Президент РФ Владимир Путин назначил Рамзана Кадырова исполняющим обязанности главы. В марте завершался срок его полномочий на посту главы республики. Вернуться на прежнюю должность чеченский лидер сможет в результате победы на выборах, которые должны пройти 18 сентября 2016 года.
Личность Рамзана Кадырова и ситуация в Чечне находится в центре внимания последние месяцы. Поводом для бурных дискуссий является не только формальное окончание полномочий Кадырова на посту главы ЧР, но и конфликт с внесистемной оппозицией. Оценки итогов 12-летнего правления Кадырова крайне противоречивы. Чаще всего звучат довольно негативные или, наоборот, нарочито хвалебные отзывы.
Либеральная общественность упрекает Кадырова в репрессиях против инакомыслящих, убийствах, пытках и бесхозяйственности. Но больше всего оппозицию раздражает личная уния Кадырова с Путиным. Такой порядок якобы противоречит закону и нормальной политической культуре.
Лагерь сторонников главы ЧР уверен в абсолютной непогрешимости всех действий Кадырова (даже, когда он переступает черту закона). По их мнению, Чечня превратилась в цветущий оазис и движется в правильном направлении. Своему успеху Чечня обязана Путину и Кадырову, а критики союза двух политиков - проплаченные Госдепом ребята.
Попробуем непредвзято разобраться в преимуществах и недостатках режима, который действует в северокавказской республике. Чем значительнее личность, тем больше о ней споров; тем чаще работу госдеятеля стараются окрасить либо в черные, либо в белые цвета. Адекватная оценка, особенно последние два года, стала большой редкостью и политика Кадырова, к сожалению, не исключение.
Русский вопрос. В заслуги чеченского лидера, безусловно, входит наведение порядка в ситуации с безопасностью. Глава ЧР продолжил дело отца. Он практически уничтожил бандитское подполье и отстроил заново республику. Чечня по сравнению с Дагестаном и Ингушетией - жемчужина Северного Кавказа. В недавнем рейтинге безопасности российских городов Грозный занял первое место.
Обратной стороной достижений ЧР является крайняя зависимость от дотаций из федерального бюджета (около 90%). По данным на декабрь 2015 года, уровень безработицы составляет 13,9%. Однако, как отмечают эксперты, доля незанятого населения гораздо выше. В центре Грозного стоят красивые, но пустые небоскребы. Это картина, пожалуй, как нельзя лучше, характеризует экономическую ситуацию в Чечне.
За внешним лоском и грандиозными планами Кадырова по развитию хозяйства скрывается некомпетентность руководства региона в экономических вопросах. Глава ЧР обещает, что Чечня в среднесрочной перспективе перейдет на «самообеспечение». В это верится с большим трудом. Среди населения Чечни нет достаточного количества квалицированных кадров, а клановый характер общественных отношений не позволит развивать нормально бизнес стороннему инвестору.
Ситуация могла бы изменится в том случае, если бы в республику вернулись русские. В конце 1980-х в Чечено-Ингушской АССР проживали 293 тысячи русских (23,1%), сейчас их в ЧР менее 25 тысяч (менее 2%). В Советском союзе русские выполняли важную цивилизаторскую миссию: поднимали образование, медицину, производство. Как правило, за пределы РСФСР отправляли молодых специалистов, становившихся элитой в регионах пребывания.
Сейчас массовое возвращение русских в Чечню и на Северный Кавказ маловероятно по многим объективным причинам. Во-первых, для русских понадобятся новые квалифицированные рабочие места, во-вторых, народы Кавказа привыкли к отсутствию в их социокультурной среде иноверцев и представителей некоренных национальностей. Приход русских, скорее всего, потребует слома сложившейся системы отношений, и насколько будет гладким этот процесс, сказать сложно.
НЭП для Чечни. Перед Кадыровым стоит невыполнимая задача в сфере экономики. Видимо, глава ЧР это понимает, но не опускает руки. Чтобы привлечь инвесторов, он ведет активную агитационную кампанию по улучшению имиджа своей малой родины, поддерживает дружеские отношения с чеченскими бизнесменами, встречается с потенциальными зарубежными партнерами.
Уже несколько лет Чечня не дотируется по индивидуальной федеральной программе. Политологи предрекают уменьшение выделяемых Грозному бюджетных средств. Чечня уже не будет купаться в деньгах налогоплательщиков и это справедливо. Кадырова стимулируют к экономии и выстраивании более сбалансированной экономической модели.
Значимым фактором, отпугивающим бизнес, является авторитарный политический режим, который установил Кадыров. Либералы критикуют главу ЧР за отсутствие в республике гражданских свобод и создании на ее территории подобия «исламского государства», где бесполезно апеллировать к законодательству РФ.
Без сомнения, Кадыров установил жесткий режим личной власти. Ключевые посты ЧР занимают его родственники и друзья. Полноценный контроль Кадыров установил над силовыми структурами, сотрудники которых - высшая каста в чеченском обществе. Однако в условиях борьбы с бандформированиями у чеченского лидера, пожалуй, не было другого выбора.
Чтобы народ поверил Кадырову, ему нужно было продемонстрировать силу. У правозащитников вызывает дикий вопль тот факт, что глава ЧР, как и его отец, уничтожил и подавил тех, кто наиболее рьяно сопротивлялся пророссийскому курсу. «Вопросы» решались в основном за рамками правового поля, но в противном случае Кадырова-младшего не стали бы воспринимать как лидера. Без твердой карающей руки республика могла вновь погрузить в хаос междоусобных разборок.
В то же время Рамзан Кадыров далеко не всегда прибегает к насилию и достаточно эффективно использует инструменты пропаганды. Глава ЧР сумел отвести воинственную энергию чеченского народа от русских и направить ее против «неправильных чеченцев», а также сторонников ваххабитских идей. Огромную работу чеченская духовная и политическая элита проводит с молодежью, поведение которой раньше вызывало много проблем за пределами ЧР.
Чеченская мечта. Сейчас духовная жизнь республики заметно улучшилась и это, прежде всего, заслуга Кадырова, который постоянно встречается с молодыми людьми и нередко лично участвует в переговорах с боевиками, убеждая их в бессмысленности той войны, которую они ведут. Кадыров смог виртуозно закрыть тему двух чеченских войн с федеральными войсками, объяснив, что все чеченцы боролись за мир, стабильность и процветание республики.
Глава ЧР постоянно говорит о том, что мечта любящих Чечню людей исполнилась. И исполнять ее начал Ахмат Кадыров, за которым пошли десятки тысяч вчерашних боевиков, осознавших, что с Россией можно и нужно жить в мире. Также чеченский лидер постоянно напоминает, что в 1990-е годы семена раздора в республике посеяли иностранные эмиссары, которым были безразличны нужды народа.
Конечно, Кадыров предлагает идиллическую картину того, что происходило более 15 лет назад. Но такая трактовка событий, пожалуй, единственная легенда, в которую действительно готовы поверить чеченцы, боровшиеся за создание «независимой Ичкерии». За 12 лет правления Кадров примирил чеченцев с чеченцами и создал фундамент для укрепления дружбы чеченцев с другими народами РФ и в первую очередь с русскими.
Либералы брезгливо констатируют, что политика Кадыров представляет собой очень пестрый идейный букет. Чеченский национализм с примесью ислама был встроен в систему российского православного великодержавного патриотизма. Сложилась действительно уникальная ситуация, при которой чеченцы получили подлинную духовную свободу под протекторатом Москвы.
Модель Чечни уникальна и достойна восхищения, а не циничного и сухого отзыва. Система отношений в этой национальной республике, созданная Путиным и Кадыровым, эффективно функционирует и является живым примером для других моноэтнических регионов РФ. Каждая стороны получила то, что хотела. Чеченский народ - мир, Кадыров - особый статус политика, а Кремль - спокойную и покорную Чечню.
Работы непочатый край. В чем же тогда проблема, если все настолько идеально? Как было сказано выше, федеральный центр в будущем хочет видеть Чечню более самостоятельным в экономическом плане субъектом. Реальной программы вывода ЧР на «самообеспечение» у руководства республики, видимо, нет. Скажем откровенно, чеченская элита привыкла к очень хорошей, а точнее шикарной жизни. Урезание финансовых потоков, наверняка, будет восприниматься весьма болезненно.
Еще одним недостатком чеченской модели является, как ни странно, уния Кадыров-Путин, на которой держится слишком многое. Глава ЧР называет себя «пехотинцем Путина» и всячески подчеркивает уважение к президенту. Скорее всего, это действительно искреннее проявление чувств. Но что будет, когда российский лидер покинет свой пост?
Гипотетически это может случиться уже через два года. Кому тогда будет клясться в верности Кадыров, привыкшей к патронажу и особым отношениям именно с Путиным? Существует мнение, что лояльность Кадырова федеральному центру строится на личной преданности российскому президенту. Это ненормальная ситуация. Политический режим должен быть более автономным и не зависеть так сильно от личных качеств и предпочтений лидера.
Судя по конфликту с оппозицией, у Кадырова отсутствует подобное понимание. Он искренне считает, что инакомыслие и альтернативные взгляды вредят развитию страны. В феврале 2016 года глава ЧР запустил своеобразный бумеранг ненависти, хотя актуальных поводов к травле либералов не было. Скорее всего, Кадыров хотел продемонстрировать правоту своих убеждений в преддверии решения президента о его дальнейшем пребывании на посту руководителя республики.
Такое поведение характеризует Кадырова с не самой лучшей стороны. Чеченский лидер чересчур демонстративно выпячивает свою преданность Путину, а его сторонники, видимо, решили, что получили карт-бланш на распускание рук. Объявленная война оппозиции стала поводом для разговоров о том, что Кадыров начинает выходить из-под контроля Кремля и желает добиться неких исключительных прав.
Политический режим - это динамичная система, которая должна быть стабильной, но не статичной. Можно согласиться, что режим Кадырова начинает буксовать, хотя запас прочности и простор для деятельности у главы ЧР по-прежнему огромен. Может быть, Кадырову стало тесно в Чечне, но ситуация в республике пока далека от идеальной. Работы над улучшением ситуации в ЧР непочатый край.
Нынешнему и. о. главы Чечни можно пожелать сосредоточиться на решении, прежде всего, экономических проблем, привлекая в свою команду профессионалов. Миссионерская роль Кадырова должна заключаться в том, что Чечня станет подлинной жемчужиной Северного Кавказа и будет помогать развиваться сопредельным регионам.