Решения Страсбургского суда в России должны исполняться с учетом верховенства Конституции, решил Конституционный суд РФ. Таким образом, за Конституцией признана высшая юридическая сила, чем постановления ЕСПЧ.
Суд определил, что участие России в международном договоре не означает отказа от государственного суверенитета.
«Подписав конвенцию о правах человека, Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека», - сообщил судья Конституционного суда Сергей Маврин. По его словам, каждый по-прежнему вправе обращаться в международные суды за защитой своих прав, а Россия готова исполнять ратифицированные международные договоры. Однако решения ЕСПЧ подлежат исполнению только с учетом признания верховенства Конституции Российской Федерации. Судья пояснил, что Конвенция по правам человека является частью правовой системы России, но «Россия может отступить от налагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственным способом избежать нарушения Основного закона».
С запросом о том, должна ли Россия исполнять все решения ЕСПЧ, в Конституционный суд ранее обратились депутаты Госдумы. В своем заявлении они отметили, что действующее законодательство обязывает суды и другие госорганы безусловно выполнять решение ЕСПЧ «даже вопреки» российской Конституции, тогда как Конституция предусматривает, что участие в межгосударственных объединениях не должно приводить к нарушению прав человека или противоречить основам конституционного строя.
В результате, по мнению парламентариев, правоприменитель «поставлен в безвыходную ситуацию, поскольку такая коллизия может оказаться неразрешимой».
Представитель президента в Конституционном суде России Михаил Кротов 1 июля заявил, что Конституция должна иметь приоритет перед другими, в том числе международными, законами, в связи с чем Россия не должна безоговорочно исполнять решения ЕСПЧ.
Ранее уполномоченный России при ЕСПЧ и заместитель министра юстиции России Георгий Матюшкин заявил, что некоторые постановления Страсбургского суда, в том числе о выплате компенсации бывшим акционерам ЮКОСа, «прямо противоречат нормам международного права и несут в себе угрозу фрагментации международного публичного права».
Агентство Однако напоминает, что летом 2014 года Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить всем бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере €1,86 млрд. Тем же летом Третейский суд в Гааге в отдельном процессе присудил экс-акционерам компании $50 млрд. Россия отказалась выполнять решения европейских судов, и бывшие акционеры ЮКОСа начали процедуру взыскания долга в Европе и США. В июне в Бельгии и Франции по иску бывших владельцев ЮКОСа арестовали российские активы, но позже часть была разморожена.