itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игумен Августин (Анисимов): «Я нигде ни в одной аудитории не видел обратной связи»

Наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря считает, что сегодня между миссионером и аудиторией нет взаимопонимания

Миссионерская деятельность  Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)  ДелоРус 
0
1041
Время на чтение 6 минут

29 января сего года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Русская народная линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор тем, вынесенных на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. Своим видением данной проблематики поделился наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов) (ранее свое мнение о миссионерской деятельности высказали протоиерей Георгий Городенцев, протоиерей Вячеслав Пушкарев, игумен Лука (Степанов), иеромонах Макарий (Маркиш) и диакон Владимир Василик).

Русская Православная Церковь, в первую очередь в России, на Украине, в Белоруссии оказалась в особом состоянии. Она оказалась перед лицом населения, которое не прошло два важнейших аспекта: катехизацию и воцерковление. На сегодняшний день население, которое пришло в Православную Церковь, которое само себя считает членами Церкви, выучило молитвы, знает, как стоять в храме, знает, как назвать свои грехи, участвует в крестных ходах. Я как миссионер имею общение в разных регионах, в Крыму, в Севастополе, в Киеве, бываю в монастырях и в самых различных аудиториях - в образовательных, научных и политических. И я вижу, что фактически все те люди, которых мы сегодня видим через СМИ, через участие в каких-то международных проектах образовательного и научного характера, которые затрагивают темы, связанные с Церковью, Православием, святостью и даже церковной архитектурой, не только не владеют церковной терминологией, но и не живут в Духе Церкви.

На сегодняшний день это население находится опосредованно по отношению к Церкви. Я нередко наблюдаю, как человек, послушав замечательную хорошую проповедь, выходит из храма и тут же забывает о ней. На сегодняшний день для церковной иерархии, для епископата, духовенства, диаконов, даже в какой-то степени для регентов, а также для преподавателей духовных учебных заведений, стоит такая важная задача: как провести катехизацию, а для духовенства - как провести воцерковление населения. Здесь есть два важнейших аспекта - это рассуждение и понимание. Если те люди, которые сегодня придут в Церковь, начнут рассуждать и понимать по-церковному, на основании Закона Божьего, на основании заповедей Божиих, тогда можно говорить, что Россия приняла новое крещение и в этом крещении она прошла катехизацию и воцерковилась.

Мною сказано в разных аудиториях в разных регионах пространства бывшего Советского Союза тысячи проповедей, и хочу сказать, что я нигде ни в одной аудитории не видел обратной связи. Так мне посчастливилось в жизни, что довелось везде побывать: в тюрьмах, на зонах, в женских колониях. Мне пришлось исповедовать людей, приговоренных к расстрелу, довелось бывать в армии, начиная от проводов новобранцев и заканчивая выступлениями во многих военных академиях. В образовательной среде мне довелось пройти аудитории всех уровней от дошкольного образования до профессиональной высшей школы. Я выступал в министерствах, академиях, университетах и институтах, но я везде вижу одно и то же: аудитория прекрасно слушает, все вроде бы хорошо, но тот диапазон времени, который мне дан для выступления в той или иной аудитории, совершенно недостаточен. Как правило, не хватает регламента времени, необходимого для того, чтобы аудитория вошла в рассуждение и в понимание. Так что важным моментом является отсутствие обратной связи.

Если мы начнем беседовать с теми людьми, которые считают себя членами Церкви и даже членами конкретного прихода, о том, что они знают, чем владеют, не говоря уже о том, живут ли они этим, то мы увидим, что этим они не живут. Мне кажется, что, подходя таким образом к сегодняшней миссионерской деятельности, мы, может быть, даже ответим на вопрос: почему свершилась революция и что случилось с российским населением. Я, будучи молодым человеком, когда пришел в Церковь около 37-38 лет назад, еще застал людей, которые родились до революции. Я их спрашивал, была ли у них вера крепкая в то время? Почти все говорили о том, что они в те времена даже не задавали себе вопрос о том, есть ли у них вера или нет. Они мне рассказали о том, что когда были посты, родители просто готовили постную пищу, о том, что они приходили в храм вместе с родителями и знали своё место в храме, и что они в то время не задавались вопросом, есть ли у них вера или нет. Но когда начались революционные события, эти люди легко отошли от этой веры. Я заметил по жизни, что среди детей тех священников, которые жили в 20-30-е годы, мало кто пришел в Церковь и имел горячую веру.

Сегодня понимание и рассуждение, мне кажется, являются базовым ответом на все наши национальные проекты в России, они сегодня затрагивают буквально всё. Мы видим, что сегодня рассуждение и понимание в российском населении, касающихся всех векторов нашей народно-хозяйственной жизни, совершенно не работает. Нынешняя система образования, даже государственная, не дает учащимся и студентам рассуждение и понимание. Поэтому сегодня церковная иерархия, в первую очередь ее высший эшелон, епископское звено церковной иерархии, должна это осознать и принять правильное решение по миссионерской деятельности. Если мы это осознаем и учтем опыт миссионеров, которые трудились до революции, а также опыт тех, кто за последние 20 лет что-то сделал в этой сфере и имеет свое суждение по данному вопросу, тогда, я думаю, Русская Православная Церковь, которая сегодня имеет свое присутствие практически во всех уголках земного шара, сумеет правильно выстроить векторы миссионерской деятельности.

Ещё я думаю, что сегодня, кроме тех встреч, которые бывают на всех уровнях государственной, общественной жизни с представителями Церкви, священниками или епископатом, необходимо включить образовательный процесс. Образование - это обучение и воспитание. В своё время мне приходилось выступать в научно-исследовательском институте МВД, когда его возглавлял Гуров, перед профессурой и преподавателями. После моего выступления у меня состоялся диалог с руководителями этого института. Сотрудники института мне тогда сказали, что к ним неоднократно приезжали священнослужители и совершали молебны, так вот им было стыдно присутствовать и стоять на молебне, так как они ничего не понимают, не понимают того, что читается во время богослужения, и какие действия совершает священнослужитель.

Сегодня крайне важно, чтобы представители Церкви умели говорить с любой профессиональной аудиторией на доступном, простом и понятном языке. Если мы будем пользоваться в разговоре со слушателями только теми терминами, которые обычно используются в духовных учебных заведениях, то я думаю, что мы не получим никакой обратной связи. Когда мы приходим к людям, отбывающим наказание или в армейскую среду, мы должны с ними говорить на их языке. Если мы приходим в преподавательскую среду, то мы должны знать профессиональный уровень этой среды и отрасль народного хозяйства, к которой готовятся учащиеся. Если мы не будем говорить с ними на их языке, например, проявляя знания химии или физики, когда это необходимо, то, наверное, у нас ничего не получится. Конечно, при работе с любой аудиторией есть базовый аспект - человеческий. Мы в любой аудитории должны видеть людей и говорить с ними на человеческом языке. Но иногда бывает, что восприятие человека, чаще всего специалиста, сильно зависит от того профессионального уровня, в котором он находится.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви проходит на различном языковом пространстве, наша Церковь присутствует, в частности, в Америке, Азии, Европе и Африке. Поэтому те, кто преподает, должны вызвать рассуждение и понимание у тех, кому они преподают. Тогда возможно мы достигнем того, что ожидает от церковной иерархии Святейший Патриарх Кирилл. Это человек, который всю свою жизнь посвятил миссионерской деятельности. Он сам прошел всевозможные аудитории, он всюду имел общение и всегда говорил на доступном языке. Я встречался со многими людьми в разных регионах нашей Земли, в том числе в Европе и на Ближнем Востоке, где мне приходилось разговаривать с теми людьми, кто был в эмиграции, и все они говорили, что им «понятно то, что говорит митрополит Кирилл», ныне Святейший Патриарх Кирилл. Поэтому замечательно, что сегодня высшие церковные иерархи ставят перед Церковью такую задачу. Я думаю, что если хорошо, внимательно, с искренним рассуждением и пониманием подойти к этой теме, то можно принять правильное решение.
Игумен Августин (Анисимов), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Августин (Анисимов)
Все статьи Епископ Августин (Анисимов)
Миссионерская деятельность
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Бойцы хотят проговорить важные для них вещи»
Священник Владимир Суханов рассказал, что военным госпиталям не хватает священников и сестёр милосердия
07.03.2024
Почему православный храм стал символом Зимних азиатских игр?
О Православии в Китае и «крестопаде» в России
06.03.2024
В гости к святому князю Владимиру
Поездки по храмам Находкинской епархии носят духовно-просветительский и миссионерский смысл
06.03.2024
«На Западе молодёжь видит в России альтернативу»
Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников Всемирного фестиваля молодёжи
04.03.2024
Все статьи темы
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии