Молчаливая позиция с начала терактов Общественной организации кряшен Республики Татарстан (ООК РТ) во главе с Иваном Егоровым (гендиректором холдинговой компании «Ак Барс») сменилась обвинениями в адрес… самих кряшен, обратившихся к главе Русской Православной Церкви, и тех из них, кто в публичном пространстве посмел высказать возмущение. Конкретно такая реакция последовала в адрес руководителя местной общественной организации кряшен г.Казани Марии Семеновой и председателя Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани Аркадия Фокина, которых на собрании 21 декабря 2013 года ООК РТ типично в духе партсобраний советской эпохи «клеймили позором». Однако в итоге ООК РТ так и не сделала своего заявления по поджогам вообще, и формально официальную позицию этой «ручной» кряшенской организации, созданной в 2007 году при активном участии Аппарата президента Татарстана, до сих пор никто не знает, а «виноватыми» оказываются те из кряшен, кто оказался неравнодушным к тому, что сжигают их церкви. Отчет об этом собрании можно прочитать в газете «Туганайлар», которую сама ее редактор Людмила Белоусова в интервью порталу «Православие.ру» не стесняясь называет «государственной газетой» (другие печатные издания, входящие в подчинение Республиканского агентства по делам печати «Татмедиа», все-таки стараются публично так себя не именовать и демонстрировать хотя бы внешне свою незаточенность под местные власти).
Однако именно благодаря твердой и четкой позиции независимых кряшенских организаций национально-религиозные проблемы кряшен услышали и поняли в Москве. 23 декабря 2013 года правозащитным центром Всемирного Русского Народного Собора был организован круглый стол на тему «Откуда исходит угроза православию в Татарстане», куда помимо представителей православного духовенства, чиновников Аппарата президента РТ, русских организаций, позвали и кряшен. Те озвучили не только уже тянущуюся с прошлого века проблему запрета кряшен на национальное самоопределение (в Казанском Кремле по-прежнему продолжается установка на признание кряшен «частью единого и неделимого татарского народа»), но и коснулись ситуации с катастрофическим состоянием православной духовной миссии в Татарстане среди кряшен, которая находится в запущенном состоянии по вине как региональных властей, мешающих ее полноценно осуществлять и больше поддерживающих курс на строительство мечетей в кряшенских деревнях, так и пассивной во всех смыслах позиции татарстанского митрополита Анастасия.
Последний вскоре показал, как относится к кряшенам. В тот день, когда в Москве проходил круглый стол, Анастасий провел престольные торжества в храме Тихвинской иконы Божией Матери, в которой функционирует единственный в Казани кряшенский приход. Выступая после литургии перед кряшенами, татарстанский митрополит заявил, что не видит необходимости в борьбе кряшен за свои права, чем удивил многих. Он призвал фактически смириться со своим бесправным статусом всех кряшен, - по логике татарстанского архиерея, оказывается бороться за свое национальное самоопределение, национальную культуру не надо. И хотя из сказанного им не вытекает его отношения к кряшенской духовной миссии, но призыв к покорности в отношении к существующим порядкам в Татарстане не мог вызывать понимание и поддержку у кряшен, что они и озвучили устами главного национального идеолога кряшен Аркадия Фокина, который очень корректно и вежливо, но не согласился с тем, что нужно смириться со своим положением.
На этом Казанский Кремль не остановился, а пошел дальше в контратаку. Сообщения на ряде федеральных ресурсов, в частности, Интерфаксе, о прошедшем круглом столе, где прозвучала устами директора правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Романа Силантьева справедливая критика в адрес властей Татарстана, который он сравнил с Дагестаном и даже Сирией, немедленно пропали. На это обратили внимание ряд других СМИ, которые уже были свидетелями «глушения» информации, которая не должна дойти до Татарстана. Это наиболее ярко продемонстрировано на примере газеты «Комсомольская правда», тираж который для Татарстана, просто не доехал до киосков, а был выкуплен целиком, как только газету вынесли из типографии. Об этом факте рассказали корреспонденты этой газеты сами на круглом столе. Видимо, и в случае с Интерфаксом что-то подобное произошло: сообщения о круглом столе с цитатами из выступления директора правозащитного центра ВРНС удалили.
Вместо этого было опубликовано мнение спикера Госсовета РТ и по совместительству руководителя Ассамблеи народов Татарстана Фарида Мухаметшина. Тот вдруг бросился заклинать, что «никакого ущемления кряшен, конечно, нет. Есть историческая какая-то "заноза", которая сидит в ученых умах: кем считать кряшенский народ - отдельным народом или народом, появившимся после завоевания Казани царем Иваном Грозным... Не хочу вдаваться в исторические экскурсы. Я знаю, что кряшены - это трудолюбивый народ, говорящий на татарском языке, поющий татарские песни». Такими словами изливал свои рассуждения спикер, не понимая, что у кряшен есть вообще-то свои кряшенские песни, и их язык – это не татарский язык с огромным числом арабизмов и персизмов, а свой, более тюркский язык, имеющий письменность, созданную еще великим русским просветителем Николаем Ильминским (1822-1891), чье имя боятся произнести вслух в положительном ключе татарские национал-политики. Заявив, что кряшенских деревень 152-е в Татарстане (до сих пор непонятно, откуда берут такую статистику отвечающие за национальную сферу деятели: в Татарстане 192 кряшенских сельских населенных пункта, учет которых ведут строго в федеральных экспертно-аналитических учреждениях), Мухаметшин заявил, что в республике «уже 14 лет проводится Всероссийский фестиваль кряшенской культуры "Питрау" (Петров день) - очень интересный и красивый праздник, работает этнолагерь "Айбагыр" ("Подсолнух") для детей-кряшен, издается газета "Тугайналар" ("Сородичи") и многое другое». Видимо, он полагает, что песнями и плясками снимается решение кряшенского национального вопроса. Правда, отметим, что теперь в риторике этнократов Татарстана и подконтрольных Казанскому Кремлю СМИ, хоть и не говорят о кряшенах как самостоятельном народе, но перестали употребляться столь откровенно оскорбляющие и задевающие кряшен применительно к ним названия как «крещеные татары» и «татары-кряшены». Добавим, что выступавший на круглом столе в Москве руководитель Департамента внутренней политики АП РТ Александр Терентьев впервые признал, что в преддверие и во время всероссийских переписей населения в отношении кряшен «говорилось многое того, чего никогда и нигде не должно было произноситься», т.е. факт травли и шельмования, на что указывали так долго кряшены, все-таки признали.
Однако чтобы не решать, но замолчать кряшенский вопрос, был использован следующий прием: было озвучено приглашение посетить Татарстан самому о.Всеволоду Чаплину, чтобы убедиться, что тревоги об угрозах православию, русским и кряшенам совершенно необоснованны. Поспешили даже объявить, что он посетит Татарстан 27 января 2014 года. Случится ли это или нет пока неизвестно, сам глава Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московской Патриархии пока на это приглашение публично ответил, что приедет, если будет благословение Патриарха. Если приедет, то можно с уверенностью предположить, что будет использован уже годами отработанный прием: демонстрация «потемкинский деревень», как свидетельство благополучия Татарстана. Наверняка, перед московским гостем будут петь и плясать кряшенские и русские ансамбли, наспех выстроят новую церковь на месте сожженного храма в одной из деревень, покажут какой-нибудь спортивный объект, без визита на которые не обходится ни один приезд высокопоставленного гостя в Казань, продемонстрируют, что передали какую-нибудь колокольню митрополии, будет пышное застолье и т.п. Все будет сделано для высокого гостя, чтобы уехал он довольный и отчитался в Москве, что «в Татарстане все хорошо». Только вот начнутся ли решаться проблемы кряшен?
3. Re: Истеричная реакция Казанского Кремля на обсуждение проблемы кряшен под конец 2013 года
2. Re: Истеричная реакция Казанского Кремля на обсуждение проблемы кряшен под конец 2013 года
1. Хотелось бы узнать....