11 марта в Санкт-Петербурге в Конгресс-холле «Васильевский» прошел Имперский Форум «Столетие Февральского переворота. От катастрофы к возрождению». Организаторы мероприятия: патриотические, монархические и ветеранские организации Северной столицы России. Предлагаем вниманию читателей доклад церковного историка Николая Кузьмича Симакова.
Анархический бунт, начавшийся в Петрограде в феврале 1917 года, весьма скоро и внезапно превратился в богоборческую революцию, разрушившую Великую Россию. В чем причины «восстания масс» против царя, монархии, Бога и самой России?
В истории нашей страны и до этого происходила борьба русского государства со стихией анархической вольницы. Это было и в эпоху удельной Руси, в период княжеских усобиц, особенно это проявилось в период смутного времени 17 века. Анархическая стихия, многочисленные бунты и восстания, самозванцы вконец в это время разорили и привели к гибели русское государство. Православная церковь в лице патриарха Гермогена, ставшего духовным вождём нашего народа сумела объединить русских людей и спасти Россию. Победа в смутное время 17 века монархической государственности над анархией привела новую династию Романовых к власти в 1613 году. На протяжении трех столетий истории, монархия в нашей стране создавала великую Россию. Русской монархии приходилось не раз бороться и побеждать анархическую стихию и вольницу различных бунтов и восстаний: «разинщину», «пугачевщину», раскол, «хованщину» и др.
Возникает вопрос, почему в феврале 1917 года русской монархии не удалось справиться с анархической стихией? Почему анархический бунт, возникший в Петрограде в феврале 1917 года, превратился в богоборческую революцию, которая привела к свержению монархии и гибели России?
В Петербургский период, как известно, началась европеизация и секуляризация русского общества и государства. Она начнётся с Петра I и будет продолжаться два столетия. Не случайно Петра I будут считать императором - революционером, «наполеоном» и «робеспьером» русской истории. На смену православной соборной и народной монархии он построил европейский тип монархии - абсолютизм. В период «просвященного абсолютизма» русская церковь станет частью государства, начнется эпоха её «синодального плена». Патриаршество и соборность будут упразднены. Секуляризация церкви и общества приведёт к обмерщению и падению веры. На смену православной веры во Христа Спасителя и религиозно-монархического мировоззрения придет европейская идеология «либерально-эгалитарного» прогресса, атеистического, уравнительного социализма и революции.
О духовно-религиозных причинах падения монархии в России будет писать в своей книге «Апокалипсис нашего времени» В.В.Розанов: «Нет сомнения, что глубокий фундамент всего теперь происходящего, заключается в том, что в европейском, в том числе и русском человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства. Все потрясены. Все гибнут, всё гибнет. Но всё это проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания».
Несомненно, одно из важнейших духовно-религиозных причин падения монархии и гибели Российской империи стало порабощение церкви государством в течении всего петербургского периода. Установление Петром I в России вместо народно-православной монархии, европейского абсолютизма. привело к разрушению «симфонии» духовной и светской власти и нарушению Евангельской заповеди: «воздавать кесарю кесарево, а Богу Божье». Теперь всё будет по указу «его императорского величества». Вместо патриарха, император станет главой духовной и светской власти в петербургский период. Начнётся эпоха «цезаропапизма» и «сервелизма» в истории русской церкви. Государство станет «теократическим» и будет стремиться заменить собою церковь. Упразднение патриаршества и нарушение соборно-канонической жизни церкви, превращение её в часть государственно-бюрократического аппарата государства, всё это стало секуляризацией церкви, которая привела к утрате её духовно-нравственного авторитета быть совестью народа и воспитателем власти. Что и способствовало развоцерковлению русского общества и народа.
Грех против церкви, совершенный в эпоху «синодального плена» со времен Петра I стал по мнению известного богослова и священомученника архиепископа Илариона Троицкого главной причиной гибели петербургской монархии и империи. «Русская болезнь, писал он, имеет в основе грех против Церкви. Отношение к Церкви - вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России». Такой же точки зрения на причины падения монархии в России придерживался целый ряд архиереев и богословов в русской Церкви. Священномученик архиепископ Арсений Стадницкий писал: «Двести лет православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода». А архиепископ Двинский Пантелеймон (Рожновский) в 1917 году писал: «Грех против Церкви - это есть самый главный грех старой власти и пожалуй, он больше всего и привёл прежнее правительство к погибели».
Целый ряд русских религиозных мыслителей указывал на то, что падение монархии в России было не случайным, но историческо-провиденциальным «попущением Божьим за грехи наши». Ведь царство и империя созидаются в истории не без воли Божией, так же как и разрушаются, когда их постигают катастрофы. Можно вспомнить библейскую историю падений империй и царств древнего мира: Вавилонскую, Персидскую, Македонскую и Римскую. Согласно священному писанию история провиденциальна, всё в ней совершается по воле Божией. Так, падение первой языческой Римской империи в 5 веке на Западе произошло «попущением Божьим» за гонения на Церковь и христиан со стороны язычников. Об этом будет писать свт.Августин Блаженный в книге «О граде Божьем». Падение Византийской империи в 1453 году было связано в нарушением «симфонии» духовной и светской власти, с раболепством иерархии перед императорской властью, заставившей её подписать «флорентийскую унию». Что касается Российской империи, то несомненно, главной причиной её падения был грех государства, поработившего Церковь и приведший к падению православной веры. Известный церковный историк и богослов А.Карташов писал о том, что падение царской власти - автократора, привело к окончанию «константиновского периода» в истории христианства и к началу нового церковно-исповеднического периода. Этот новый период в истории А.Карташов называл «Христократией» и теократией Церкви, основываясь на словах Спасителя в Евангелие: «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их по имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матф.28. 18-20.)
Действительно, после падения монархии начнётся новый период для Церкви и народа, который станет русской Голгофой святых новомучеников и исповедников 20 века. Падение царской власти в России привело не только к политической, но религиозной катастрофе. В отсутствие патриарха и патриаршества в течении двух столетий, привело к тому, что царь для простого народа стал единственным воплощением Божьей власти на земле. Поэтому отречение от престола и исчезновение монархии вызвало религиозный кризис. «Ведь если нет царя, то, значит нет и Бога!» Так как царская власть традиционно воспринималась народом как богоустановленная. Последствия падения монархии были катастрофичны для народа, т.к. «если нет царя и Бога, то, значит нет и России и всё позволено!» Поэтому анархический бунт, поддержанный либеральной интеллигенцией, быстро перерастает в богоборческую революцию в 1917 году, в отречение от Христа и Церкви. Революция в октябре 1917 года станет радикально-антихристианской и антирусской, направленной на уничтожение Церкви и России. В 1920-1930 годы богоборческая власть устроит жесточайшие гонения на православную веру, церковь и на русский народ. На протяжении десятилетий будет происходить дехристианизация русского народа, общества, культуры, семьи и школы. Станут проводиться «пятилетки безбожия», в ходе которых закроют многочисленные монастыри и храмы в нашей стране. Будет запрещена проповедь веры и Евангелие. К концу 1930-х годов будет расстреляно более ста тысяч духовенства, не считая тех, кто погибнет в стенах ГУЛАГа.
Кровь многочисленных мучеников, пролитая за Христа Спасителя, станет духовным фундаментом Православного Возрождение России и русского народа. Оно начнется в год тысячелетия Крещения Руси в 1988 году и будет продолжено в 1990-е годы после падения богоборческой власти. Победа веры над безбожием и Церкви над богоборческой властью станет Торжеством Православия! Врата адовы не одолели Церкви в России, благодаря святым новомученникам и исповедникам Российским, прославленным в 2000-м году в Храме Христа Спасителя в Москве.
Сегодня нашему измученному тяжкими страданиями народу нужна не новая идеология, которая бы заменила старые, пусть даже и патриотическая, но прежде всего, живая вера во Христа, покаяние и возвращение к Церкви.
Ведь очевидно, что только Христос может спасти Россию! Как и говорит нам в Евангелие Господь Иисус Христос: «Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн 15. 5-6). Возрождение России сегодня совершается в душах и сердцах русского народа, там, где, по словам Ф.М.Достоевского: «дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей».
31. Re: Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года
30. Re: Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года
29. Re: Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года
28. Ответ на 17., Голева Т:
27. Re: Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года
26. Ответ на 25., рудовский:
25. Re: Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года
24. Ответ на 23., рудовский:
23. Re: Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года
22. Ответ на 15., рудовский: