«Сейчас отношение к Федору Абрамову переживает довольно сложный момент. С одной стороны, это популярнейший писатель-классик, с другой стороны, тиражи его книг резко упали. Так, к примеру, тираж одной недавно вышедшей его книги - 5000 экземпляров, а двухтомник Абрамова вышел при поддержке Правительства Санкт-Петербурга тиражом всего в 1000 экземпляров», - заявил в интервью «Русской линии» известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала "Аврора" Николай Коняев, рассуждая о творчестве Федора Абрамова. Отметим, что петербургский писатель недавно написал книгу «Житие Федора Абрамова», которая в этом году выйдет в свет в московском издательстве «Алгоритм».
Как отметил Н.Коняев, «с одной стороны, Федор Абрамов становится ненужным, судя по тиражам, но, с другой стороны, когда читаешь его произведения, понимаешь, что более нужного, необходимого для нас писателя сейчас очень трудно найти». «А писатель этот не просто мало читаемый, но во многом непрочитанный именно нашим временем, которое должно его прочитать и должно сделать соответствующие выводы», - заметил писатель.
«Известна биография Федора Абрамова, простая и красивая. Вырос он в крестьянской семье, после школы поступил в Университет на филологический факультет, затем добровольцем ушел на фронт, после войны закончил Университет, далее учился в аспирантуре. Потом Абрамов стал заведующим кафедрой советской литературы, известным писателем, писал книги, был признан, был любим читателями. Все это внешне выглядит очень благополучно и красиво. Но это только внешняя сторона его биографии», - добавил Коняев.
«Есть еще и другая биография Федора Абрамова. В детстве он мечтал быть похожим на святого праведного Артемия Веркольского. Дом, в котором родился Абрамов, стоит на одном берегу Пинеги, а на другом берегу реки стоит монастырь, где покоились святые мощи праведного отрока. Семья Абрамовых была настолько религиозной, как и все крестьянские семьи того времени, и он получил такое глубокое религиозное воспитание, что у него возникло даже желание быть похожим на святого праведного отрока. Но наступили безбожные пятилетки, и в результате крестьяне становились коммунистами, атеистами. Такое же перерождение произошло и с Абрамовым», - отметил писатель.
«В школе он был отличником, руководителем пионерской дружины. Вскоре его направили работать вожатым в пионерский лагерь, который располагался в монастыре. Известно из воспоминаний, из рассказов близким, что Федор Абрамов также участвовал в срыве крестов в монастыре, которые к тому времени еще уцелели, лично взламывал уцелевшие иконостасы. То есть это был человек, который мечтал стать похожим на святого праведного Артемия, а в итоге стал человеком, который воевал со святым Артемием Веркольским, в частности, и с Церковью вообще», - добавил Н.Коняев.
«Эта драма, которую нес в себе Федор Абрамов, никуда не уходила. Но, когда изучаешь биографию писателя, приходишь к выводу, что в каждый переломный момент его жизни, что бы ни происходило с ним, возникает святой Артемий, его монастырь, его часовня. Например, в деревне Смутово на Пинеге, где стоит церковь Артемия Веркольского, Абрамов ждал сообщения от Твардовского, который должен был принять решение, будет ли публиковаться в журнале «Новый мир» роман «Две зимы и три лета». А это лучший роман Федора Абрамова. Его знаменитые письма землякам, в частности, письмо, которое написал он через несколько лет, «Чем живем-кормимся», с упреками земляков, что они запускают сельское хозяйство, тоже пишутся непосредственно рядом с монастырем святого Артемия», - продолжил писатель.
«Более того, Федор Абрамов также посещает монастырь Артемия Веркольского. Собственно, самого монастыря в то время уже не было, а на его территории располагалась школа для дебильных детей. После этого писатель пишет свое письмо. Монастырь продолжал оставаться в его жизни в самые главные, переломные жизненные моменты. Когда мы перечитываем произведения Федора Абрамова, даже хорошо известные, такие, как роман «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета», оказывается, что святой Артемий и его монастырь стоят в центре повествования, хотя прямо в глаза это не бросается. Например, в романе «Братья и сестры» меняется настроение после того, как поднимается гроза над монастырем», - напомнил Коняев.
«Когда Федор Абрамов умер, его похоронили в Верколе. Ему был поставлен на могиле, по сути, первый, после длительного перерыва, крест в Верколе. И буквально через несколько месяцев такие же кресты засияли над Артемиево-Веркольским монастырем. Это пример того, что невозможное человеку возможно Богу», - заключил Николай Коняев.