Фото: ФСК
Стремительное изменение обстановки в Афганистане столь же стремительно меняет военно-политическую обстановку у соседей «страны победившего Талибана». Особенно это касается Таджикистана.
На днях власти Таджикистана заявили, что Китай построит базу в пограничной с Афганистаном и Китаем Горно-Бадахшанской автономной области, но принадлежать она будет спецназу УБОП МВД Таджикистана. По информации первого замминистра внутренних дел Таджикистана Абдурахмона Аламшозода, базу построят в населённом пункте Вахан Ишкашимского района.
Базу построят безвозмездно, а все материалы и техника получат на границе зеленые коридоры. «Бюджет строительства оценивается в 55 миллионов китайских юаней, что эквивалентно примерно 100 миллионам сомони», – сказал депутат маджлиси намояндагон Толибхон Азимзода. Строительство нового объекта было одобрено 27 октября в нижней палате парламента Таджикистана.
До сих пор указывалось, что база будет исключительно таджикской, но, по информации таджикской редакции Азаттык, Таджикистан разрешил Пекину строить новую базу, предложив предоставить Китаю полное право собственности на уже существующую базу, отказываясь от любой арендной платы в обмен на военную помощь со стороны Китая. Якобы это предложение Эмомали Рахмон представил министру обороны Китая Вэй Фэнхэ во время его поездки в Таджикистан в начале года.
Наличие второй базы активно отрицалось и Пекином, и Душанбе. Впервые о ней заявила в 2019 году газета Washington Post, ссылаясь на фото и сведения местных жителей. Журналисты Азаттыка, сообщали, что на базе есть китайский персонал, но сам объект еще принадлежит Таджикистану.
Спутниковый снимок некой военной базы в районе Мургаба. Источник - Радио Азаттык
База находится в Мургабском районе, возле поселка Шаймак, где в период Российской империи капитан Поликарп Кузнецов поставил Шаджанский пограничный пост, а после был и пост советский. Американцы уверяют, что на хорошо укрепленной базе находится две роты китайских солдат, форма которых отвечает подразделениям, дислоцирующимся в Синьцзяне.
Присутствие китайцев в т. н. Ваханском коридоре обусловлено огромным вниманием, который Пекин уделяет уйгурским сепаратистам, базы которых находятся на территории Афганистана и несут реальную угрозу безопасности провинции.
Опять же неофициально база может быть частью многомиллиардного проекта китайского «броска на Запад» «Один пояс — один путь», который с энтузиазмом поддержало таджикское руководство.
Китайцы на границе Афганистана
О возможности создания китайской военной базы в афганском Бадахшане вели переговоры тогдашние министры обороны КНР Чань Ваньцюань и Афганистана Тарик Шах Бахрами еще в 2018 году. Китайцы давно выделяют средства Таджикистану для укрепления границы. Был выделен грант на строительство трех комендатур, четырех пограничных застав, четырех пограничных постов и одного учебного центра. В 2016 году в Душанбе при финансовой поддержке КНР за $19 млн. был построен Дом офицеров. В ноябре 2018 года в таджикской столице на китайские деньги был открыт Центр борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
База, если она станет собственностью Пекина, усилит контроль не только за Ваханским коридором, но и за севером Афганистана, пакистанским Читралом и за частью Таджикистана, особенно за индийской авиабазой Фархор (Пархар) в Хаталонском районе Таджикистана.
Самым любопытным остается то, что Таджикистан «курируют» ОДКБ и 201-я российская военная база. Вряд ли Китай открыто конкурирует с Россией за зону влияния, но открывшиеся возможности Пекин игнорировать не будет.
Пока не ясно, принял ли Китай предложение, поступившее от таджикской стороны.