2017 год - особый для Русской Православной Церкви. Поворотный. На последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рассматривался план проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине начала эпохи гонений на русское православие.
Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл назвал 2017 год «юбилейным годом, годом воспоминания о трагических событиях 100-летней давности, годом, который мы особым образом посвящаем памяти новомучеников и исповедников Российских».
Священный Синод Русской Православной Церкви постановил на протяжении текущего года проводить в епархиях РПЦ торжественные богослужения, приуроченные к памяти новомучеников и исповедников.
И в этой связи имеет смысл вспомнить о христианском подвиге того, кто стоит во главе Собора новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора, о первом Патриархе Московском и вся Руси после восстановления патриаршества в России - Патриархе Тихоне, чудесное обретение мощей которого недавно отпраздновала Русская Православная Церковь.
Василий Иванович Белавин, будущий Патриарх Тихон, родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в благочестивой семье священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии, молодой кандидат богословия служил епископом Алеутским и Аляскинским, возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию, а затем Виленскую епархию.
После Февральской революции Тихон был одним из иерархов Русской Православной Церкви, которые подписали воззвание Священного Синода, в котором говорилось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».
В мае 1917 года на Съезде духовенства и мирян Московской епархии Тихона, чрезвычайно популярного среди верующих, избрали правящим архиереем Москвы, а затем определением Святейшего Синода от 13 августа 1917 года за № 4979, утвержденным Временным правительством 14 августа того же года, он был возведен в сан митрополита Московского.
На Всероссийском Поместном Соборе, открывшемся в августе 1917 года, митрополит Московский Тихон был избран Патриархом Московским и вся Руси. Интронизация Тихона состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по новому стилю) в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения.
В январе 1918 года Патриарх Тихон издал свое знаменитое «Воззвание», в котором обратился ко всем сторонам надвигающейся Гражданской войны: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной».
В октябре 1918 года Патриарх Тихон обратился уже непосредственно к «народным комиссарам» со следующими словами: «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10). Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».
21 июля 1918 года в слове, сказанном им в Казанском соборе на Красной площади, Тихон осудил расстрел семьи Николая II и то, что «Исполнительный комитет одобрил это и признал законным». При этом Патриарх Тихон осудил и «заграничный церковный собор Карловицкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовы».
Отстаивая принципиальные для Церкви позиции, Патриарх Тихон старался найти компромисс с новой властью, заявляя в частности: «Отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти».
Однако его конфликт с большевиками был неизбежен. 23 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
Патриарх Тихон, разрешив «церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», заявил, что не может «одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство».
В итоге Политбюро партии большевиков 22 марта 1922 года, по предложению Ленина, одобрило план Льва Троцкого по разгрому Русской Православной Церкви, а именно арест Синода и Патриарха. Большевистская пресса должна была «взять бешеный тон», а затем соответствующим структурам, прежде всего - ЧК, надлежало приступить к изъятию церковных ценностей по всей стране, «совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей».
В марте начались допросы Патриарха Тихона: его вызывали в ГПУ на Лубянку, где ему дали под расписку прочесть официальное уведомление о том, что правительство «требует от гражданина Белавина как от ответственного руководителя всей иерархии определенного и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчиненная ему иерархия».
Тем временем в советская пресса печатала «письма трудящихся» с требованием «сурово покарать людоеда Тихона». 19 апреля 1923 года Тихона под стражей привезли во внутреннюю тюрьму ГПУ. Чекисты его допрашивали около месяца. 8 мая пожилого Предстоятеля Русской Православной Церкви перевели в дом при Донском монастыре, где он проживал ранее и где он продолжал находиться под стражей до июня. Тем временем советская власть инспирировала раскол церкви, из которой выделилось обновленческое крыло, поддерживаемое Троцким. Обновленческий собор объявил, что «считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви».
Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре. Однако травля не могла не отразиться на здоровье Патриарха. 9 декабря 1924 года на его дом в Донском монастыре было совершено разбойное нападение. Разбойники убили давнего помощника (келейника) Тихона - Якова Анисимовича Полозова. Произошедшее произвело на Патриарха гнетущее действие. 25 марта 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх Тихон скончался в возрасте 60 лет - по официальным данным от сердечной недостаточности, однако существует версия, что его отравили агенты ГПУ. За несколько часов до смерти он произнес: «Теперь я усну... крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». За семь лет своего патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Таким образом, он служил примерно каждые два-три дня...
Похоронили Патриарха Тихона с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора.
9 октября 1989 года Патриарх Тихон был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. И теперь он стоит во главе Собора новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.
В начале 1992 года неизвестные злодеи бросили ночью бутылку с зажигательной смесью в Малый собор Донского монастыря. В результате этого злодеяния выгорела практически вся трапезная часть храма. Собор сгорел бы полностью, если бы жившая напротив женщина, увидев в окно всполохи пламени, не позвонила пожарным.
При восстановительных работах после пожара, в феврале 1992 года, были обнаружены мощи святителя Тихона... Как рассказывает епископ Тихон (Шевкунов), ставший свидетелем обретения мощей, монахи, отслужив молебен святителю Тихону, приступили к раскопкам под полом Малого собора. После долгих поисков был найден пустой склеп. Но вскоре выяснилось, что настоящее место захоронения патриарха было тщательно замаскировано. «Сверху склеп был покрыт огромной мраморной плитой. На наше счастье, - пишет архимандрит Тихон, тогда насельник Донского монастыря, - плита оказалась не цельной, состояла из нескольких каменных секций весом приблизительно по четыреста килограммов. Подняв одну из этих глыб, мы вновь опустили свечу внутрь. Перед нами был дубовый гроб, описание которого мы все хорошо знали. На нем лежала мраморная табличка: «Патриарх Московский и всея Руси Тихон», год и день интронизации, день и год смерти».
Сразу после обретения мощей Патриархом Алексием II был отслужен благодарственный молебен, Святейший поздравил всех «с милостью Божией, которая явлена нам обретением места захоронения и останков святителя Тихона, Патриарха Московского».
История травли Патриарха Тихона особое звучание приобретает сегодня, когда люди под видом борьбы за музей в Исаакиевском соборе (который никто и не думает ликвидировать) занимаются поношением Русской Православной Церкви. Вновь некоторые издания «взяли бешенный тон», опять публикуются «письма трудящихся» под видом ложных социологических опросов. И это в очередной раз показывает, чье дело, чью традицию продолжают «защитники музея».
10. Ответ на 4., Lucia:
9. Ответ на 6., Лебедевъ:
8. Ответ на 4., Lucia:
7. Ответ на 5., Kiram:
6. Ответ на 1., РЛА:
5. Ответ на 2., Русский Сталинист:
4. Ответ на 1., РЛА:
3. Ответ на 1., РЛА:
2. Ответ на 1., РЛА:
1. Re: История травли Патриарха Тихона приобретает особое звучание