Николай Коняев: Образ святого Артемия Веркольского проходит через всю жизнь Федора Абрамова

Известный писатель о жизненном пути и творчестве классика русской литературы

0
350
Время на чтение 3 минуты

«Сейчас отношение к Федору Абрамову переживает довольно сложный момент. С одной стороны, это популярнейший писатель-классик, с другой стороны, тиражи его книг резко упали. Так, к примеру, тираж одной недавно вышедшей его книги - 5000 экземпляров, а двухтомник Абрамова вышел при поддержке Правительства Санкт-Петербурга тиражом всего в 1000 экземпляров», - заявил в интервью «Русской линии» известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала "Аврора" Николай Коняев, рассуждая о творчестве Федора Абрамова. Отметим, что петербургский писатель недавно написал книгу «Житие Федора Абрамова», которая в этом году выйдет в свет в московском издательстве «Алгоритм».

Как отметил Н.Коняев, «с одной стороны, Федор Абрамов становится ненужным, судя по тиражам, но, с другой стороны, когда читаешь его произведения, понимаешь, что более нужного, необходимого для нас писателя сейчас очень трудно найти». «А писатель этот не просто мало читаемый, но во многом непрочитанный именно нашим временем, которое должно его прочитать и должно сделать соответствующие выводы», - заметил писатель.

«Известна биография Федора Абрамова, простая и красивая. Вырос он в крестьянской семье, после школы поступил в Университет на филологический факультет, затем добровольцем ушел на фронт, после войны закончил Университет, далее учился в аспирантуре. Потом Абрамов стал заведующим кафедрой советской литературы, известным писателем, писал книги, был признан, был любим читателями. Все это внешне выглядит очень благополучно и красиво. Но это только внешняя сторона его биографии», - добавил Коняев.

«Есть еще и другая биография Федора Абрамова. В детстве он мечтал быть похожим на святого праведного Артемия Веркольского. Дом, в котором родился Абрамов, стоит на одном берегу Пинеги, а на другом берегу реки стоит монастырь, где покоились святые мощи праведного отрока. Семья Абрамовых была настолько религиозной, как и все крестьянские семьи того времени, и он получил такое глубокое религиозное воспитание, что у него возникло даже желание быть похожим на святого праведного отрока. Но наступили безбожные пятилетки, и в результате крестьяне становились коммунистами, атеистами. Такое же перерождение произошло и с Абрамовым», - отметил писатель.

«В школе он был отличником, руководителем пионерской дружины. Вскоре его направили работать вожатым в пионерский лагерь, который располагался в монастыре. Известно из воспоминаний, из рассказов близким, что Федор Абрамов также участвовал в срыве крестов в монастыре, которые к тому времени еще уцелели, лично взламывал уцелевшие иконостасы. То есть это был человек, который мечтал стать похожим на святого праведного Артемия, а в итоге стал человеком, который воевал со святым Артемием Веркольским, в частности, и с Церковью вообще», - добавил Н.Коняев.

Федор Абрамов«Эта драма, которую нес в себе Федор Абрамов, никуда не уходила. Но, когда изучаешь биографию писателя, приходишь к выводу, что в каждый переломный момент его жизни, что бы ни происходило с ним, возникает святой Артемий, его монастырь, его часовня. Например, в деревне Смутово на Пинеге, где стоит церковь Артемия Веркольского, Абрамов ждал сообщения от Твардовского, который должен был принять решение, будет ли публиковаться в журнале «Новый мир» роман «Две зимы и три лета». А это лучший роман Федора Абрамова. Его знаменитые письма землякам, в частности, письмо, которое написал он через несколько лет, «Чем живем-кормимся», с упреками земляков, что они запускают сельское хозяйство, тоже пишутся непосредственно рядом с монастырем святого Артемия», - продолжил писатель.

«Более того, Федор Абрамов также посещает монастырь Артемия Веркольского. Собственно, самого монастыря в то время уже не было, а на его территории располагалась школа для дебильных детей. После этого писатель пишет свое письмо. Монастырь продолжал оставаться в его жизни в самые главные, переломные жизненные моменты. Когда мы перечитываем произведения Федора Абрамова, даже хорошо известные, такие, как роман «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета», оказывается, что святой Артемий и его монастырь стоят в центре повествования, хотя прямо в глаза это не бросается. Например, в романе «Братья и сестры» меняется настроение после того, как поднимается гроза над монастырем», - напомнил Коняев.

«Когда Федор Абрамов умер, его похоронили в Верколе. Ему был поставлен на могиле, по сути, первый, после длительного перерыва, крест в Верколе. И буквально через несколько месяцев такие же кресты засияли над Артемиево-Веркольским монастырем. Это пример того, что невозможное человеку возможно Богу», - заключил Николай Коняев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Коняев
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Нобелевка оскандалилась
Скандалы в Шведской академии в области литературы еще раз продемонстрировали ангажированность этой премии
13.04.2018
Театральные постановки не имеют никакого отношения к классике
Писатель Николай Коняев предлагает способ повышения интереса школьников к классической литературе
23.03.2018
Все статьи Николай Коняев
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38