди молодежи. Миссионерскую работу среди молодежи надо проводить с учетом осознания опасности этого возраста. Нельзя в сознание молодых людей культивировать, именно этот период их жизни и превозносить его. На Архиерейском Соборе 2004 года Святейший Патриарх обратил внимание на то обстоятельство, что многие, из числа прошедших обучение в воскресных школах, потом в храмы не ходят. Они, как бы растворяются в мирской жизни. Патриарх предложил отцам Собора более серьезно отнестись к данной проблеме, почувствовать её и найти выход из создавшейся ситуации.

Возраст примерно от 15 до 35 лет есть время некой духовной невменяемости человека. Молодость и есть самая опасная пора в жизни человека. В 13-14 лет в молодом человеке пробуждаются сексуальные чувства, и затем доминирует в нем до 35-45 лет. Именно в этот период в жизни человека происходит накапливание греховности. На ум приходят такие слова «Кости его напоены грехами юности его и с ним лягут они в прах» (Иов гл.20; 11). Грехи накапливаются человеком именно от времени его полового созревания и до первых признаков старения организма. Премудрый Соломон писал о молодых: «Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу» (Прит.7, 6-7). Подобная характеристика молодости, неопытность и неразумность, есть именно библейская характеристика самому печальному периоду в жизни человека. Греховный мир и порочные люди воспевают молодость, но любой верующий человек с ужасом вспоминает греховную беспечность своей собственной молодости, и ни за что не желает вернуться к сим дням порочной юности своей. Светло и чисто наше детство, осмысленны и вдумчивы годы зрелости и старости, и только юность наша, как предатель, настигает нас ударом в спину и напоминает о прежде содеянных грехах и преступлениях.

Грешники не понимают трагизма дней юности своей, она представляется им неким непрекращающимся праздником. Да! Молодость и есть праздник и веселье, но вслед за ними придет горькое разочарование и страх грядущих судов Божиих. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9).

Западный мир весь сориентирован на культ молодости и юности. Когда видишь молодящихся иностранных туристов, этих одетых под молодежный стиль старушек и старичков, видишь их искусственный румянец и притянутую к ушам кожу, то единственно о чем можно подумать, так это о живых трупах (зомби). Такие люди и выглядят, как гробы раскрашенные. Нормальный христианин не стыдится старости своей, не стыдится детства своего; единственное, что его может по-настоящему беспокоить, так это беспечная в своей греховной лихорадке молодость его. Сказано в Писании: «Поэтому о юношах его не порадуется Господь...» (Ис. 9, 17).

Следовательно, программа миссионерской работы среди молодых людей не должна превращаться в апологию юности, как самого страшного периода в жизни каждого человека. Более того, обучение молодых людей миссионерской программой представляется достаточно проблематичным, так как этим людям надлежит обрести нравственную и духовную вменяемость, после чего они могут включаться в подобную программу. Следовательно, сама ставка на молодежь в деле миссионерского пробуждения ничем не оправдана. Скорее всего, главным объектом миссионерской деятельности и гуманитарной помощи Церковь должна избрать людей пожилого возраста. Стоит задаться вопросом: почему мы всё время говорим - молодежь, молодежь, молодежь? Что они инвалиды? Сейчас другая ситуация, человек преклонных лет даже на работу не может устроиться. А когда человек молод, то для него всё открыто. Поэтому молодежь надо воспитывать на программах, которые занимаются пожилыми людьми. Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей, потому что эти люди готовятся отправиться в иной мир, это очень важный и ответственный период в жизни человека. Мы должны гуманитарные программы ориентировать на пожилых людей, которые в большинстве составляют наших прихожан, а молодежь, принимая участие в таких программах для пожилых людей, будет проходить настоящую школу духовного взросления и обретения нравственной и религиозной вменяемости.
Протоиерей Олег Стеняев, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

59. ...

Согласен.

Олегк / 23.07.2010

58. 57. Олегк :

Мы тут все немножко - по кругу...

Артур / 23.07.2010

57. ...

у меня вентилятор крутится...

Олегк / 23.07.2010

56. 55. Олегк : ...

И душно... ))

Артур / 23.07.2010

55. ...

Жарко...

Олегк / 23.07.2010

54. 53. Олегк : ...

Тогда можно не сетовать на однообразие ))

Артур / 23.07.2010

53. ...

Апостол не делает различия между любодеями и мужеложниками...

Олегк / 23.07.2010

52. 51. Олегк : ...

Олегк, в этом деле разнообразие и вовсе дурно пахнет :-))).

Артур / 23.07.2010

51. ...

Ай, опять девки... Это становится однообразно...

Олегк / 22.07.2010

50. ...

Вообще о описанном вами случае (Hi, dad...) в Евангелии и Деяниях cказано ? Надо бы подкрепить.

Олегк / 22.07.2010

49. ...

Ха-ха-ха, не надо, даже я потомственный русич и то из романов Луи Буссинара знаю что барбекю это не ростбиф. Барбекю это шашлык. Не принижайте себя. И охота вам играть с оттенками... Пир... пирушка... когда я слышу про козленка чтобы повеселиться с друзьями... то именно пирушка и вспоминается...

Олегк / 22.07.2010

48. ...

Ми тоже не знает "ваш рюсский опыт" :)... Но покаяние - repentance, православными верующими везде одинаково понимается... О необходимости преображения по свободной воле нет нужды полемизировать - аминь. Вообще последний абзац хорошо сказали - хоть сейчас в проповедь и к рокерам :))))

Олегк / 22.07.2010

47. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей»

Что-то ответ не публикуют, или он не прошел... Пробую еще раз Олег, со всем почтением к Вашему американскому опыту, я тут не склонен входить в гастрономические нюансы. Барбекю, шашлык, ростбиф… Отец заколол тельца, когда сын вернулся с покаянием, а не навеселе и с девками: «Hi dad! We are as hungry as a wolf!» Мысль, полагаю, ясна. Дело не в веселом настроении на пиру (а не на пирушке!), а в том, что принимать в нем участие может только преображенный человек. А преображенным он может стать, только выразив свободную волю к преображению и отрешившись своих прежних пристрастий. Самые эти пристрастия (те, что могут быть освящены) он может получить потом обратно преображенными – в виде тех видов творческой деятельности, посредством которой он будет участвовать в жизни Царствия, но сначала он должен их отбросить – снять лохмотья и получить вечерний хитон.

Артур / 22.07.2010

46. ..

Тогда мы с вами сойдемся - плохи те слуги которые обещают всего лишь легкую беззаботную прогулку... Да только думается обещаниями легкой прогулки мало кого призовешь...

Олегк / 21.07.2010

45. ....

Я сейчас даже пожалел что я не Домбровская - "не надо призыв к участию в брачном пире превращать в приглашение на барбекью" слишком напоминает нам о тельце упитанном которого заколол Отец. Значит Спаситель не брезговал уподоблять Царствие небесное, да, да, барбекью в отчем доме, когда тельца колют, жарят, едят и веселятся, понятно, что для пользы понимания. А у нас это слово только в ругательном смысле годится ? Чем приглашение на барбекю то не угодило не возьму в толк - между прочим прошу заметить cами выбрали сравнение :))) Может лучше перефразируете ? На легкую увеселительную прогулку в диснейленд, например... Ой сколько их спугнутых навеки таким отношением - здесь вам не барбекю, тут люди Богу молются..

Олегк / 21.07.2010

44. Олегк

>>Каким образом вы подводите эту притчу против миссионерского служения ? Объяснял уже много раз: не надо призыв к участию в брачном пире превращать в приглашение на барбекью, как это зачастую делают "миссионэры". Брачный пир - он вообще-то обязывает. И дело не в том, что пришли те, кто захотел. Тот в лохмотьях - он тоже захотел. И в этом - его личная вина, ибо слуги господина не тешили его иллюзиями относительно дресс-кода.

Артур / 21.07.2010

43. 40. Олегк :

Мое смирение - под очень большим вопросом, только я вполне отдаю себе отчет в том, что его недостаток - это моя проблема, а не некое особенное достоинство, плодами которого я могу обогатить Церковь. Но в любом случае, моя скромная персона имеет весьма мало отношения к этой проблеме, не так ли?

Артур / 21.07.2010

42. ...

А насчет клевого тусняка - это на вашей совести... клевый субъективчик так сказать...

Олегк / 21.07.2010

41. ...

Ну вы даете... не привели а возвестили... прямо разделяете до мозга костей :) Не дурак понимаю что силой никого не тащили... Был бы дурак - не понял бы ... Так значит в этом ваше богословское обоснование против миссинеров ? Ну а если серьезно - то какая разница ? На пир пришли те кто захотел. Тем кто хотел прийти - помогли т.е. привели, довели, подсадили, как хотите... Вся суть притчи о брачном пире в том - а) что достойные не захотели б) назвали всех кто захотел в) много званых но мало избранных Каким образом вы подводите эту притчу против миссионерского служения ?

Олегк / 21.07.2010

40. ...

это несерьезно... за своим смирением смотрите оно тоже под вопросом... ангелы имеются ввиду слуги... вот Господь и видит кто ему слуга а кто так...

Олегк / 21.07.2010

39. Олегк

Ангелы? А разве ангелов можно убить? ))) "прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их" (Мф, 22,6) Я вполне понимаю желание «миссионэров» иметь некоторое функциональное сходство с ангелами, но служители Божьи не ПРИВЕЛИ на пир, а ВОЗВЕСТИЛИ о пире. При этом сами ангелы остались ангелами – служителями Божьими. «Миссионэры» же норовят уподобиться тем, среди которых возвещают, а сам пир уподобить заурядной вечеринке – тусовке, для которой не нужно ни, как верно сказал Владимир Бирюков, ни благоговения, ни смирения, ни малейшего уважения к хозяину. Ведь даже «злые» из притчи, получив нарядный хитон в преддверии пиршественного зала, преобразившись через покаяние и благодать, возлежат на пиру как желанные гости. А здесь как бы говорят – да ладно, у нас всё будет по-простому, оставайтесь самими собою, там вообще все свои, будет клевый тусняк… И здесь уже речь идет о сознательном введении в заблуждение со стороны «миссионэров» – о соблазне, предлагаемым ими, как ни крути малым сим. Таким образом, стоит говорить не о том, что проповедь среди молодежи (разной) не нужна вовсе, а о том, что учение Церкви, ее Традиция, ее культ, если угодно, таковы, что от них – вновь прибывающих – потребуется в качестве вступительного билета полная и безоговорочная капитуляция. Сиречь, отказ от грязных джинсов на пиру.

Артур / 21.07.2010

38. 36.Олегк

"А кто говорил что нужно ? Потом ... Царь пощел посмотреть на гостей..." Царь и говорил... или ПисАния не знаете? Олег, Вы случайно в собственном соку не переварились?

37. ///

Артур...Это же ангелы привели на пир того которого потом во тьму внешнюю отправили ... АНГЕЛЫ... Можно нам ангелам пенять за то что не тех привели ?

Аноним / 20.07.2010

36. ...

Перестал вас понимать... А кто говорил что нужно ? Потом ... Царь пощел посмотреть на гостей... ЦАРЬ. А не гости сообщая выдали царю некоторых, не соответствующих общим вкусам собравшихся...

Олегк / 20.07.2010

35. 34. Олегк :

Это к тому, что объявление о пире не означает, что нужно затаскивать на этот пир упирающихся или тех, кто совершенно ясно заявляет, что он ни при каких обстоятельствах не снимет грязные джинсы. Потому что лучше для человека повременить с пиром, чем, явившись в джинсах, быть выброшенным вон во тьму внешнюю, туда, где плачут и скрежещут зубами

Артур / 20.07.2010

34. ....

На последние два сообшения не знаю как ответить... Знаю, помню... Что из-за того что кто-то наплевав на все явился в грязных джинсах на пир, из-за этого не выполнять повеление Божие ? Ведь даже среди апостолов завелся Иуда.

Олегк / 20.07.2010

33. 31. Олегк :

Олег, Вы же помните, что случилось с теми, кто на пир явился не в вечернем хитоне, а в своей обыденной одежде...

Артур / 20.07.2010

32. 29. Олегк

«Зазывание», «референтность», "призывание", слова-то какие?! А как насчет благоговения? Знакомое слово?

31. ///

Вообще не я ввел это словцо "зазывание" а вы, ну да ладно, а слуги на брачный пир по всем перекресткам что делали ? Ну как вы это опишете ? Поэтому давайте говорить "призывание"... Как насчет "Приидите..." ? Кому нужны безучастные свидетели которых ни к чему не приглашают, никуда не зовут ?

Олегк / 19.07.2010

30. 29. Олегк :

Думаю, икона - это свидетельство. Там нет ни приглашения, ни тем более, зазывания. И ради улыбки – два Ваших взаимоисключающих положения (выделено мной –А.):

Соответственно не должна ли Церковь стараться [b]всеми доступными способами приобрести в глазах молодежи наивысшую референтность ? [/b] … но никто и не говорит что Церковь должна вприсядку пуститься ради обретения референтности...

Артур / 19.07.2010

29. Артуру

конечно... сама суть иконы как явления выражает желание стать референтным... Потому что в этой референтности - спасение нас с вами... слово референтность не несет в себе никакого унизительного оттенка скорее нейтральный... обратной тенденцией будет скажем - оттолкнуть, или остаться навеки черным ящиком ... другой вопрос что есть иконописные каноны... но никто и не говорит что Церковь должна вприсядку пуститься ради обретения референтности...

Олегк / 19.07.2010

28. 27. Олегк : ...

Олег, Вы видели где-нибудь в хорошей православной иконе выражение желания обрести референтность среди кого бы то ни было?

Артур / 19.07.2010

27. ...

Мы же говорим про нецерковных старших ? Название статьи. Что они могут сообщить своим духовным карликам которых они по хорошему уже упустили. о.Олег им соответственно и отводит роль - наслаждаться блаженной старостью и потихоньку воцерковляясь готовиться к смерти. А для их детей "Церковные старшие" кто такие чтобы они их слушали про послушание и смирение ? Нереферентны. Соответственно не должна ли Церковь стараться всеми доступными способами приобрести в глазах молодежи наивысшую референтность ?

Олегк / 16.07.2010

26. 23. Олегк :

Тогда возникает законный вопрос а что современные старшие имеют сообщить своим детям ?

Как это что? ))) Вы сомневаетесь в том, что "современным старшим" в Церкви есть чему научить юных? Хотя бы смирению, уважению к Традиции и авторитету Церкви. И если для кого-то буруны гормонов составляют неодолимое препятствие, таковых, после нескольких увещеваний оставить. Семена посеяны, может и взойдут со временм. Но, во всяком случае, не искать с ними компромисса в вопросах вероучения и не обольщать видениями той высокой роли, которую им якобы надлежит сыграть: мол, Церковь лежит в руинах - придите и восстановите её! Если не вы, то кто же!

Артур / 16.07.2010

25. ///

Но я же не знаток личной жизни церковных активистов... Это среди них встречаются "духовные карлики и чудовища... бродяшие по дворам стаями и пугающие жителей" ? Тогда кранты. Вспомнилась история когда старика-золотаря спросили когда он собирается передать семейный бизнес сыну... он ответил ... еще молодой - слишком горячий... может все дело загубить...

Олегк / 16.07.2010

24. Сергей (от молодежи)

Я не знаком лично с о.Олегом, однако те мысли, которые он высказывает в этой статье относительно молодежи очень распространены в нашей Церкви. Конечно, в основном, среди наших родителей (я имею в виду поколение 60-х) и мой протест направлен только против этой точки зрения, а не против о.Олега (много слышал о его трудах и подай Господи ему сил дальше трудиться на этой ниве). Основная проблема наших родителей в том, что не хотят услышать и понять своих детей. Отец Олег в этом сам признается: Мы не понимаем их, они не понимают нас. А почему не понимают? - потому что не хотят понять. Они не понимают почему дети становятся теми самыми блудниками, наркоманами, погружаются в компьютер. Они искренне удивляются когда узнают что их чадо курит или выпивает или становится наркоманом. Они искренне удивляются когда видят что их ребенок уходит из храма (о.Олег уже не удивляется раз статья так названа). А любой ребенок знает почему так происходит, только никто его не услышит, потому что родители не хотят это услышать. Мне жаль вас, наши родители. Очевидно, у вас было нелегкое детство. Но те времена безбожия прошли. Советский союз кончился. И ваши дети уже не те, какими были вы. И вам надо наконец это осознать, иначе ужасный разрыв поколений который мы сейчас видим не будет преодолен. Вы так и не сможете понять нас, не сможете быть нам настоящими родителями (появилось новое слово - биологический родитель), не сможете выполнить свой родительский долг, будете как бы мертвы для нас, а мы не будем чтить и уважать вас, тем более слушать то, что вы нам говорите, будем раздражаться и при первой возможности будем скидывать вас на свалку. Давайте разбираться. Встанем на точку зрения о.Олега и признаем всю молодежь (в статье нигде сказано что речь идет именно о неблагополучной части молодежи: наркоманах, из неполных семей и т.д) такой как в статье написано: блудниками, духовно невменяемой, наркоманами, игроманами и т.д. А дальше зададим себе вопрос: а почему они стали такими?? Из статьи о.Олега получается так, как будто такова природа молодости как будто кроме блуда ей больше ничего не свойственно и с этим нельзя ничего поделать. В этом, пожалуй, заключается новизна статьи, обычно более распространен ответ: это влияние современной культуры, телевизора, пропаганды разврата. Так или иначе, вы признали современную молодежь не пригодной к исправлению и бросили ее до исполнения 35 лет (кстати, такова средняя продолжительность жизни наркомана, если он начнет употреблять в 20-25 лет). И в этом заключается страшная ложь и лицемерие с вашей стороны. На словах вы говорите что переживаете за молодежь, улыбаетесь видя в храме благочестивого юношу, а на деле вам совершенно безразличны ее проблемы, искушения. Вы делаете вид, что ничем не можете помочь нам, хотя в глубине души вы со страхом признаетесь что это не так. Вы не находите слов для общения с вашими же детьми, вы видите что чадо взрослеет, изменяется не в лучшую сторону но то по какому то страху, то по малодушию боитесь с ним заговорить о его проблемах. И продолжаете делать вид что ничего не происходит, что все так и должно быть, пока в один прекрасный день не окажется что ваш сын - наркоман. В это время на голову, совсем еще ребенка сваливается куча проблем. С одной стороны окружающая среда (та самая развратная) требует жесткого подчинения (ребенок больше смерти боится быть белой вороной, не таким как все), с другой стороны родители начинают жестко пресовать с ремнем в руках, изо всех сил добиваясь, чтобы их ребенок не курил, не пил, а трудился, трудился, трудился (самих родителей так воспитывали - тут в комментах предлагали на БАМ или на картошку... бедные родители). При этом родителю совершенно не интересно, что думает, о чем переживает их ребенок, какие у него проблемы. Главное что сыт, не колется, не пьет, не курит, не гуляет. Т.е заботы на уровне забот о собаке: кинут ей кость, посадят на цепь, значит в ближайшие пару дней не сдохнет. На этом этапе теряется связь между родителями и детьми. И что же остается делать детям?? Кричать о помощи, но как?? А!! вспоминают они, в детстве, когда мы болели о нас начинали заботиться, спрашивали что у нас болит, приносили нам молоко с медом в кровать и это подсознательно у них отложилось. А еще родители постоянно твердят, чтобы мы не кололись и не пили, значит на это они не смогут закрыть глаза. И действительно, как только родители узнают, что их ребенок наркоман, сразу появляется некоторая озабоченность, чадо начинают лечить, водить к духовникам, и вообще вроде как заботиться. Да, мои дорогие родители - наркомания, блуд, алкоголизм, а уж еще ярче - компьютерные игры и совсем уж крик души - самоубийство все это сигнал СОС вам. И как же предательски подло с вашей стороны не замечать всего этого, делать вид, что это проблемы молодежи раз она такая неисправимая. Кто-то не доживет до 35, кто-то сделается духовным инвалидом, кто-то чудом с помощью Божией пройдет через все это. Но доверия, уважения, любви к вам уже не будет - это никогда не забудется когда вокруг тебя было много "доброжелателей", любящих родителей, и никто из них не обратил внимания на то, что тебе невыносимо тяжело жить, когда ты стоял на краю крыши своего дома и думал о том, что можно одним шагом прекратить все свои страдания и только оставшаяся любовь к вам (ласковая мама в детстве, стоящая с кружкой молока с медом, когда ты болел) останавливала сделать этот шаг. Задумайтесь дорогие родители о моих словах, встретьте вашего сына, приходящего из школы с улыбкой на лице (даже если он уже носит майку с бесовскими рожами на груди), спросите его какая музыка ему нравится, познакомьтесь с его друзьями, пусть интересы вашего сына будут вашими интересами, станьте ему старшим другом (никакого панибратства) и тогда ваш ребенок станет вас уважать, а затем и подражать вам. Задумайтесь мои родители где сегодня собирается православная молодежь. Она собирается там, где ее слушают, где их проблемы также важны, как и работа в 40 лет, как и квартирный вопрос, как и неоплаченный кредит. К тем же кто делает вид, что никаких проблем у молодежи нет, что она сама во всем виновата, что их природа - суть блуд, тем и они отвечают они тем же - выкидывают родителей на свалку.

Сергей / 16.07.2010

23. ...

Постойте, постойте, а как надо ? ... Неужели ... Дырку вам от бублика - а не Христианство. Но шутки в сторону. С одной стороны духовная невменяемость и буруны гормонов, духовные карлики и чудовища в погоне за блудом, напоенные грехом кости - с другой готовность "молчать и слушать, молчать и слушать." Это примирение непримиримых противоположностей ? Так как изобразил это о.Олег это никак не сочетается. Это неисполнимо. Т.е. это статья о том что дети должны слушаться родителей и вообще старших ? Тогда возникает законный вопрос а что современные старшие имеют сообщить своим детям ? Я согласен с тем что дети это духовно невменяемые, которые не могут без руководства, и это постоянно надо помнить. Дети взрослеющие - что кони свирепеющие. Но все таки программа должна быть какая-то, как по вашему ?

Олегк / 16.07.2010

22. 21. Олегк : Артуру

На картошку – оно для Церкви безопаснее, чем в иерархи ))). Фактически речь идет не о том, чтобы вовсе не обращать проповедь к молодежи, а о том, чтобы не вербовать среди молодежи эдаких активистов, которые (в силу черт, присущих юности) мгновенно начинают считать себя вправе усматривать в Церкви несовершенства и непременно с ними бороться. Переиначивая известный призыв Дж.Кеннеди к молодежи, можно сказать, что: «Не торопитесь искать, что вы можете сделать для Церкви! Думайте о том, что Церковь может сделать для вас!»

Артур / 16.07.2010

21. Артуру

Это я видел. Но не пойму до конца с кем спорит о.Олег ? Не в пустоту же он это сказал. Рекомендую обратить внимание на абзац в котором говорится что духовно невменяемые молодые люди идут в жизнь: во власть, в бизнес, и даже в религию. К этому абзацу и относится мой вопрос - а куда их ? На картошку ? На БАМ ? В сундук под замок ?

Олегк / 16.07.2010

20. 5. Олегк :

Не совсем понял. Если молодость есть время накапливания грехов стало быть именно на это время надо отпустить вожжи, накапливать грехи и спокойно ждать благодатных 45-50?

Что ж непонятно? Отец Олег ясно пишет:

Следовательно, программа миссионерской работы среди молодых людей не должна превращаться в апологию юности, как самого страшного периода в жизни каждого человека.

Это означает, что именно это время – это время [b]молчаливого[/b] внимания слову Божьему и Церкви. А вместо этого духовная незрелость, соединенная и с внутренним и с внушенным извне убеждением, что юность всегда права («В своих дерзаниях всегда мы правы!»), бросается реформировать в Церкви всё и вся сообразно собственным представлениям. Грубо говоря, в отношении юности уместен такой посыл: «Вы должны молчать и слушать, молчать и слушать что вам говорят!», а вместо этого им говорят: «Христианство – это ваше! Христианство – это круто! Вам жить – вам и решать, что в христианстве хорошо, а что может быть еще лучше!»

Артур / 16.07.2010

19. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей»

А кто пойдёт к пожилым? Такие же пожилые? Почему делается ставка на молодёжь? Потому что они активны и при правильной организации работы - готовы не только благовествовать словом , но и делом - заботясь о пожилых! К тому же работа с молодёжью явно помогает им пройти "страшный" период взросления - без серьёзных ошибок!

18. Исайя 9:17

в абзаце про страшную юность вообще не в тему

jill / 16.07.2010

17. Сергею, 15

А некоторые миссионеры, наоборот, считают, что там где нет молодежи -- нет миссии. А среди пожилых и миссионерствовать бесполезгл, т.к. все они совки, закаменевшие в своей идеологии... Истина же, представляется, лежит, как всегда, где-то посередине...

Люмпен / 14.07.2010

16. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей»

Не спешите, Сергей, выносить вердикты батюшкам - это от горячности, а не от рассудительности. Лучше прочитайте продолжение его слова о младости: http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/07/13/ne_nado_udivlyatsya_chto_molodye_lyudi_ostavlyayut_hramy/

15. Очень жаль...

Очень правдивая статья, действительно молодые люди нашей Церкви не нужны. Вся эта беготня и приседание, нарочитая озабоченность вокруг молодежи обычное лицемерие, это сразу чувствуется. Реально нашим родителям просто нечего сказать нам, нечего передать. По статье вся суть молодости:

На ум приходят такие слова «Кости его напоены грехами юности его и с ним лягут они в прах»

, и это все что вы можете сказать нам, вашим детям! Ну что же, мне очень жаль, что вам больше нечего сказать нам, вашим сынам и дочерям. Мне жаль что ваша юность была настолько греховная, многие мои друзья пожалуй вас превзошли. Придя в Церковь в 18-20 лет с помощью Божией многим из них удалось сохранить девственность (в статье только этот грех рассматривается), пройдя сквозь искушения. Очень странно видеть такую статью из уст о.Олега Стеняева. Батюшка, ваш близкий сподвижник, мученик о.Даниил Сысоев смотрел на вещи совсем по-другому, у него было что сказать и передать нам. Он не жалел для нас времени и сил, отрывая их от своей семьи, сидел с нами до самой ночи, разбирая Священное Писание. Или тех молодых миссионеров, которых он готовил вы тоже причтете к духовно невменяемым?? Мне очень-очень жаль мои старшие братья и сестры слышать от вас такие комментарии и отзывы о молодежи. Мне очень жаль, что наши нужды, наши проблемы, наши мольбы не будут услышаны вами, что всю нашу суть вы определяете как блуд, и все решение наших проблем видите в труде. Вы понимаете, вы нас просто бросаете, как бросает мать своего ребенка в роддоме, и не видит в этом ничего плохого. Чтоже остается нам делать?? Идти ширяться по подворотням?? Нет, Господь нас призвал к себе, а мы своих друзей, там оставшихся в миру, в пожаре искушений не бросим, мы будем за них бороться. Ну а вы сами смотрите, как бы вам от слов своих не осудиться. P.S. Ну, Слава Богу у нас в Церкви есть заботливые отцы, они нас не бросят : о.Максим Первозванский, о.Алексий Уминский, и многие другие.

Сергей / 14.07.2010

14. В. Семенко, пост 3

Дорогой Владимир! Наверное, Вы не очень хорошо знакомы с проповедями о. Олега. Слава Богу, они изданы и на дисках, и в печати. Поскольку я их немного читала, то замечу, что "Рубикон" о. Олег перешел давно и безвозвратно. Статья, предложенная нашему вниманию - очень мудрая и дальновидная, но далеко не самая острая. Знаете, в чем сила о. Олега? Ему абсолютно, ну совершенно наплевать, кто что о нем скажет. Как говорится, батюшка делает, что дОлжно, а там будь что будет. Потрясающая черта. От глубокой нелицемерной веры она исходит. Этого хочется пожелать и Вам, Владимир. Не политизируйтесь, не надо! Не вникайте, кто на Вас обозлится, кто волчком завьется, а кто публично отомстит. Делайте, что должно, делайте спокойно, а мы еще более усердно будем молиться за Вас. За Вашу душу и за Ваше золотое перо.

Ирина Фр. / 06.07.2010

13. если на пожилых

Интересный конечно подход у батюшки - первый раз такое слышу. Но тогда, тем более... Если "ставка" на пожилых людей, тем более, имеет смысл начинать объективно разбираться в вопросах советского периода нашей истории, который данные люди и создали. Все должно быть честно. [i]эпоха разбоя и разрушения, унесшая миллионы невинных жертв[/i] [i]зараза коммунизма неуничтожима до Второго Пришествия Господа. Ведь корень этого зла в сатанинской зависти. Она часто называется чувством социальной справедливости[/i] [i]все население СССР жило в нищете. Даже члены ЦК КПСС жили хуже чем рядовой менеджер сейчас. Зависть – мать коммунизма[/i] Единожды солгав, кто вам поверит. Как честному человеку советского поколения следует воспринимать подобного рода выходки, да и сам ход этих рассуждений? Более того, человек может ведь сказать в своем сердце: "ну вот, теперь я отчасти и понимаю - за что эту религиозную публику когда-то репрессировали ".

12. По пОсту 11

О! "Молодежь надо воцерковлять за делом, а не в безделье."

11. О. Олегу

Спаси Господи. Удивительно трезвый и равновесный текст. Мы во многом совпадаем. Молодежь надо воцерковлять за делом, а не в безделье. Удивительно трезво Вы обозначили проблему юности: "От юности моея мнози борют мя страсти". Все верно. Но в то же время юности надо давать и иное - понятие о том, что возможна и другая юность - не нынешняя разнузданная, а девственная, чистая. Меня всегда поражал фильм: "Баллада о солдате". Какая чистота отношений между Алешей Скворцовым и Александрой! А между тем это во многом - правдивое отражение той жизни, той чистоты отношений. В приходе свят. Петра митр. Московского, рядом с моим домом была одна прихожанка, Нина Дмитриевна, блокадница. Уже после ее кончины я узнал, что у нее был жених, летчик. Он погиб во время войны. Она так и не вышла замуж, хранила ему верность. И таких девушек было много. Вот об этом надо рассказывать нынешнему поколению, о том, что их способ существования - не единственный, тем более - не единственно возможный, а по большому счету - погибельный.

10. Присоединяюсь к благодарностям, о.Олегу!

Присоединяюсь к благодарностям, о.Олегу! Бог да помилует уповающих на милость Его!

9. агитпроп вызывает отвращение.

Нужно определиться - кто и что подразумевает под словом миссия. Если "миссия" - бегать хвостом за неформалами, типа: "мы свои, ребзя, мы свои, мы такие же как вы", то это не миссия, а надругательство над достоинством Церкви, и никаких "молодых" это в Церковь не приводит, ну разве что позабавиться, развлечься. Молодым нужны - труднодоступные светлые Вершины. Уважать будут только за правду. А агитпроп это не для Церкви, он всегда и у всех вызывал только отвращение.

8. Re: Олегк

Олег, зато у меня есть другой опыт. Родители в возрасте около 75 лет благодаря своим детям пришли к вере во Христа, вопреки своей жизни во время советской власти. И эти дети тоже пришли к вере в своем зрелом возрасте. К сожалению у нас крайне мало семей, в которых воспитание в истинной вере происходит с детства. Поэтому есть надежда и возможность того, что в ближайшем будущем благодаря воцерковленным людям среднего возраста выростет богобоязненное поколение. О. Олегу низкий поклон.

Александр / 01.07.2010

7. ....

А если не вести миссию среди молодых то скоро и пожилых не станет - все будут помирать молодыми от буйной жизни...

Олегк / 01.07.2010

6. Re: Олегк

Должна быть одна единая миссия для всех - вот думается об этом у автора.

ЕДИНАЯ миссия для всех невозможна. Все люди разные. Тем более велико отличие пожилых людей от молодых. Никто не спорит, что духовную жизнь лучше начинать в молодости. Конечно, кто начал в молодости, тому в старости будет легче. Но скажу Вам, исходя из личного опыта, в молодости это сделать крайне трудно. Особенно если нет соответствующего воспитания. Я также видел многих людей с хорошим воспитанием, но потом, в юности у них все равно крышу срывало. Конечно и им нужна проповедь, но успех ее скорее всего будет очень скомным. Лучше подойти к этим людям чуть попозже. Короче, о. Олег не отрицает миссию для молодых. Он просто говорит, что пожилым миссия более важна, так как им скоро помирать. Еще он пытается Вам сказать, что миссия для молодых - очень трудное дело и не каждому миссионеру под силу.

Денис К. / 01.07.2010

5. ....

Не совсем понял. Если молодость есть время накапливания грехов стало быть именно на это время надо отпустить возжи, накапливать грехи и спокойно ждать благодатных 45-50 ? Думается не об этом хотел сказать автор. Попытался бы автор гуманитарную программу моей бабушке двинуть когда ей было 90 когда она оглохла и страдала непроходимостью пищевода. При этом священника не пустила бы на порог под дулом пистолета. Вообще я опечален именно этим противопоставлением - случайно ли оно вышло или намеренно. Потому что у Святых Отцов можно найти премного советов начинать жить духовной жизнью именно в молодости а не оставлять ее на потом когда и силы уже не те и пузо и одышка и грехи утолщились в три обхвата, и взгляды на жизнь сложились соответствующим образом. Не знаю почему на миссию для пожилых (самой идее можно только порадоваться) надо заходить с отрицания миссии для молодых ? И вообще на чем основано это деление ? Миссия для пожилых ? Миссия для молодых ? Для молодых надо писать также как и для пожилых. Должна быть одна единая миссия для всех - вот думается об этом у автора.

Олегк / 01.07.2010

4. есть надежда

В.Семнко : 2010-07-01 в 19:18 Разделяю Ваше опасение, но и радуюсь, - все больше голосов против: "больной хоть и болен, но есть надежда на выздоровление…"

А. Андреев / 01.07.2010

3. Простое обезьянничание

Полагаю, прав батюшка «на все сто». Брать Церкви пример с едросов и их проектов типа «нашистов» негоже. У них глаза зашорены, -сути проблемы, а точнее беды русской не видят, - и идеи общества потребления покоряют последние островки сопротивления, пробираясь и за церковные ограды

А. Андреев / 01.07.2010

2. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей»

Отличная проповедь, как всегда у Вас, блестяще подкрепленная опорой на Священное Писание. Только теперь Вы, дорогой отец Олег, перешли свой Рубикон, стали личным врагом некоторых людей. Такое несоответствие "генеральной линии" они Вам не простят!

В.Семнко / 01.07.2010

1. Re: Протоиерей Олег Стеняев: «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей»

Отлично! Как всё правильно! Спасибо о. Олег! Поддерживаю вас всей душой! Сама так всегда думала... Именно поддержка пожилых прихожан... и привлечь к этому церковную молодёжь. А то их сейчас в основном больше развлекают, как в миру, то поездки, то лагеря, то какие-то вечера и встречи, это, конечно, тоже нужно, но на чём им учиться христианской любви тогда? Только при помощи заботы о ближних. А ближние - вот они, рядом стоят на Литургии. (А часто уже и в храм-то нет сил прийти). И это действительно очень насущный сейчас вопрос, стариков заброшенных сейчас много, и больных, и инвалидов, и малоимущих и одиноких, которым тоже помощь и поддержка человеческая нужна. Таких ведь и среди постоянных прихожан много, только вот кто им помогает и знает о них? А ведь именно забота и помощь друг другу может оказаться тем реальным делом, которое сплотит приход в общину. Не только совместные паломничества, или стояние рядом на службах, а именно реальные дела милосердия друг ко другу - это то, что может сплотить людей. И это и будет настоящим братолюбием, без которого мы - не Христовы. И это и будет самой настоящей миссией не на словах, а на деле, когда люди будут говорить: "Смотрите, как эти Христиане любят друг друга". И сами захотят прикоснуться к этой Любви!

Татьяна / 01.07.2010
Олег Стеняев:
Вряд ли христиане смогут собраться на Вселенский собор
Предложение апостольского нунция в РФ архиепископа Челестино Мильоре преждевременно
11.12.2019
Зарождение либеральной тирании
Британского христианина Дэвида Макерета уволили за то, что он отказался назвать женщиной мужчину, сменившего пол
11.10.2019
«Церковь должна выработать какие-то нормы поведения для христиан в интернете»
Об инициативе архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби, который представил «девять заповедей» поведения в социальных сетях
14.09.2019
Все статьи автора
"Какой должна быть миссия"
В Китае возрастает внимание к Православию
Учитель истории Тимофей Балыко предложил включить темы по китайским новомученикам в учебники по истории
08.01.2020
«Веселиться и радоваться без алкоголя – это реально!»
В Тюменской области третий год подряд прошла акция «Встречаем Новый год — трезво!»
03.01.2020
Протоиерей Виктор Горбач: Дебют акции оказался успешным
В первый день года молодые сахалинцы пробежались по «Муромской дорожке»
03.01.2020
Все статьи темы
"Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ"
Заседание Священного Синода на Валааме
Синод принял заявление о ситуации в Черногории, почислил на покой митрополита Никона (Васина), избрал иеромонаха Силуана (Никитина) епископом Петергофским и принял ряд других решений
09.07.2019
Страшный символ апокалиптических времен
Митрополит Митрофан (Баданин) о том, стоит ли освящать оружие массового поражения
27.06.2019
«Аборт — это всегда убийство»
На сайте Межсоборного присутствия опубликован проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»
25.06.2019
Митрополит Варсонофий: «Церковь должна быть везде, где есть люди»
В Санкт-Петербурге на заседании епархиального совета обсудили общецерковные документы, разработанные в Межсоборном присутствии
04.06.2019
Все статьи темы