Каутский (Kautsky) Карл (1854-1938). Один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2 Интернационала. Перу Каутского принадлежит ряд работ в области политической экономии, истории, социологии и политики. В 1883-1917 гг.- редактор теоретического журнала германской социал-демократии «Нойе цайт» («Neue Zeit»). Автор теории ультраимпериализма. В 1917 г. вместе с другими центристами участвовал в создании германской Независимой социал-демократической партии. С 20-х гг. стал одним из идеологов «демократического социализма». В сущности, все центристские партии после войны в основном руководствовались позицией
К. Каутского, и в этом смысле можно
говорить о международном каутскианстве, хотя сам Каутский при этом уже не играл
активной политической роли. В начале 1930-х гг. выступал против установления
единого рабочего фронта в борьбе с фашизмом(1). Наиболее значимыми работами
К.Каутского об империализме являются статья «Империализм» и «Национальное
государство, империалистское государство и союз государств» (1914).
Карл Каутский объяснял империализм, как стремление промышленно развитых стран
подчинить себе аграрные. «Империализм впервые зародился в Англии и означает
особый вид политических задач, которые наметились вместе с новейшей фазой
капитализма, но отнюдь не совпадают с ним. Его сущность заключается в том, что
страна с высокоразвитым капитализмом стремится присоединить к себе большие
сельскохозяйственные области, невзирая на то, кем эти области населены»(2).
«Одним из способов расширения аграрной области является империализм. Ему
предшествовал другой способ - свободная торговля. Теория свободной торговли
получила преобладание в эпоху господства капиталистической промышленности
Англии. Англия должна была стать большим заводом для всего мира, а весь мир -
аграрной областью Англии»(3). «Западная Европа и Восточная Америка вопреки
желанию Англии превратились из аграрных в промышленные страны. Вместо такого
разделения труда, когда Англия являлась промышленной страной, а весь остальной
мир - сельскохозяйственным, новые промышленные государства выдвинули принцип
раздела оставшихся аграрных стран всего мира (поскольку эти аграрные страны
были беззащитны) между собою. Англия реагировала на это и стала на тот же путь.
Так возник империализм»(4).
К. Каутский писал о том, как в империализме политика переплетается с
экономикой, почему промышленно развитым странам выгодно не только
экономическое, но и политическое подчинение более отсталых государств: «Для
того, чтобы проведение железных дорог в диких областях было выгодно или даже
возможно, чтобы получить нужные рабочие руки для постройки и вообще для
успешности дела, надо опираться на сильную государственную власть, преданную
интересам чужого капитала и слепо защищавшую их. По мере роста вывоза капиталов
из промышленных стран в аграрные области росло и желание подчинить эти области
государственной власти собственной страны»(5). «Для страны с высокоразвитой
промышленностью возникает необходимость помешать превращению аграрной области в
промышленную. Поэтому первая стремится окончательно присоединить вторую в виде
колонии и подчинить ее своему влиянию, чтобы быть в силах воспрепятствовать
развитию в ней промышленности и заставить ограничиться производством
исключительно сельскохозяйственных продуктов. Таковы исторические корни
империализма, пришедшего на смену свободной торговле»(6).
Широко известен тезис К. Каутского о том, что «империализм является только
вопросом силы, а не экономической необходимости. Он не только не необходим для
капиталистического способа производства, но даже его значение для него часто
неимоверно переоценивается»(7).
К. Каутский называет следующие признаки современного ему империализма:
1. «Финансовый капитал, класс крупных заимодавцев и банкиров, стоит за увеличение
абсолютной государственной власти. Он заинтересован в крупных государственных
расходах и долгах, поскольку последние не превышают размеров, доводящих
государство до банкротства. Акционерное общество стало преобладающей формой
промышленного капитала. Этим наиболее крупные и влиятельные части промышленного
капитала были объединены с денежным капиталом и одновременно была подготовлена
почва для примирения его с крупным землевладением. Тресты и централизация
крупных банков чрезвычайно способствовали этому развитию»(8).
2. «Вывоз товаров приобретает иной характер. Капиталистическое производство с
первых шагов рассчитано не только на удовлетворение внутренних потребностей в
государстве, но и на вывоз. Предназначенный для вывоза товар служит сперва
только для потребления заграницей. В империалистическом периоде вывоз для такой
цели недостаточен для полного использования производительных сил в развитых
капиталистических государствах. Необходим вывоз средств производства, служащих
капиталом за границей, как, например, материал для постройки и оборудования
железных дорог, открывающих доступ к новым аграрным областям, машины для
добывания руды, для обработки плантаций, и, наконец, для всяких промышленных
предприятий и т.п.» (9).
В. И. Ленин в своих работах подверг критике попытку К. Каутского представить
империализм исключительно как политику. Определение империализма, данное
Каутским, обходит действительно новые явления в экономике, свидетельствующие о
наступлении империализма и составляющие его сущность, а именно, господство
монополий, власть финансового капитала и финансовой олигархии и т. д. Кроме
того, для империализма характерны захваты не только аграрных стран, но и
захваты промышленных стран мощными империалистическими державами(10).
Противоречивость позиции Каутского заключается в том, что с одной стороны он
писал, что «империализм не необходим», но с другой, называя признаки
современного ему империализма, сам фактически говорит о его исторической
неизбежности, о сращивании финансового капитала с государственной властью,
экономической необходимости вывоза средств производства, политического
подчинения экономически зависимых стран.
К.Каутский, говоря о процессах передела мира, отмечал, что «колониальное
государство не обладает устойчивостью и сплоченностью национального
государства. Колониальные владения могут легко перейти в руки другой
колониальной державы путем захвата, продажи или обмена. Энергичного
сопротивления туземного населения против этих перемен не приходится опасаться.
Решающим фактором в данном случае является степень военной силы владельцев
колонии. Но, с другой стороны, границы расширения колониальной державы определяются
также степенью ее военной мощи по сравнению с другими колониальными государствами»(11).
Ярким примером этому является Индия. «Индия уже испокон веков служила приманкой
для воинственных, но бедных соседей. Постоянный приток народов привел к
невероятному изобилию племен, языков, каст и религий. Если пришельцы достаточно
сильны, они являются в качестве завоевателей и грабителей. Но страна слишком
привлекательна, чтобы покинуть ее. Они остаются, а вместе с ними и награбленные
сокровища. Положение трудящихся классов остается почти без перемен, происходит
только смена хозяев. Они не раздвигают рамок примитивной демократии. Сельские
общины являются клетками, на которые опирается государственность. Полной
демократии в общине соответствует полный деспотизм в государстве, опирающийся
исключительно на силу. Так же легко, как она была завоевана одними, она может
быть завоевана и другими при полном равнодушии к этому народных масс»(12).
В своей работе «Национальное государство, империалистское государство и союз
государств» К. Каутский дает очень высокую положительную оценку английскому
империализму. С разными оговорками, может быть, сам того не желая, он тем не
менее достаточно четко проводит мысль, что британская империя является благом
для многих из объединенных под ее короной стран.
«Среди колониальных держав 17 и 18-го столетия Англия была единственной,
индустриальное развитие которой сильно продвинулось вперед, благодаря
колониальной политики. Правда, при возникновении ее также играли роль
стремившаяся к абсолютизму королевская власть и дворянство, стремившееся к
феодальному землевладению, но морская торговля и колониальные владения Англии приобрели,
однако, крупное значение уже в такое время, когда капиталистические классы
настолько окрепли в политическом и экономическом отношении, что могли
обеспечить себе долю в плодах этой власти и этих владений в интересе торговли и
промышленности. Начало морскому владычеству Англии было положено буржуазной
революцией. Эта революция привела в середине 17 столетия к победе и
окончательно завершилась «достославной» революцией 1688 года, ознаменовавшейся
переходом государственной власти в руки новой династии и дворянства, преданных,
даже подчиненных капиталистическим интересам и разделявших свою власть с
представителями высших капиталистических слоев, заседавшими в парламенте. Не
менее своеобразно, чем в 18 столетии сложилась английская колониальная политика
в 19 столетии. Она держится на двух столпах, равными которым не обладает
никакая другая колониальная страна. Одним из этих двух столпов британской
колониальной империи являются ее три крупных аграрных колонии с европейской
культурой: Канада, Южная Африка и Австралия. Другим - Индия»(13).
Говоря о доминионах, Каутский пишет, что они имеют большие политические и
экономические свободы, чем европейские демократии.
«Население Канады, Южной Африки и Австралии правда немногочисленно по сравнению
с народонаселением всех британских владений, достигающего 400 миллионов. Канада
насчитывала в 1911 году свыше 7 млн. жителей, Южно-африканский союз - 6 млн.,
австралийский союз государств, включая Новую Зеландию - 5,5 млн. Но они
представляют собой крупную экономическую и политическую силу. Их население не
только вышло уже из стадии примитивной демократии, но в полном размере
проникнуто стремлениями современной демократии, даже еще в большей степени, чем
любая европейская нация, потому что оно, как и население Соединенных Штатов, не
обременено пережитками времен феодализма и абсолютизма, ни в государственном
управлении, ни в мышлении. И в экономическом отношении эти колонии приобретают
как в качестве покупателей, так и продавцов, такое колоссальное значение для
мирового рынка, на которое только способно плодотворное, не обремененное никакими
сильными тягостями современное сельское хозяйство»(14).
«Строго говоря, это даже не колонии. Это - самостоятельные государства с
современной демократией, т.е. национальные государства, пользующиеся большими
свободами, чем какое-либо европейское государство, за исключением Швейцарии.
Они в действительности не представляют подчиненных Англии владений, а находятся
с ней в союзных отношениях, образуют вместе с ней союз государств с быстро растущим
населением и, следовательно, также растущей силой. Этот союз государств
представляет собой государство, которому суждено сыграть крупную роль в
будущем. Если в нем видят признаки и цель империализма, то мы едва ли можем
что-нибудь иметь против такого империализма»(15).
В то же время Каутский подчеркивает уникальность доминионов, отсутствие
предпосылок для подобных государственных образований в рамках какого-либо
империализма кроме британского: «Такой союз государств является, безусловно,
носителем богатого будущего, он может также многому научить в нашу эру
империализма. Но создать по этому образцу такой же союз из колониальных
областей - невозможно по той причине, что помимо тропических стран нет
свободной земли, которая могла бы перейти во владение европейской державы, и
климат которой дозволял бы европейцу исполнение физического труда без ущерба
для здоровья. Англия может когда-нибудь лишиться этого столпа, но никогда он не
будет служить опорой другой колониальной державе»(16).
Но даже и для Индии К.Каутский видит пользу от английского империализма. И это
несмотря на то, что «когда европейцы в 15-м веке пришли в Индию, индусы во
многом превосходили их. Снабженная в изобилии всеми сырыми материалами, в
которых нуждалось ее производство, имея к своим услугам искусных и трудолюбивых
рабочих, эта колоссальная по размерам страна сама все производила для
удовлетворения своих потребностей, и еще оставался большой излишек продуктов,
которые охотно покупались культурными народами, индусы сами не нуждались в их
изделиях. Результатом было то, что их вывоз долгое время оплачивался почти
только благородными металлами. Уже с незапамятных времен не прерывался приток
благородных металлов в Индию, скопившихся там в горы сокровищ»(17).
«Англичане вышли победителями над своими европейскими соперниками и туземными государствами.
Европейцы не являлись в Индию, как прежние завоеватели с целью обосноваться
там. Этому мешало уже одно то, что климат там для них убийственный. Каждый являлся
туда ради добычи, с которой потом возвращался в Европу. Новые завоеватели значительно
более угнетали рабочие массы, чем прежние деспоты. Страна приходила все в больший
упадок, и только за последние десятилетия английское правительство стало
заботиться о противодействии этому упадку»(18).
Каутский видит пользу для Индии от нахождения в составе Британской империи в
том, что именно это политическое состояние позволило индусам почувствовать себя
единой нацией, положило конец внутренним военным конфликтам, дало единый язык -
английский.
«Индусские националисты, несомненно, стремятся к тому, чтобы освободиться от
английского гнета, но не путем замены его другим. В настоящее время английское
господство обеспечивает Индии постоянный мир. В пределах самой Индии не
существует на каждом шагу, как в Европе, таможенных границ. Английский язык и
преподавание на английском языке стали связующим национальным звеном.
Интеллигенция различнейших религий, племен и языков изучает поголовно
английский язык, и он является на ее конгрессах общим для нее языком. Стремления
индусских националистов направлены сейчас не к разрыву с Англией, а к
завоеванию себе, в пределах британского союза государств, более широких свобод,
парламентского представительства, как для провинций, так и для государства в
целом, чтобы парламент Индии имел право издавать законы и определять размеры и
применение налогов. Их конечная цель - конституция наподобие австралийской, и
они полагают, что их дальнейшее пребывание в британском союзе, после того, как
они достигнут этой цели, даст им одни только выгоды»(19).
И после периода британского владычества Индия предстает уже качественно иным
государством, способным на единство и независимость. «Желание овладеть или
создать такую мировую империю близко сердцу империалистов всех стран. У нас нет
полной уверенности, суждено ли Англии навсегда сохранить за собой эту мировую
империю, но нет сомнений, что никакая другая нация не может создать себе
подобной империи. Есть только одна Индия. Англия может лишиться ее. Но Индия
никогда, как целое государство, не может перейти во владение другой иноземной
державы»(20).
Такая проповедь цивилизаторской миссии Англии в Индии весьма сомнительна, в
силу того, что озвучена марксистом, что также вызывало резкую критику К.
Каутского В.И. Лениным. Индия вполне могла бы развиваться без Англии. И об этом
не только писали впоследствии М. Ганди и Д. Неру, но и сам К. Каутский начинает
рассказ об Индии с того, что «когда европейцы в 15 веке пришли в Индию, индусы
во многом превосходили их». И завершение рассказа о том, что англичане «значительно
более угнетали рабочие массы, чем прежние деспоты» описанием того, что в
конечном итоге это явилось благом для Индии, выглядит непоследовательно.
К. Каутский касается и раздела Африки Францией, Германией и Англией. «С начала
1880-х годов Франция стала вести энергичную колониальную политику. В 1881 году
она заняла Тунис, в следующем году она снарядила экспедицию в Мадагаскар и
одновременно предприняла войну за обладание Тонкином. С тех пор она овладела
громадными территориями, особенно в Африке. В 1871 году французские владения в
Африке достигали 900 тысяч кв. километров. В настоящее время они занимают
территорию в 6,25 млн. кв. км. (вместе с Мадагаскаром, не считая 4 млн. кв. км.
ее «сферы влияния» в Сахаре). Все население французских владений в Африке
равнялось в 1871 г. 3 милл., сейчас оно составляет 33 миллиона»(21). «Вслед за
Францией, Германия стала в середине 80-х годов обнаруживать стремление к приобретению
колоний. В настоящее время немецкие колонии возросли почти до 3 млн. кв. км.,
из них 2700000 в Африке, с населением 13 млн. человек»(22). «Англия также
принимает участие в разделе Африки. Занятие Египта, предпринятое ею, главным
образом, для обеспечения себе пути в Индию через Суэцкий канал, а также в ее
южно-африканские владения, давало ее денежному капиталу весьма важные опорные
пункты, и развитие Англии быстро продвинулось вперед. Без Египта, который
формально не был английским, английские владения в Африке занимали в 1890 г.
Территорию в 2 млн. кв. км., а в настоящее время 5775000 кв. км. Число
подчиненного населения поднялось с 4,5 до 33 миллионов. За пределами Африки
Англия приобрела очень мало новых колоний»(23).
С различными оговорками, но К. Каутский признает, что именно империализм явился
причиной мировой войны: «Несмотря на сравнительно второстепенное значение
большинства африканских владений для промышленности метрополии, соперничество
из-за африканских областей способствовало в немалой степени всеобщему
вооружению и уже несколько раз почти доводило до всемирной войны. Но каждый раз
в решительный момент заинтересованные державы приходили к заключению, что
объект не стоит такой громадной жертвы, как мировая война, и конфликт
разрешался мирным путем»(24).
Но постоянное наращивание военной мощи империалистическими государствами все же
не могло не привести к войне: «Империализм - виновник мировой войны, потому что
он служил побудительной причиной соперничества в вооружении, втянувшего,
естественно, в свой круг все крупные державы, независимо от того, побуждают ли
их к этому империалистические мотивы или нет. Это состязание в вооружении
должно было неминуемо привести к войне, если бы оно не было вовремя
приостановлено - даже при условии, если бы все спорные империалистические
пункты удалось уладить путем мирных соглашений»(25).
Материалы, использованные Каутским, давали ему возможность сделать выводы об
антинародной сущности империализма, но он их не сделал, что дало Ленину повод
называть его адвокатом империализма.
В 1914 году К. Каутским была выдвинута теория ультраимпериализма, которая
отрицает ленинское положение о том, что империализм - последняя стадия развития
капитализма, канун социальной революции пролетариата, признавая возможность
наступления вслед за империализмом следующей фазы развития капитализма, которая
именуется ультраимпериализмом.
«Сильная конкуренция гигантских предприятий, гигантских банков и миллиардеров
порождает идею о картелях финансовых королей, поглощающих более слабых. Так
может случиться и в настоящей мировой войне между империалистскими великими
державами. Союз сильнейших из них может положить конец соперничеству в
вооружении. Исходя из чисто экономической точки зрения, не исключена
возможность того, что капитализм пройдет еще одну фазу. Система картелирования
будет перенесена во внешнюю политику. Наступит фаза сверхимпериализма»(26).
Методологически и политически теория ультраимпериализма - продолжение теории
империализма Каутского, трактующей империализм как особого рода политику, а
именно политику развитых промышленных держав, направленную на захват аграрных
территорий. Такой же односторонней теорией, основанной на отрыве политики
империализма от его экономики, является и теория ультраимпериализма, в
соответствии с которой на основе интернационального характера
монополистического капитала якобы возможны ненасильственные, неимпериалистические
межгосударственные отношения между великими капиталистическими державами.
Каутский считал, что ультраимпериализм - политика главнейших капиталистических
держав по совместной эксплуатации мира интернационально объединённым финансовым
капиталом. Образование единого всемирного картеля, по утверждению Каутского,
приведёт к устранению межимпериалистических противоречий и тем самым устранит
опасность мировых войн между капиталистическими странами (27).
Критикуя введение К. Каутским термина «ультраимпериализм» В.И. Ленин писал:
«Совершенно такой же реакционный характер носит пресловутая теория
«ультраимпериализма», сочинённая Каутским. Сравните его рассуждение на эту тему
в 1915 году с рассуждением Гобсона в 1902 году:
Каутский: «...Не может ли теперешняя империалистская политика быть вытеснена
новою, ультраимпериалистскою, которая поставит на место борьбы национальных
финансовых капиталов между собою общую эксплуатацию мира
интернационально-объединённым финансовым капиталом? Подобная новая фаза
капитализма во всяком случае мыслима. Осуществима ли она, для решения этого нет
ещё достаточных предпосылок».
Гобсон: «Христианство, упрочившееся в немногих крупных федеральных империях,
из которых каждая имеет ряд нецивилизованных колоний и зависимых стран, кажется
многим наиболее законным развитием современных тенденций и притом таким
развитием, которое дало бы больше всего надежды на постоянный мир на прочной
базе интеримпериализма ».
Ультраимпериализмом или сверхимпериализмом назвал Каутский то, что Гобсон за 13
лет до него назвал интеримпериализмом или междуимпериализмом. Кроме сочинения
нового премудрого словечка, посредством замены одной латинской частички другою,
прогресс «научной» мысли у Каутского состоит только в претензии выдавать за
марксизм то, что Гобсон описывает, в сущности, как лицемерие»(28).
С этим мнением В.И. Ленина вряд ли можно согласиться, учитывая то, что Д. А.
Гобсон пишет о попытке создания утопической по сути и лицемерной по содержанию
псевдо-христианской идеологии империализма, а К. Каутский фактически
предсказывает то, что сегодня, в начале 21 века, начинает принимать уже зримые
очертания.
С другой стороны - сегодня в определенной мере свершилось то, о чем Каутский
писал, как о фантастической возможности - единая Европа,
интернационально-объединенный финансовый капитал. Но угроза мировых войн не
отошла безвозвратно в прошлое, так как в качестве новых активных действующих
лиц на мировой арене появляются государства, которые во время Каутского были
колониями или полуколониями, затем странами «третьего мира», а сегодня пытаются
активно участвовать в процессах передела сфер влияния в мире. В том числе здесь
можно говорить и о роли экстремистских исламистских межгосударственных
объединений. В то же время нельзя не учитывать и того, что то, что Каутский
называл «ультраимпериализмом» сегодня приблизилось, но не наступило.
По мнению Каутского, в итоге борьбы национальных финансовых капиталов
образуется единый интернациональный финансовый капитал. Задача рабочего класса
будет состоять в том, чтобы заменить капиталистов, руководящих всемирным
трестом, руководителями из рядов пролетариата, и социалистическая революция
будет совершена. Однако, говорил К. Каутский, пока стадия ультраимпериализма не
наступила, условия для социалистической революции не созрели (29). Судя по
логике работ Каутского, такие условия могут созреть только теоретически,
никогда не став реальностью.
Учение К. Каутского об империализме и ультраимпериализме в целом внесло свой
вклад в развитие учения об империализме в начале 20 века. Его слова об общей
эксплуатации мира интернационально-объединённым финансовым капиталом в начале
21 века звучат вполне современно. Будет вполне оправданным утверждение, что
противоречия, непоследовательность и недоговоренности, описанные выше, не
умаляют значимости общего вклада К. Каутского в развитие теории империализма.
Примечания
1. См.: bibliotekar.ru › biografii/7/23.htm (дата обращения 09.06.2011 года)
2. Каутский К. Империализм // К. Каутский. Демократия и социализм. Фрагменты
работ разных лет. М., 1991. С. 9
3. Там же. С. 15
4. Там же. С. 16
5. Там же. С. 17
6. Там же. С. 18
7. Каутский К. Национальное государство, империалистское государство и союз
государств. М., 1917. С. 24
8. Там же. С. 26
9. Там же. С. 26-27
10. История экономических учений, М., 1963ekoslovar.ru › istoria019.html (дата
обращения 16.05.2011 года)
11. Каутский К. Национальное государство, империалистское государство и союз
государств. М., 1917. С. 17
12. Там же. С. 50
13. Там же. С. 42
14. Там же. С. 43
15. Там же. С. 44-45
16. Там же. С. 48-49
17. Там же. С. 49-50
18. Там же. С. 50
19. Там же. С. 55-56
20. Там же. С. 57
21. Там же. С. 60
22. Там же. С. 60
23. Там же. С. 61
24. Там же. С. 62
25. Там же. С. 74
26. Каутский К. Империализм // К. Каутский. Демократия и социализм. Фрагменты
работ разных лет. М., 1991. С. 20
27. В. С. Афанасьев. Ультраимпериализма теория dic.academic.ru ›
dic.nsf/bse/142776/... (дата обращения 15.05.2011 года)
28. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма Империализм, как высшая
стадия капитализма // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Том
27. М.,1962. С.
29. История экономических учений, М., 1963ekoslovar.ru › istoria019.html (дата
обращения 16.05.2011 года)
Алексей Федотов, доктор исторических наук, профессор Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления»
9. 8.Федотову А.А.
8. Ответ на 7., Писарь:
7. 6.Федотову А.А.
6. Ответ на 5., Писарь:
5. 4.Федотову А.А.
4. Ответ на 3., Писарь:
3. Re: Учение Карла Каутского об империализме и ультраимпериализме
2. Ответ на 1., Адриан Роум:
1. Re: Учение Карла Каутского об империализме и ультраимпериализме