Долгая жизнь отца Анастасия, которому, кстати говоря, недавно исполнилось 99 лет, оказалась полна трудностей и испытаний. Отец Анастасий родился в 1915 г. в г. Вятке Вятской губернии в семье священнослужителя – его отец и дядя служили в церкви, однако нельзя сказать, что его жизнь похожа на традиционную жизнь священника. Его детские годы совпали с Первой мировой войной, гражданской войной и революцией 1917 года. После утверждения советской власти и начавшихся гонений на церковь Анастасий потерял своего отца, который в 1937 году вместе со всем духовенством Вятской губернии был арестован и впоследствии расстрелян. Юность пришлась на Финскую и Великую Отечественную войну, в которых отец Анастасий принимал прямое участие. Сражаясь на линии Западного фронта, он со многими своими товарищами оказался в немецком плену. Как вспоминает отец Анастасий, в плену он провел 2,5 года, и это были самые тяжелые годы его жизни. Голод, болезни, дезинфекции – через все это ему удалось пройти. По окончании войны он и 170 тысяч военнопленных, которые содержались в лагерях, были интернированы на Запад. Отец Анастасий по распределению со многими другими пленными был направлен в Аргентину, где прожил впоследствии 10 лет своей жизни. После окончания интернированного срока Анастасий принимает решение последовать стопам своего погибшего отца – принять монашеский сан и посвятить свою жизнь служению Богу. Он переехал в США и обратился в Русскую Православную Церковь Заграницей. Там он окончил духовную семинарию и впоследствии на протяжении 50 лет служил на 35 приходах Русской Православной Зарубежной Церкви. Это время он вспоминает с благодатью и почтением. Он был лично знаком со многими Первоиерархами РПЦЗ и Святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским.
Отец Анастасий продолжал службу священнослужителя до глубоких лет, а когда он решил в силу почтенного возраста ее оставить, почивать на отдыхе не получилось. О необыкновенном старце прознали в России, и один из настоятелей Тульской епархии обратился к старцу с просьбой приехать в Россию.
Судьба так удивительно сложилась, что прожив более 50 лет в Америке, старец Анастасий вот уже на протяжении нескольких лет служит духовником в местной обители Тульской области – Анастасьевского мужского монастыря, ныне относящегося к Белевской епархии Русской Православной Церкви.
На сегодняшний день отец Анастасий не только исповедует священнослужителей Белевской епархии, но и духовно помогает многочисленным паломникам, которые приходят к нему за советом. О почтении и уважении к старцу можно судить хотя бы потому, что поток людей на исповедь к нему не иссякает, а только растет. Как признает сам он, видимо, он нужен людям, и потому Господь дарует ему жизнь и здоровье в его преклонные годы.
Мы обратились к старцу с просьбой поделиться своими суждениями о современном состоянии Русской Православной Церкви, активно звучащей в ее адрес критике и отношении людей к Церкви. Нас удивило то, что старец, не читая современной прессы и не смотря телевизор, в монастыре всего этого нет, оказался поразительно осведомлен о сегодняшних проблемах людей и какие точные советы он дает.
На актуальной вопрос о том, почему в адрес Русской Православной Церкви сегодня все больше звучит критика и обвинения, и как следует к этому относиться, отец Анастасий призвал нас обратиться к истории. Ведь Церковь исторически выступала государствообразующим центром, духовным началом Российского государства. Объединяя народ, именно Церковь помогала России выжить в трудные периоды ее истории, преодолеть испытания в периоды Смуты. Церковь столетиями была настолько почитаемым институтом, что, порой, превосходила систему правления, властные органы, управлявшие светской властью в стране.
То, что сегодня звучит критика в адрес Церкви, отец Анастасий расценивает не иначе как навязанное мнение отдельных людей. Конечно, каждый человек имеет право высказывать свою мысль, в соответствии с тем, как он верует, что он чувствует. Однако все это не следует принимать за истину. Тот факт, что институт Церкви, пройдя все сложные и неоднозначные периоды Российской истории, пережил столетия и продолжает существовать сегодня, уже доказывает его важность и значимость. В конце ответа отец Анастасий добавил, что Православная Церковь, верой объединяя людей, была стержнем и началом для любого государства, и остается им даже в наше время. Оценить преимущества каждого периода истории, в т.ч. и настоящего, будет возможным только лишь спустя время.
На вопрос о том, каково отношение отца Анастасия к столь значимому событию как объединение двух Православных Церквей 17 мая 2007 года – Русской Православной Церкви и РПЦЗ, отец Анастасий призвал нас относиться к этому философски. «Данное воссоединение рано или поздно должно было случиться, - отметил он, – пришло нужное время и это событие свершилось. Это важное событие стало знаковым, и оно должно было произойти».
Не смогли мы обойти стороной в разговоре со старцем и другое знаковое событие, которое отмечалось в России в 2013 году – 400-летие со дня воцарения династии Романовых. Мнение отца Анастасия, как представителя целой эпохи ХХ века, ставшего свидетелем событий времен Царской власти, советского режима и современной России, было для нас чрезвычайно важным. На вопрос о том, как бы он оценил историческую значимость этого периода Российской истории, и была ли Монархия действительно хуже демократии, отец Анастасий подчеркнул, что он далек от политики и старается обходить ее стороной. Как он говорит, на этот счет каждый имеет свое мнение. Однако сам себя он называет «монархистом до мозга костей». Отец Анастасий убежден, что каждое духовное лицо должно быть монархистом, и это его неуклонное убеждение. Монархия есть традиции, а традиции - это и есть главный российский устой.
На вопрос, который сегодня стал одним из самых наболевших в обществе, как можно укрепить Церковь в современной России, когда особенно усилилась критика в адрес Церкви, отец Анастасий ответил, что для того, чтобы укрепить роль Православной Церкви, нужно, прежде всего, укрепить веру в самих людях – вот что нужно. Старец с грустью указывает на то, что сегодня почти забыта домашняя церковь. А ведь она крайне необходима! Домашняя церковь всегда существовала в Царской России, а после 1917 г. все было разрушено. Домашняя церковь была тем местом, где люди могли отвести душу, почитать молитвы, а это и есть самое главное. В любом даже самом бедном крестьянском доме всегда было место, уголок, для домашних икон. Старец с сожалением отмечает, что сегодня это уже не так распространено. А ведь роль молитвы очень важна. И конечно, старец отметил чрезвычайную значимость традиционных православных обрядов – крещения и венчания, о которых нельзя забывать.
Подытоживая нашу беседу со старцем Анастасием, хочется отметить, что жизнь батюшки Анастасия, была поистине полна испытаний и трудностей. Уже в детстве его настигла война, потом была революция, чуть позже первая мировая война, плен и немецкий лагерь военнопленных, депортация в Аргентину. Но и эти нечеловеческие испытания, выпавшие на его долю, не сломали русского человека. Анастасий ушел в монастырь Русской Православной Церкви в США и посвятил свою жизнь молитве за Русский народ, за Россию.
И тот факт, что пройдя все эти лишения, архимандрит Анастасий продолжает оставаться чутким, отзывчивым, добродетельным и высоконравственным человеком, в очередной раз подчеркивает его предназначение помогать людям сегодня, показывая им свой пример веры и истинного служения Богу. Жизнь старца есть подвиг служения Богу.
В заключении нашей беседы с отцом Анастасием, которая прошла так легко и душевно, вспоминались пророческие слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, сказанные им еще в середине XIX века о том, что «Русский и православный – слова синонимы; русский без Православия –дрянь, а не человек...». Пожалуй, ни что так емко и образно не характеризует прошлое России, так же как и отражает ее современную действительность. И пришло время, как нам кажется, уже перестать пытаться это отрицать.
Тамара Владимировна Сорокина, руководитель международного отдела Войсковой Православной Миссии