(Ранее свое мнение о миссионерской деятельности высказали протоиерей Георгий Городенцев, протоиерей Вячеслав Пушкарев и диакон Владимир Василик).
В отношении границ церковной миссии, я бы сказал так: православная миссия не должна выходить за рамки традиции благовестия. Например, игровое кино никогда не было традиционной формой благовестия, сообщением Евангельских истин. Рок-музыка никогда не была стилем и способом православного миссионерства, благовестия. Не будем сейчас углубляться и мотивировать - почему, но признаем, что в любом случае - это не традиционно и явно выходит за рамки того опыта, который имеет Церковь. Поэтому все это, мягко говоря, рискованно, а грубо говоря, малодопустимо, поскольку имеет в себе больше разрушительного, нежели кажущегося созидательного эффекта.
На мой взгляд, миссия в современном российском обществе должна быть выстроена на основе образовательной системы. То есть миссия должна быть системной, а не просто хаотичной, эпизодичной, лагерной. А то, как бывает: сегодня здесь лагерь, завтра в другом месте, большой, престижный, сразу многие собрались, многие разъехались, известнейшие лица появились. Нет, в этом отношении нужна системная кропотливая работа. Система образования в нашей стране, какая-никакая, но есть. Поэтому духовно-просветительскую составляющую нужно прививать именно к этой системе образования на всех уровнях, начиная с детского сада, заканчивая магистратурами и аспирантурами. Это было бы, конечно, оптимальным направлением миссионерской деятельности сегодня, направленным, прежде всего, на молодежь. Опорой в этом по указанию Святейшего Патриарха Кирилла могут и должны являться теологические направления высшего образования, которые подготавливают преподавателей всех уровней, которые занимаются богословской наукой в рамках светского всероссийского образования. Поэтому выход я вижу именно в развитии кафедр теологии, их глубокой связи с местными епархиями, их научной значимости, их умении выстраивать жизнь самих студентов с активной развивающей, коммуникационной составляющей, то есть при постоянном общении с иными кафедрами, факультетами, ВУЗами каждого отдельного города, где есть кафедры теологии.
Направление миссионерской работы и особое внимание, усилия в данном направлении, было бы плодотворно. Конечно, мы знаем, что прямую реакцию на миссионерскую деятельность угадать сложно, поскольку «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется / И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Мы должны сделать всё от нас зависящее, а как отзовутся наши слова в сердцах молодых людей, и какое их количество охватят, Господь знает. Поэтому, я думаю, что успехом было бы, прежде всего, изменение сознания руководителей образовательных учреждений, министерств и ведомств, которые духовно-нравственной работой называли бы уже не балет, не участие в капустниках, агитбригадах и КВН, а сознательное вживление православного мировоззрения в систему образования, в систему воспитательной деятельности. Поэтому на первом этапе будем добиваться того, чтобы именно педагогические и руководящие кадры оказались бы катехизированы, просвещены в этом направлении. Потому что сегодня мера невежества руководящих и педагогических кадров в основах православного мировоззрения превышает все мыслимые и немыслимые пределы. А какие мы можем ожидать системные труды в отношении молодежи, если сами исполнители, руководители не сориентированы? Поэтому это было бы первым шагом, после которого можно было бы ожидать дальнейших результатов. Тогда, я думаю, если будет иметь место развитие системы, мы, несомненно, увидим, насколько плодотворнее в воспитательном отношении будет продвигаться работа.
Причем эта работа не должна ограничиваться культурологическим фактором или историческим контекстом жизни Церкви. Она должна, конечно же, открывать учащимся возможность благодатного общения с источником жизни, нравственности, морали, высокой культуры, с Самим Господом Иисусом Христом в таинствах Православной Церкви. Безумно отделять православное образование от того созидающего действия, которое осуществляет благодать в молитвах и таинствах Церкви. Это, конечно, может быть, революционный подход и по поводу него могут взвыть заскорузлые представители образовательной системы, которые занимают антихристианскую позицию. Но они не понимают, не хотят понять, что Православная вера - это не только объем знаний, но еще и объем благодатного общения с воскресшим Господом нашим Иисусом Христом. И нам теологам, которые действуют в области научной, не отрываясь от области благодатной, нужно, конечно, эту мысль и благодать доносить сначала до педагогических кадров, а потом и до молодежи.
Понятно, что подобная образовательная стратегия возможна только при осознании на высшем политическом уровне страны предназначения России, её идеи, её хребта духовного, значения Православной веры. Конечно, я говорю о максимальной, широкой программе. Сейчас же это осуществляется в малых формах, но, тем не менее, на нашей кафедре теологии работают и со светскими учителями, и с молодежью, и со светскими факультетами, которые имеют и техническую, и гуманитарную направленность, в которых теология не преподается, но в качестве курсов по выбору есть «Основы духовной безопасности» и «Священное предание». Так что педагоги и сотрудники нашей кафедры проводят постоянную работу. Мы работаем и с управленцами и с директорами школ, т.е. на базе нашей Рязанской области и города Рязани можно увидеть практическую реализацию того, о чем я сказал выше. Может, это кому-то покажется высокопарным и малореальным, но в регионах подобная политика уже может осуществляться, когда она поддерживается государственной властью на уровне областного правительства. А у нас, слава Богу, есть неформальный договор Рязанского министерства образования с Рязанской епархией. Есть совместные активные действия руководства университета, ректората и нашей кафедры в понимании общих задач по воспитанию студентов всего ВУЗа.
Обращение же именно к ярким кризисным явлениям, рецидивам молодежной жизни, всё-таки носит характер попытки спасения погибающих. А великим делом была бы профилактика. Ведь большинство молодежи относительно невинно и способно к воспитанию и перевоспитанию. Оно ещё остается в русле мало-мальски общепринятых человеческих ценностей, в русле образовательного направления, образования, но которое катастрофически разрушается Интернетом и нынешней распущенностью. И эта часть молодежи большая, нежели молодые люди, уклонившиеся от адекватного способа существования.
Конечно, надо пытаться заниматься и теми, кто уже погрузился в некоторую форму психической поврежденности (иначе ведь и не назовешь этих выкрашенных во все черное или повсюду проколотых молодых людей). С ними тоже надо работать. Но это крайне сложно и малоэффективно, потому что это уже глубоко пострадавшие молодые люди. Но есть ведь и те, которые ещё не столь проблемные, и наш долг обратиться к ним, простым школьникам и школьницам, студентам ВУЗов, причем обратиться системно, а не в рамках субботников по православному посвящению. Необходим именно системный, ежедневный труд, до которого нас теологов должно допустить российское министерство образования. Оно должно помочь развитию теологического образования, включить, наконец, теологию в список ВАКовских специальностей, дать возможность преподавать в ВУЗах священникам, которые получили образование в Духовных академиях. При решении всех этих вопросов будут осуществимы те задачи и методы миссионерства, о которых я говорил.
Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии, специально для «Русской народной линии»