Князь света

0
661
Время на чтение 9 минут

Наша история изобилует именами великих святых, жизни и подвиги которых безгранично восхищают. Но вся эта славная рать милостью Божьей смогла выступить и победно взойти на Небеса благодаря одному человеку. Тому, кто поднял в нашем отечестве труд равный апостолам, кто свершил миссию равную библейским пророкам - великому святому равноапостольному князю Владимиру.

Именно поэтому в день его памяти мы празднуем день Крещения Руси, которая омылась святыми водами благодаря титаническим усилиям киевского князя и почившей на нем благодати. В этот праздничный день, великий юбилей 1000-летия преставления нашего крестителя в Царство Небесное идут грандиозные многотысячные крестные хода по многим городам Руси. В них участвуют сотни тысяч православных, и, несомненно, сам великий князь Владимир духом шествует с нами, ибо колеблется воздух в округе, радуется, трепещет и ликует всякая душа.    

                                    

Крест Робичича

Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ - из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран Спасителем предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он?

Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравниться с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.

Ольга «в гневе» на свою рабу, за то что та сошлась с ее сыном, сослала ключницу подальше от глаз, в сельцо Будотино под Псковом. Однако вскоре княгиня вернула внука в Киев, где воспитывала при своем дворе. Можно только догадываться о сложных переживаниях ребенка, которого презрительно за спиной прозвали «робичич», что значит «сын рабыни». Но Владимира растила не только бабка-христианка. Одновременно к нему приставили «кормильца», как это было принято на Руси: им стал «уйко», то есть родной дядя по матери Добрыня, истовый язычник.

Известно, что Святослав не взял в расчет третьего младшего сына при разделе земель. Но когда к нему прибыло посольство из Новгорода и попросило: «дай нам Владимира», он сразу согласился. Так в конце 969 года Владимир, будучи еще ребенком, обрел собственный «стол» в Новгороде. В сопровождении дяди Добрыни он отправился на место княжения. Там он возмужал, обрел дружину и первую жену - чехиню Аллогию, которая принесла ему первенца - сына Вышеслава.

Всего Владимир имел пять жен до крещения и дважды вступал в брак, став христианином. Его супругой после «чехини» стала Рогнеда, полоцкая княжна, которую он насильно сделал своей женой, начав войну с ее отцом, князем Рогволодом. Рогнеда жестоко поплатилась за то, что посмела презрительно отвергнуть предложение «робичича». Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.

Третьей женой князя стала вдова убитого им сводного брата Ярополка, бывшая монахиня-гречанка Наталия, которую он взял беременной, ослепленный ее красотой. Ее сына «двуотчича» Святополка, (которого мы знаем как «Окаянного») он усыновил и воспитал наравне с собственными детьми. Еще одной женой Владимира стала «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. В поминальных записях Начальной летописи среди княжеских жен наряду с Рогнедой названа еще Мальфрид, судя по имени скандинавско-варяжского происхождения. От этих браков великий князь имел 13 сыновей и десять дочерей. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», - с осуждением писал о Владимире летописец.

 

Огнем и мечом

В 977 году братья Владимира - Ярополк Киевский и Олег Древлянский пошли друг на друга войной, в которой Олег погиб. Получив это известие, Владимир бежал из Новгорода «за море». Объединив силы с варягами, огромная новгородская рать выступила в поход на Киев. Осажденный несколько месяцев город побежден был хитростью и коварством князя - условившись с киевским воеводой Блудом, Владимир выманил Ярополка в ближний городок Родню. Там воевода уговорил старшего брата сдаться на милость младшего, а сам передал в Киев: «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его». И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк ступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». 11 июня 978 года Владимир провозгласил себя великим князем киевским и русским. С этого момента началась эпоха его 37-летнего княжения.

Однако впереди было еще десятилетие до крещения, исполненное черными красками. Жестокость, злопамятство и  непомерное сластолюбие Владимира с ужасом описывали отечественные и заморские летописцы. К тому же князь был яростным язычником и противником христианства. После вступления на киевский престол он устроил на холме возле своего дворца  языческое капище с пятью огромными идолами, главным из которых был Перун. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам... И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», - плачет летописец. На «Перуновом холме» приносились и человеческие жертвоприношения. Однажды жребий пал на двор варяга-христианина Феодора, сына которого киевские язычники потребовали принести в жертву. Отец не отдал своего отрока на заклание бесам. Но язычники, подрубили сени, на которых они стояли, и убили отца с сыном. Эти варяги-христиане Феодор и Иоанн стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

В отличие от братьев Владимир всегда был горяч до веры - его интересовал этот предмет. При всех пороках князя, ему был свойствен истовый поиск Бога, иначе он не обрел бы Его. И Господь, зрящий каждого по сердцу, видел эту его жажду. Да, князь часто был слишком вспыльчив, гневлив и эмоционален. Но при этом его душа знала простодушие, искренность и искала справедливости. А главное - у него была живая совесть: его тяготили и мучили его грехи. И он почувствовал, что его жалкие деревянные боги ничем не помогут его душе. Князь приступил к поискам. Летопись рассказывает, как он принимал послов от волжских болгар (мусульман), латинян (католиков) и хазарских евреев, предлагавших ему принять их законы. Затем из Византии в Киев прибыл  греческий философ, изложивший Владимиру преимущества православного вероучения. Выслушав всех, Владимир приступил к «испытанию вер»: избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Возвратившись из Царьграда в Киев, послы поведали: «Не знали - на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». После совета с боярами и «старцами», Владимир принял решение креститься.

 

Красно Солнышко

Есть две основные версии обращения князя Владимира. По одной (более вероятной) он принял крещение в Корсуни - греческом Херсонесе, по другой - в Киеве. Так или иначе, в 988 году это историческое событие состоялось. Великий русский князь отправил в Константинополь к византийским императорам Василию и Константину послов с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры согласились, но с непременным условием - принять православие русскому правителю. «Скажите царям так, - обращается Владимир к посланникам императоров. - Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи».

Когда царевна Анна в сопровождении приближенных и священников приплыла в Херсонес, Владимир «по Божественному промыслу в то время разболелся очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать». Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь велит корсунскому епископу это исполнить. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир». Здесь же, в Херсонесе Владимир, получивший новое имя Василий, в честь византийского императора Василия II, венчался с царевной Анной.

В некоторых источниках история прозрения князя Владимира считается легендой. Но не слепцы ли так считают? В крещенской купели Господь отверз князю не только физические очи, но и духовные. И тому подтверждение вся его последующая жизнь - крещение Киева, а следом Новгорода и всей Руси. Повсеместное свержение языческих истуканов, строительство в стольном граде на месте капища главного храма, каменной Десятинной церкви во имя Пресвятой Богородицы, и еще 400 церквей по стране, основание русского монастыря Русика на Афоне, и десятков новых городов. При Владимире рождается русский монетный двор - князь начал чеканку «златников» и «сребреников», на которых он изображен сидящим на престоле. Владимирово крещение принесло Руси грамотность и культуру, вырвало наших предков из тьмы невежества, соединило разрозненные племена в великий народ и открыло путь к спасению. Святой равноапостольный великий князь Владимир стал отцом всей русской цивилизации, которая поражает своей грандиозной историей и величием. 

И все же для «отрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную» самым главным делом стало покаяние и милосердие. Наверное, с тех пор не было князю Владимиру в этом равных. По слову апостола: «где умножился грех, тут изобилует благодать». Для того, чтобы принести такой плод покаяния надо было опустится в ту непроглядную бездну греха, в которую промыслительно попустил Господь сойти нашему крестителю. Чтоб так пламенно и беззаветно возлюбить всем сердцем Христа, надо было вырваться из пасти диавола.

Княжеское «Житие» более всего отмечает его исключительное милосердие и нищелюбие. Слова Писания «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир понял не умом, а сердцем. И начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему нужно - едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь приказал развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно». Скоро о чудесном преображении князя и беспрецедентных актах его милосердия стало известно в самых дальних окраинах. «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской - и в градах, и в селах - везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих кормя, жаждущих поя, странников покоя милостью, церковников почитая, и любя, и жалуя, подавая им требуемое. Нищих, сирот, вдовиц, слепых, хромых, и страждущих - всех милуя, одевая, насыщая и поя». Эти слова монаха Иакова, автора «Памяти и похвалы князю Владимиру» - образец и урок милосердия для всех христиан, особо же - для власть имущих. Им всем по исходе земного пути придется держать строгий ответ перед крестителем и покровителем Святой Руси. 

Последние дни Владимира снова были исполнены драматизма: в 1014 году отказался платить ежегодную дань, и поднял мятеж его сын Ярослав Новгородский (будущий Ярослав Мудрый). Великий князь уже объявил о походе в Новгород на мятежника, но войны между отцом и сыном не допустили свыше. Болезнь уложила его в постель, подготовляя в последний путь. 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю) Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева. Его смерть пытались скрыть: власть в городе захватил Святополк-Окаянный, будущий убийца сводных братьев, благоверных князей Бориса и Глеба. «Двуотчич» был женат на дочери польского князя Болеслава и стал участником заговора против приемного отца. Владимир посадил бунтовщика вместе с Болеславной и польским епископом под стражу, из-под которой тот вырвался сразу после смерти великого князя. С какой должно быть болью отходила его душа в небесные селения, видя, как загорается пожар междоусобицы и покушения на православие, который будет полыхать сотни лет.  

Похоронили Владимира в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Летописец очень эмоционально описал, как Киев прощался со своим «князюшкой». Его оплакивали все - бояре, убогие, малые и великие. И проросли те слезы великой радостью для нашей земли - ибо «ради той милой Богу милостыни многое дерзновение обрел ты перед Ним». «Красно Солнышко» не закатилось, а воссияло с тех пор над всей крещенной им землей. Ныне 1000 лет как наш креститель предстательствует за нас пред Господом и молит за Русь. Мы все - его наследие, мы все ему обязаны.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Князь света

Ник "alboross" проявляет удивительные способности и смекалку, когда нужно извергнуть всяческий утилитаристский хлам. Так скоро будут и Спасителе нашем говорить - он имел весь мир на 33 год.
Лебядкин / 02.08.2015, 12:21

1. Князь света

Все чего хотел князь Владимир добиться он имел на 988 год. Но князю всего того, чего достиг было мало: он решил стать равным византийскому императору и жениться на его сестре принцессе Анне. Император Василий обещал ему Анну в жены в ответ на военную помощь против стратега Фоки, угрожавшего трону. Владимир послал в Константинополь 6 тысяч варягов, которые и подавили мятеж. Когда угроза миновала, то император Василий о свадьбе «позабыл», потому что Владимир по прежнему вел языческий образ жизни. В ответ Владимир объявил Византии войну. объектом своего нападения он выбрал главную базу Византии: город Корсунь (Херсонес), располагавшийся на Таврическом полуострове (в Крыму, вблизи нынешнего Севастополя - прим. авт.) Изнемогая от жажды, жители города сдались на милость победителя. Владимир с дружиной вошел в город и повелел сказать греческому императору Василию и его брату Константину, что если они не отдадут за него Анну «… то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем».1 Византия устала от войн и поэтому угроза князя Владимира подействовала устрашающе. Да и неизвестно как бы себя повели 6 тысяч варягов при известии о войне между Византией и Русью. По словам историка С.М.Соловтева Василий умолял с Анну выйти за Владимира и вместе с братом послали сказать ему: «Крестись, и тогда пошлем тебе сестру». 2 Но, Владимир велел отвечать: «Пусть те священники, придут с сестрою вашей и крестят меня».3 Братья - Цари послушались и послали сестру вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами. Анне очень не хотелось ехать в Херсонес. Она знала, что у Владимира гарем, что исходя из создавшейся ситуации она будет полностью во власти Владимира, который с женщинами вел себя как язычник. - Иду, словно в полон, - говорила она, - лучше бы мне здесь умереть».4 Братья утешали ее: « А, что если Бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а, Греческую землю избавит от лютой рати, видишь, сколько зла на земле Русь вершит? И теперь, если не пойдешь, будет то же. И едва уговорили ее». Анна села на корабль, простилась с родственниками «и поплыла с горем в Корсунь», где была торжественно встречена жителями. В это время Владимир «разболелся» глазами и сильно по этому поводу переживал. Анна же узнав об этом, велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее, если же не крестишься, то и не вылечишься».5 Владимир сказал на это: « Если, в самом деле, так случится, то поистине велик Бог христианский»,- и объявил, что готов к крещению. Епископ города Корсунь и священниками, которые прибыли с царевной крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел и, дивясь такому внезапному исцелению сказал: «Теперь только я узнал истинного Бога !»6 Вот миг, когда смирился гордый человек, вот момент когда он наконец познал Бога(а не ранее). Потребовался знак Божий, вразумление для князя, сильное духовное потрясение. Только прозрев он стал христианином и увидел в жене своей не только женщину, как это видимо и было ранее, а христианку, Богом данную жену, которая вместе с князем Владимиром «построила многия церкви », была ему великой помошницей в деле христианизации Руси. Кроме того она воспитала двух первых святых защитников земли русской св. кн. Бориса и Глеба! Помятуя о подвиге князя Владимира нельзя забывать и о подвиге византийской принцессы Анны порфирогениты, дочери императора Романа II, сестры императоров Василия II и Константина VIII, жены киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси.
alboross / 29.07.2015, 19:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Серикова
Как закрывали Киево-Печерскую Лавру
Злодейство под куполом цирка
20.06.2018
«Из Лавры видно как с небес...»
Беседа с духовником Киево-Печерской Лавры архимандритом Аврамием (Куявой)
18.06.2018
«Раньше была любовь и простота. Поэтому и старчество было»
Воспоминания 92-летнего духовника Киево-Печерской лавры
15.06.2018
«На Светлой Седмице Пресвятая Богородица вошла в алтарь нашего храма на глазах прихожан..»
Глава из книги «Тератургима, или Чудеса нового века», ожидаемой из печати в июне
30.05.2016
Все статьи Валентина Серикова
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12