В толковом словаре русского языка (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 2005) читаем: «Стратегия - наука о ведении войны, искусство ведения войны; общий план ведения войны, боевых операций; искусство руководства общественной, политической борьбой, а так же вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» (стр. 772).
Кому и для чего авторы стратегии объявляют войну?! С кем собираются бороться?
Может ли существовать стратегия научного поиска? Да! Но только тогда, если государство намерено организовать такое важнейшее дело как воспитание граждан на основе истории и культуры своего народа, научных разработок, опытно-экспериментальных результатов, что в итоге приводит к правильным и далеко идущим прогнозам.
Все это отсутствует в данном проекте, ибо поставлена задача по «формированию новой общественно-государственной системы воспитания детей». Сколько новых программ, систем, подходов, законодательных и нормативно-правовых актов было объявлено и принято в последние годы? А модернизация образования все не кончается... Что-то не ладится в сфере образования, многое не совпадает, отсутствует преемственность, нет целостности, все распадается.
По всему тексту проекта встречаются утверждения, с которыми трудно согласиться. Например: «Наиболее адекватная феномену «воспитание» является трактовка Стратегии как системы мер, направленные на обеспечение долгосрочного конкурентного преимущества отечественного воспитания, его высокого качества». Это что? Окончательная победа бюрократического подхода создания новой системы воспитания или слова, слова, безответственные слова.
Авторам следует для пользы дела разобраться с такими понятиями как сфера, пространство, среда; не противопоставлять два важных понятия - социализация и воспитание; уточнить цель стратегии и сократить количество задач.
В V разделе стратегии обоснованы методологические основы Проекта, авторы торопятся реализовать гуманистические принципы (такие как демократизм, толерантность, индивидуализм и др.), напрочь игнорируют наработки академика Новиковой Л.И., ее учеников и последователей; богатейший опыт научно-педагогических школ XX-XXI веков. Например, трудно себе представить данный документ без наследия В.С. Ильина (целостный учебно-воспитательный процесс), его учеников и последователей - руководителей ведущего педагогического учебного заведения - Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Общее впечатление о проекте стратегии - самое неблагоприятное.
Совсем недавно министр Ливанов на одном из ТВ каналов рассказывал об индивидуальных домашних заданиях - давно известные нюансы извечной проблемы. К сожалению, слушатели смогли убедиться в запоздалом прозрении Министра. Он мог бы кое-что добавить о том, например, как индивидуальные домашние задания соотносятся с компетентностным подходом и стандартами. Но министр промолчал, как видно еще не прозрел.
И последнее. В новом «Энциклопедическом словаре» представлены такие понятия как стратегическая реакция, стратегическая оборонная инициатива (СОИ), стратегия военная, однако отсутствует стратегия научного поиска, стратегия гуманитарного знания. Как видно, долго будет отсутствовать, ибо нет стратега.
Евгений Петрович Белозерцев, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, действительный член общественных академий, член Союза писателей России
2. О злодеях в минобре и о белой-пушистой их жертве.
1. Так ведь ничего нового в этом нет!