РФ и Вьетнам построят центр ремонта и техобслуживания кораблей советской и российской постройки в Камрани, где находилась одна из важнейших военно-морских баз СССР за рубежом. Уже к 2015 году планируется построить в глубоководном порту ремонтную базу и пункт материально-технического обеспечения. Но, вопрос о воссоздании военной базы завис в воздухе.
В последние годы Вьетнам является одним из самых активных покупателей российской военной техники. Причем закупается высокотехнологичная продукция - корабли и авиация. Именно в этом центре будут обслуживать корабли всех классов и типов вплоть до среднего ремонта.
В 2009 году во время визита в Москву премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга был подписан контракт на поставку во Вьетнам шести дизель-электрических подводных лодок. Также контракт предполагал подготовку вьетнамских экипажей, для чего в Камрани при содействии ОАО "Концерн "НПО "Аврора" начал создаваться учебно-тренировочный центр.
Уже тогда появились надежды, что России удастся возобновить свое присутствие в этой важнейшей точке Азиатско-Тихоокеанского региона.
Камрань - одна из самых удобных и стратегически важных бухт во всем южно-азиатском регионе. Отсюда можно контролировать один из ключевых морских путей, соединяющих Индийский и Тихий океаны. Рядом с базой находятся Лусонский и Малаккский проливы. База в Камрани обеспечивает присутствие не только в северной части Индийского океана, но и в Персидском заливе, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Камрань считается одной из лучших глубоководных гаваней в мире. В 1979 году эта бухта была передана Вьетнамом в безвозмездное пользование СССР на 25 лет. Для Вьетнама, который при помощи СССР последовательно отбился от американцев и китайцев, это было вполне логичное решение. Советскому Союзу также было необходимо обеспечить присутствие в регионе, создав противовес американским военно-морским базам США на Филиппинах.
В свое время в Камрани находились американские войска, построившие порт и аэропорт. После поражения во Вьетнаме американцы были вынуждены уйти, а после вьетнамо-китайской войны в бухту пришли советские военные. Они модернизировали уже созданную инфраструктуру и превратили Камрань в первоклассную военно-морскую базу, способную принимать сотни кораблей.
В ходе активной перестройки базы здесь проживало более десяти тысяч граждан СССР - целая советская колония за тысячи километров от родной страны. Однако уже в конце 80-х начале 90-х годы вокруг базы стали происходить события, которые иначе как закамуфлированным бегством не назовешь. Хотя срок действия соглашения истекал только в начале XXI века, с базы начался вывод советской техники. Оставшаяся сотня человек персонала не могли на должном уровне поддерживать инфраструктуру базы, общая площадь которой достигала сотни квадратных километров.
В 1995 году произошло не имеющее аналогов в истории советской авиации событие - при посадке на аэродром в Камрани разбилось сразу 3 боевых самолета Су-27 из эскадрильи "Русские витязи". Ханой потребовал ежегодной платы в 500 миллионов долларов за аренду базы. На ответное предложение российской стороны списывать арендную плату из 10 миллиардного долга Вьетнама перед СССР хозяева гавани ответили отказом.
Для пущей убедительности вьетнамцы даже пригрозили отдать базу КНР или США, но с этим, конечно, переборщили - "такая корова нужна самому". В итоге, в начале нулевых РФ официально ушла с базы.
С тех пор вьетнамцы переоборудовали военный аэродром в гражданский аэропорт и базирование смешанного полка боевой авиации теперь уже вряд ли возможно. Да и вьетнамцы не готовы размещать в Камрани военные базы иностранных государств.
"Позиция Вьетнама заключается в том, чтобы не разрешать ни одному иностранному государству размещать в Камрани свои военные базы, - заявил министр национальной обороны Вьетнама генерал армии Фунг Куанг Тхань. - Вместо этого Вьетнам намерен создать в Камрани международный центр обслуживания судов, которым будет управлять самостоятельно".
Впрочем, и во времена "бескорыстной" дружбы СССР и Вьетнама, расцвета базы в Камрани, вьетнамцы контролировали вход и выход из порта с помощью береговых батарей на входе в бухту и таким же образом осуществляли контроль воздушного пространства своими подразделениями ПВО. Сама база была отграничена на суше двумя периметрами, внешний опять же держали вьетнамцы, которые к тому же работали еще и на самой базе. Понятно, что на обострение ситуации с советскими военными в то время вьетнамцы бы не пошли, но свой хозяйский статус они всегда подчеркивали.
Поэтому создание большой военно-морской базы в этом регионе сейчас вряд ли возможно. Да и отправлять туда, откровенно говоря, нечего: программа перевооружения ВМФ срывается регулярно, а размазывать те небольшие силы, которые у нас еще есть, стратегически неверно.
Вероятнее всего Ханой позволит Москве создать в Камрани ПМТО (пункт материально-технического обеспечения), тем более, что именно на этой базе планируется чинить и тестировать поставляемые во Вьетнам дизель-электрические подводные лодки и сторожевые корабли проекта 11661Э "Гепард-3.9". Сейчас еще два сторожевика "Гепард-3.9" строятся на Зеленодольском заводе имени Горького для вьетнамских ВМС.
Тем не менее, наличие такого пункта позволяет отечественному ВМФ существенно расширить сферу своего действия и бороздить своими группами южные моря в постоянном режиме.
Анатолий Мирановский