Рассматривая вопрос о миссионерской деятельности, нужно с самого начала сделать акцент, обязательно опирающийся на Святую Библию, а она нам говорит вот что: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» [2 Кор.6:15]. Исходя из утверждения апостола Павла никакого. Отсюда и нужно нам исходить. Для меня, как миссионера с двадцатилетним стажем, сегодня приемлемы абсолютно все формы миссии, которые не напоминают собой дружбу между Христом и Велиаром. Главное - чтобы нам малых сих — простых прихожан не ввести в искушение и в заблуждение. А иначе не будет миссионерского успеха, а будет так как говорил Христос, "Аще кто соблазнит единаго малых сих... у не есть ему, да обесится жернов осельский на выи его..." (Мф. 18, 6). При такой результативности миссия уже не миссия, а антимиссия..
Подчеркиваю: приемлемо все, что не напоминает нам о возможности дружбы между Христом и Велиаром. Церковь не должна так низко опускаться, когда ради сомнительных миссионерских целей она идет на сближение с маргинальными группами, причем делает это открытым, официальным образом, что приводит к соблазну среди народа Божьего. Я думаю, что не все дозволительно делать публично. Когда наши миссионеры вступают в открытый миссионерский контакт с крайними, маргинальными группами, опозорившими честь русского человека и ничем не напоминающими о Христианстве, то это уже наверняка неправильно и более того крайне соблазнительно. Кто-то особо верующий может, конечно, проповедовать в публичных домах и на сходках сатанистов, но делать он это должен келейно, а не распиаривая свои подвижнические труды по всей сети и всему миру потому, как вреда от такой информации больше, чем пользы.
На вопрос о критериях оценки миссионеров скажу так: единственно верным критерием оценки работы миссии и миссионеров должны быть реальные новые православные приходы. Твердые, стабильные приходы, в которых нет безобразных проявлений, в которых ни над кем не издеваются духовно, в которых не изгоняют священников и не умаляют их священническое достоинство и т.д. Хороший приход - это единственный критерий успешной миссионерской деятельности миссионера.
Для частных лиц, занимающихся миссионерской деятельностью, также должны быть критерии. Это конкретные люди, которых миссионер привел в Церковь, которые твердо стоят во Христе Иисусе. Любой успешный — благословлённый Духом Святым миссионер знает всех тех людей, которых он привел в Церковь. Конечно, бывают нюансы, когда невозможно исчислить число людей, которых тот или иной миссионер привел к Господу. Несколько лет назад Свято-Тихоновцы приезжали к нам с концертами, с миссионерскими беседами, я возил их по отдаленным северным приходам нашей епархии, и я им очень благодарен, потому что они помогли мне создать имидж культурной, очень интеллигентной Русской Православной Церкви. Они поведали людям много интересного и полезного для спасения. Конечно, эти добрые миссионеры не смогут нам сказать, сколько точно человек они привели ко Христу. Но работа таких людей очень важна в наше время. Я вижу, что приходы, в которых они работали, стали сильнее, интеллигентнее, у прихожан возросло стремление к самопознанию, а вера в Истинного Бога усилилась. Это то, что нам и требовалось. Такие случаи, конечно, бывают. Но, подчеркну, деятельность постоянно действующего миссионера измеряется конкретными людьми и приходами. Кем бы был свт. Николай Японский, если бы сейчас в Японии не было православных храмов? Кем бы был свт. митрополит Иннокентий Московский, если бы на Аляске не были построены православные храмы? Я таким же образом всегда подхожу к этому вопросу. Есть приход - есть работа, нет прихода - нет работы.
Уверен, что настоящий миссионер на сто процентов знает, сколько людей он привел к Богу. Эти люди обязательно его поблагодарят, ему регулярно пишут письма, встречаются, жаждут продолжения христианского общения. Миссионер не знает своих духовных детей только в том случае, если он волею божественных судеб находится где-нибудь в заточении, в башне, когда к нему нет доступа. Но и то - иногда в таком случае ему передадут записки от неофитов и возросших с благодарностью.
Другое дело, что нам, и вообще всем окружающим миссию людям, трудно достойно оценить и классифицировать деятельность того или иного миссионера. Мы от недопонимания ситуации иногда подменяем понятия. Мы видим, что часто просто активная писательская или лекторская деятельность в нашем обиходе называется миссией, хотя это совершенно и не миссия, а учительский труд, направленный на людей, растущих в Боге, возвышающихся в вере, уже пришедших ко Христу благодаря другим людям, благодаря простым батюшкам, которые привели этих людей к Богу. Деятельность подобных туженников - разъяснительная, учительская, конечно же, тоже крайне необходима, хотя назвать её в полной мере миссионерской нельзя, но только учительской, а потому и возлагать на учителей миссионерские апостольские критерии и правила совершенно неприемлимо. Мы так подменяем понятия, что теперь миссионерами стали называть, награждать и восхвалять просто опытных риторов, а не тех, кто на протяжении десятилетий проезжает по двадцать раз вокруг неосвящённой Евангелием земли в поисках новых людей для Спасителя и спасения. Наверное, такой подход к оценки миссии неверен и от него стоит дистанцироваться.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии, специально для «Русской народной линии»