В день Торжества Православия 5 марта Святейший Патриарх Кирилл призвал нас «хранить веру православную и сопротивляться льстецу-диаволу, врагу рода человеческого, который вновь и вновь пытается наполнить человеческие суждения своей ложью».
Действительно, встраиваться в потребности времени - характерная особенность всех еретических заблуждений. Святейший говорит о том, что еретические заблуждения ставят человека в центр бытия. Таким образом, нарушается иерархия ценностей, теряются абсолютные ориентиры.
В качестве примера можно рассмотреть ересь православного эволюционизма. Её истоки лежат в теории эволюции Дарвина. В настоящее время теория не вызывает острых дискуссий. Не только отсутствие подтверждающих её фактов и атеистическая гипотеза о происхождении человека, но и очевидная системная ошибка Дарвина по сопоставлению разнородных систем видов и признание существования случайности в мире показали несостоятельность теории. По отношению к ней актуальны слова Святейшего, сказанные в связи с ересью Ария: «И сегодня мы не можем сказать, что это древнее заблуждение полностью изжито, - оно постоянно актуализируется в разных формах, и до сих пор от того, как люди отвечают на этот вопрос, зависит устройство общества, будущее мира и человека».
Тенденции актуализации теории эволюции видны, в частности, в работах православного священника, преподавателя МДА священника о. Мумрикова. В учебнике Концепции современного естествознания о. Мумриков пишет [Мумриков Олег, свящ. Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект. Сергиев Посад: Московская духовная академия. 2013]: «В настоящее время анализ ДНК убедительно подтверждает оба главных положения дарвиновской теории эволюции - и происхождение всех живых существ от общего предка, и естественный отбор из множества случайных вариантов» [20, с. 467]. Тем не менее в соответствии с новыми вызовами на сайте «Богослов.ru» он пишет об актуальности системного подхода и иерархии в мироздании. Здесь им уже отрицается случайность и утверждаются разумность и закономерность в мироздании, созданном Творцом и давшем разум людям. Подчеркивается достижение разума Менделеева как создателя закона периодичности, но в качестве аналогов ему приводятся гомологические ряды изменчивости Вавилова и теория эволюции на основе закономерностей Л.С.Берга. Очевидно, что сопоставление естественной систематизации Менделеева, важнейшим достижением которого является выбор абсолютного ориентира систематизации - массы элементов, определяющей их особенности и взаимодействие с теориями Вавилова и Берга некорректно.
Вообще множество общих закономерностей в явлениях окружающего мира не является свидетельством их однородности и не может служить основанием для анализа в единой системе, тем более для выводов об общности их происхождения. Взаимосвязанность всех явлений обусловлена Вседержительством Творца, обеспечивающего взаимодействие всех систем окружающего мира. Творец Вседержитель не нуждается в эволюции для совершенствования созданного Им мира. Не случайно наш мир все более и более склоняющийся к материализму, обеспечивающему сиюминутные потребности человека, в качестве основного пункта современной парадигмы выделяет глобальный эволюционизм. В соответствии с теорией глобального эволюционизма совершенствование окружающего мира с участием человечества приведет к созданию ноосферы - системы биосферы и человеческого общества (снова объединение в единую систему разнородных явлений), в границах которой разумная «управляющая» человеческая деятельность становится определяющим фактором развития планеты Земля. Как справедливо заметил о. Константин Буфеев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, кандидат геологических наук, «это продолжение строительства разными способами «Вавилонской башни» (Быт. 11, 1-9). Эти идеи, каждая по своему, претендуют на «научность», но при этом все они (а не только концепция В.И.Вернадского) являются вполне утопическими, поскольку суть их сводится к невозможному в падшем мире созданию «рая на земле».
Елена Германовна Морозова, кандидат химических наук
6. Ответ на 5., рудовский:
5. Re: Еще раз о ереси православного эволюционизма
4. Ответ на 3., рудовский:
3. Re: Еще раз о ереси православного эволюционизма
2. Re: Еще раз о ереси православного эволюционизма
1. Креационизм vs Эволюционизм