После завершения войны в Косове в течение нескольких лет ходили слухи о том, что многие косовские сербы были убиты, а их органы проданы на черном рынке. Было начато расследование. И даже не одно, а три. Делом занимались компетентные органы Сербии, специальные комиссии ЕС, и Совета Европы. И каковы результаты? Как сообщил 27 мая интернет-портал радио и ТВ Сербии (РТС), ссылаясь на Би-би-си, согласно данным неких осведомленных источников, всем трем следственным группам якобы так и «не удалось найти достаточно доказательств даже того, что Освободительная армия Косова (ОАК) замешана в торговле органами».
Бывшая прокурор по военным преступлениям Гаагского трибунала Карла дель Понте в своей книге «Охота: я и военные преступники», изданной в 2008 году, пишет, что десятки пленных сербов были доставлены в «желтый дом» в центральной Албании, где они были убиты, а их органы изъяты и проданы.
Следствие же будто бы топчется на месте: с 2004 года якобы не было найдено никаких доказательств, что по оценке Би-би-си, наводит на мысль, что эта «история ни чем не обоснована».
Доклад Совета Европы должен быть обнародован в следующем месяце. Между тем, некие «эксперты» ожидают, что в докладе будут представлены новые политические требования к косовским институтам власти, а не возможные новые доказательства о преступлениях, совершенных в Косово.
Шеф группы Еулекс (полицейско-гражданская миссия ЕС в Косове) по военным преступления Матти Ратикаинен (Снова печальной славы финны: вспомним Мартти Ахтисаари!) утверждает, что никаких доказательств о торговле органами в Косове не существует. По его словам, спекуляции в СМИ по этому поводу никому не принесли ничего хорошего. Шокирующая история, привлекшая внимание общественности к предполагаемой торговле органами, касалась поиска более 1800 пропавших без вести и привлечения к ответственности виновных, напомнил Ратикаинен.
Журналисты Би-би-си провели собственное расследование, и нашли доказательства существования лагерей ОАК на северо-востоке Албании вблизи города Кукеш. И недавно полиция Еулекс задержала несколько лиц в связи с этим. По данным британских журналистов, нелояльных к ОАК албанцев допрашивали в гостинице в албанском городе Драч, а затем переправляли в Кукеш.
После войны в Косове американский журналист Майкл Монтгомери узнал от бывшего участника ОАК, что группа сербских и албанских заключенных была перевезена в Албанию. Три, из семи источников, от которых он узнал о торговле органами, называли ему так называемый «желтый дом» на севере Албании. Этого для Монтгомери, очевидно, было недостаточно как доказательств, и он передал свои материалы в Канцелярию по пропавшим без вести лицам и Миссии ООН в Косово (Унмик).
Следователи ООН и Гаагского трибунала во главе с Матти Ратикаиненом посетили «желтый дом» в феврале 2004 года. Там они обнаружили следы крови, а члены семьи, проживавшей там, дали противоречивые объяснения этому факту. На ближайшей свалке мусора нашли медицинское оборудование, которым можно было бы выполнять сложные медицинские процедуры. «Шаткие» доказательства разделили следователей по поводу того, следует ли продолжать расследование. Тем временем, два собеседника американского журналиста Монтгомери, который нашел первые доказательства, были убиты.
По данным Би-би-си, даже сербские власти, настаивающие на раскрытии этого дела, якобы кое в чем сомневаются: «Там что-то происходило, но нет доказательств, что это дело связано с ОАК».
Учитывая, что существует «очевидный» недостаток доказательств, специалисты советуют албанским властям все же подключиться к расследованию дела о торговле органами в Косове. Специальный представитель ООН Филипп Алстон заявил недавно, что не сомневается, что власти в Тиране «откроют двери» всем, кто заинтересован в расследовании этого дела. Он предложил албанскому правительству вариант независимого расследования, что должно устранить сомнения в его решимости расследовать это дело до конца.
Заместитель сербского прокурора по военным преступлениям Бруно Векарич заявил в интервью РТС, что дело о «желтом доме» находится по своей квалификации между военным преступлением и организованной преступностью. Он пояснил, что убийство намного легче доказать, чем торговлю органами. «В этом смысле дело о «желтом доме» относится и к компетенции Прокуратуры по военным преступлениям и Специального суда по организованной преступности», - подчеркнул Векарич.
Векарич отметил, что победой Сербии можно считать то, что ООН уделило много внимания проблеме лиц без вести пропавших в Косове. Также в следующем месяце Совет Европы должен принять доклад специального представителя Дика Марти о ситуации в Косове. Доклад также будет касаться проблемы пропавших без вести. Векарич напомнил, что в ходе недавнего посещения Белграда министром иностранных дел Албании Илиром Мета, последний выразил готовность, чтобы албанское правосудие провело независимое расследование о военных преступлениях.
В конце прошлого года сербская прокуратура сообщила, что нашла четырех важных свидетелей по этому делу.
Чем объясняется такая перемена в позиции Еулекс, о которой очень позитивно еще буквально неделю назад отзывался тот же Векарич? Как представляется, заявления чиновников Еулекс об отсутствии доказательств по делу о торговле органами в Косово, связаны со скорым принятием Международным судом правды (МСП) рекомендательного решения по поводу законности провозглашения косовской независимости. Если доказательства якобы отсутствуют, то трогательно опекаемое Еулексом Косово имеет, по мнению сторонников его независимости, лишний повод для этого. В качестве давления на МСП используется и очень кстати найденное буквально на днях «массовое захоронение албанцев» на территории Сербии. Следствие, можно сказать, еще и не начиналось, но все мировые масс-медиа уже раструбили на весь свет об «очередном доказательстве сербских военных преступлений в Косове».
Показательно, что те же масс-медиа не заметили странный, если не сказать больше, «срыв» Бернара Кушнера, в свое время возглавлявшего миссию ООН в Косове, когда ему задали вопрос о «желтом доме».
Между тем, белградская газета «Курир» опубликовала 12 мая материал, доказывающий причастность ОАК к торговле органами похищенных косовских сербов. Газета обвинила чиновников Еулекс и Унмик в прямой лжи. По утверждению газеты, существуют следственные документы, в которых конкретно указывается, где совершались преступления, куда отправляли похищенных и пленных, что с ними делали на каждом этапе, и куда были проданы органы.
«Курир» приводит отрывки из соответствующих документов Унмик:
Место инцидента: Сува Река
Время инцидента: июль-август 1999
Состав преступления: Похищение людей, убийства, торговля органами. Утверждается, что в течение двух месяцев сербские гражданские лица (в отдельных случаях военнослужащие и полицейские) похищались и переправлялись через границу в Албанию. Сборными пунктами были лагеря в северной и центральной Албании. Изъятие органов проводилось в клиниках вблизи Тираны. Органы продавались в Турции. [...]
Подозреваемые: Несколько, среди которых Рамуш Харадинай, Даут Харадинай, Джавид Эльшани, Даут Ляша, Алия Люляй, Ислам Кастрати и Шичури Челяй.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»