С советских времен повелось, что слово «национализм» имеет негативную коннотацию и воспринимается в массовом сознании как нечто отрицательное и радикальное. Также национализм нередко путают с нацизмом. Однако достаточно открыть любой учебник или почитать онлайн-энциклопедию, чтобы понять неверность подобных суждений.
Национализм - это идеология, провозглашающая нацию как высшую ценность общества и основу государственности. Нацизм считается крайне формой национализма, которая проповедует превосходство одного народа (расы) над другим. Национализм в отличие от нацизма лишь подчеркивает значение народа, на котором зиждется государственность. Национализм - штука мощная, и если его правильно использовать - крайне полезная. Именно поэтому национализм требует адекватного понимания и отношения.
Национализм в нашей стране как идейное течение появился во второй половине XVIII века во время расцвета Российской империи. Концепция строительства нации была принесена из учений западных мыслителей в эпоху господства идей романтизма и начала капиталистического развития. Собственная философия национализмав России появилась ближе к середине XIX века.
Часть российской интеллигенции пропиталась пришедшей из революционной Франции и капиталистической Англии философией индивидуализма, свободного рынка и прочими либеральными ценностями. Сторонниками либерального национализма были литераторы Петр Чаадаев, Виссарион Белинский, Александр Герцен, Николай Огарев, Николай Чернышевский, Михаил Катков, ученые Тимофей Грановский, Сергей Соловьев, Николай Чичерин, Василий Ключевский. Западникам было стыдно за страну «рабов» и «господ», а потому они стремились переустроить Россию на европейский манер, считая его единственно верным.
У этой интеллектуальной братии естественным образом возник противовес в лице таких ярких представителей славянофильства, как Константин Аксаков, Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Николай Данилевский, Федор Достоевский. Славянофилы призывали черпать мудрость в истоках государственности, православии и народной культуре. Они были уверены в самобытном пути и миссионерстве России, которая может стать образцом духовности и сбалансированного развития. Таким образом, в середине XIX века в России образовались два антагонистических лагеря, не имеющих точек соприкосновения. Примирить западников и славянофилов в идейном отношении пытались писатели Иван Гончаров, Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Алексей Писемский.
Идейные разногласия не уберегли великую империю
Пока элита империи утопала в бесконечных дискуссиях, на Западе активно занимались строительством национальных государств (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Швеция, США). Несмотря на некоторые расхождения, у зарубежных политиков и мыслителей в целом существовал единый подход к будущему развитию их стран. Россию же, наоборот, раздирали идейные противоречия, которые еще сильнее обострились после появления на рубеже XIX-XX веков политических партий, включая роковую РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия).
В результате отсутствия идейного единства империя не смогла выдержать испытания Первой мировой войной и развалилась. Не получилось у националистов выступить единым фронтом и во время гражданской войны на стороне «белого» движения. Как правило, антибольшевистскими силами руководили бывшие военачальники императорской армии (Антон Деникин, Александр Колчак, Петр Краснов и др.), которые пытались установить собственную диктатуру на подконтрольных им территориях. Фактически единого центра управления у «белых» не было.
«Белое» движение объединило всех, кого не устраивали коммунисты, включая либералов, монархистов и социалистов. Взгляды на будущее государственное устройство России у них были, естественно, разные. Как предполагают историки, в случае разгрома «красных» противоречия в стане победителей серьезно бы обострились и привели бы к вооруженному противостоянию.
Но противникам коммунизма не пришлось делить лавры победителя, и в разоренной бесконечными конфликтами стране бал стали править большевики. Они выиграли в унесшей миллионы жизней бойне, потому что предложили народу простые и понятные условия: «фабрики - рабочим, земля - крестьянам», ну а власть - понятно кому. Конечно, поверившие Ленину люди в итоге ничего не получили, но кто сейчас об этом вспоминает.
Неудавшийся эксперимент большевиков
Большевики начали строить новую страну, где не было понятия «русский». Коммунисты попытались сварить русских вместе с другими этносами в едином котле, чтобы получить на выходе монолитный советский народ. Тем не менее, за духовную основу концепции советского народа были взяты русский язык и нравственные ценности, которые, в сущности, полностью соответствуют православным.
Великая Отечественная война, противостояния с Западом и масштабные проекты советского государства сплотили народы огромной страны, но стоило Москве в конце 1980-х годов расслабить свой кулак, как идея советского народа показала свою искусственность и полную нежизнеспособность. Почувствовавшие скорый крах государственности жители советских республик устроили гонения на русских, а также на представителей других национальностей, которые ранее бок о бок с ними проживали.
В этой критической ситуации Горбачев, а вслед за ним и Ельцин фактически бросили на произвол судьбы более 20 миллионов этнических русских, проживавших за пределами России. В те годы никто не вспоминал о том, сколько пользы принесли трудившиеся в национальных республиках русские врачи, учителя и инженеры.
Коллапс СССР привел к тяжелым испытаниям для русских
Как это ни парадоксально, но распад Советского Союза, где Россия исправно выполняла роль «дойной коровы», не предоставил русским тех прав, которые они заслужили, стоя 70 лет на страже государственности. 1990-е годы стали периодом тяжелых испытаний. Десятки миллионов русских фактически выжили, не только с постсоветских республик, но даже с Северного Кавказа. Несмотря на это, Россия очень холодно приняла своих соотечественников.
В 2000-е годы социально-экономическая ситуация в России нормализовалась, но вопрос о статусе русских остается открытым. В России проживает 80 процентов населения, которые судя по событиям в Пугачеве и Бирюлево, считают себя незащищенными от беспредела гражданами. На своей земле люди чувствуют, что обделены в правах и возможностях для достойной жизни. При этом на фоне возвращения Крыма и войны в Донбассе русский вопрос в политических кругах и СМИ был переведен из внутренней проблемы во внешнюю плоскость.
Дискуссии сосредоточились на более удобных для нынешней власти темах защиты прав русского и русскоязычного населения за пределами РФ. Полемика о состоянии прав русских в самой России как-то незаметно пропала из поля зрения СМИ, хотя прецеденты, связанные с беззаконием и вседозволенностью приезжих, никуда не делись.
Прокремлевские патриотические движения стали концентрироваться вокруг проблемы русских за рубежом и недопущения в России украинского сценария. В реальности «антимайданы» отвлекают общество и молодежь от гораздо более насущных проблем, с которыми граждане РФ сталкиваются каждый день. Тема необходимости закрепления в Конституции статуса русских, а также проблема произвола внутри страны, к сожалению, практически не поднимается.
Русские против русских
В последние годы можно наблюдать возрождение интереса к традиционной русской культуре и православию. Но современные националисты представляют собой крайне разношерстное племя. Провальные «Русские марши» 2013-2015 годов - наиболее яркое тому подтверждение. На российской националистической арене можно встретить от язычника и не стесняющего «зиговать» нациста до либерала и социалиста. Все эти ребята свято верят в свою идею и с разной степенью недоброжелательности относятся к тем, кого они каждый год видят в Люблино.
Мощный удар по русскому национализму нанесла война в Донбассе. Русские националисты раскололись на два лагеря: одни поехали воевать на стороне украинских батальонов, считая, что нужно уважать суверенитет соседней страны, другие - вступили в отряды ополченцев, чтобы защищать интересы русского населения. Получается, что русские вновь воюют против русских.
Гражданину, желающему отстаивать права русских на своей земле и за рубежом, нужна простая и понятная идея, которая может появиться только с созданием платформы для реального объединения консервативных сил. Социальные предпосылки для этого созрели давно. В данный момент работающую институциональную платформу и подобие национальной идеи предлагает только власть, призывающая думать о том, что творится с правами русских где угодно, но только не в России.
2. Re: Русский национализм – история одного раскола
1. Re: Русский национализм – история одного раскола