Вместе со Христом

0
37
Время на чтение 6 минут

Источник: СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

 

священник НиколайТолстиков, Вологда

 

Еще едва-едва пробуждалось тогда весеннее утро.
Иду пешочком в свой храм к ранней воскресной Литургии. Погодка майская, а преподнесла в том високосном году сюрприз – холодина, даже снежок легкий сыплет. В такую пору изредка пронесется по улице легковушка, а прохожих и вообще не встретишь.
Сегодня добираюсь более кратким путем, вдоль речного берега: много не разгуляешься.
И – глянь! – впереди меня присыпанная снежной крупой, неуклюже по- стариковски опираясь на длинную палку, наподобие посоха, движется чья-то фигура. Оборачивается ко мне, видимо, заслышав шаги. В теплой «пальтухе» с поднятым воротником, в надвинутой на самые брови шапке. Да это отец Сергий, старейший священник в нашем городе! Да и самый известный!
Сам я разменял четвертый десяток службы, а он еще у нас, первокурсников, преподавал в местном духовном училище. Все годы – рядовой приходской батюшка, в начальствующие не метил. Но и все знали, что верен он и другой «профессии» ¬врач ¬¬- нарколог. Практикующий. Сколько он спас от всякой напасти не только своих духовных чад и просто прихожан в храме, как священник, но, наверное, не меньше пациентов в отделении наркологии.
А ведь возрастом-то на девятый десяток заворачивает…
– Что-то давненько отца Сергия не было видно?!
– Вот бреду, собрат, к храму! – Вздыхает батюшка. – Ногу зимой сломал, но срослась кость, слава Богу, не обезножил.
Знаю, длинноват и извилист отсюда «крюк» до храма, где служил отец Сергий. На другом берегу храм и добраться до него можно только через мост, до которого ой как неблизко! С сомнением смотрю на поступь батюшки: с такой скоростью за полдня не дойти…
– А я как из дому на наш берег выйду – вот он, храм, прямо передо мной за рекою. Стою и молюсь каждое утро. Так и на ноги встал с Божией помощью!..
Вспомнилось: « Не стоит село без праведника…»***В нашем городе местные писатели собрались восстанавливать полуразрушенный храм. Создали общину, настоятель – тоже писатель. Всё, как говорится, было гладко на бумаге…
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело подается, тем более доброе. Богатенькие «буратино» – спонсоры толпой не набежали, а у иного писателя сейчас в кармане – вошь на аркане. Но все-таки старались, что могли – делали. У кого-то первоначальный запал пропал, и те потихонечку ушли в сторонку. Но остались те, немногие, но кому это действительно надо.
Перво-наперво богослужение в изувеченном до неузнаваемости храме было восстановлено; вместо иконостаса алтарь отделила простая занавеска. А снаружи и говорить нечего: стены ощерились карминно-красными выбоинами кирпича, на крыше березки растут.
Приход наш не забрал мир с местным предпринимателем. Бизнесмен держал в помещении обкорнанного, без куполов и колокольни, храма «Сытную лавку» и годами извлекал немалый барыш, гоня на продажу водку, мясо, сигареты. В отделение «Росреставрации», на чьем балансе числился храм, от лихого арендатора капала денежка, и все заинтересованные лица были довольны.
Хотя приходская община официально создана и зарегистрирована, в сам храм ходу нам нет: еще на целый год сохранялся у предпринимателя срок аренды. И в очередной церковный праздник бежал к нему «на прием» наш староста и просил униженно позволить отслужить молебен возле стены храма снаружи.
Но вот бизнесмен угодил однажды в «автопеределку», выпутался еле живым и, выздоровев, принес и вручил настоятелю ключи от храма:
– Магазин съехал! Забирайте помещение досрочно!..
Здание храма уцелело каким-то чудом посреди «дворянского гнезда» – обиталища бывших партийных и советских номенклатурщиков. Кто из них взирал на оживающий храм с молчаливым равнодушием, кто – с ехидной усмешечкой.
И все-таки народ в окрестностях стал называть храм «писательским», раз там обретались кудесники слова.Писателей общее дело восстановления храма объединяло. А были они – люди прежде разных воззрений на жизнь и православную веру, у каждого за плечами своя прожитая жизнь и свой творческий багаж. И кто-то уже давно сокровенно хранил в сердце веру в Бога, а кто, не смотря на приличный возраст и партийное прошлое, делал только первые шаги, задумываясь о вечном. Мне кажется, собрались в общину те, кто был верен не только литературным, но и православным традициям. «Модернисты» вряд ли бы тут прижились, как и раскольники в Церкви. Так что, на мой взгляд, нужно и полезно православным писателям объединяться.
Будем ждать от них и соответствующего взгляда на описываемую жизнь. И не только рассказов о батюшках, колокольном звоне и запахе ладана, но и повествований о простых христианах, о повседневной жизни, в которой присутствует Бог, а не безверие правит. И помнить следует, что даже в самом грязном и беспросветном бытии всегда есть солнечный луч православной веры. Надо только его увидеть и ощутить и, в нашем случае, еще и осмыслить и творчески, в слове, изобразить.Часто задают мне такие вопросы… Какое место православная художественная литература может занимать в жизни приходов? Может ли она нести миссионерскую составляющую? Что самое главное в творчестве православного писателя?
Место в жизни приходов такая литература, конечно, свое место займет. Опять же о миссионерстве… «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Не случайно сказано в Евангелии. О здоровом правильном человеке, вероятно, писать радостно и легко, чем опускаться до самого «дна», описывать его обитателей. Хотя, впрочем, нет. Труднее описать человека, выбирающегося с этого самого «дна», карабкающегося, обрывая ногти, в гору. Скатиться-то легко, усилий не надо. Об этом, во многом, и моя проза.
Но это о тех, кто «на краю». А и люди, живущие обычной повседневной жизнью, попадают порой в такие жуткие ситуации, что не знают, что делать и куда идти преклонить забубенную головушку. В храм, к Богу не все готовы: вспомним советское антирелигиозное воспитание. Но и если в руки терпящего бедствие попадает книга православного писателя и помогает ему в трудную минуту не отчаяться, сделать шаг к Богу – это, считаю, главное в творчестве такого писателя.На одном давнем литературном семинаре в Вологде мне прямо так и заявили московские руководители: «Больно Бог-то у Вас, батенька, суров!» Так Он и спрашивает за грехи и прегрешения сполна. Конечно, легче представить Его этаким добродушным бородатым старичком, сидящим на облаке. И раз в году, забежав мимоходом в храм, поставить свечку и, начитавшись всяких околоправославных книжек – сейчас их выходит пруд пруди, ощутить себя этаким всезнающим христианином и начинать поучать священников, как надо служить в церкви, а уж пишущего священнослужителя и подавно поучать, как надо писать.
Задают мне иногда и такой вопрос: прочтут ли прототипы моих героев мои произведения?.. Так они почти все входят в так называемую «группу риска», где долго не живут, а уж тем более по библиотекам не ходят. Но... среди падающих и падших и готовых упасть всегда есть человек, пусть и балансирующий на грани, но ищущий путь к Богу, хватающийся за это, как утопающий за последнюю соломинку. Вот для таких людей и моя проза. Поможет кому-то, буду счастлив.***Барак-времянка, срубленный из бруса, загорелся, когда настоятель пустыньки с немногими трудниками были в храме на вечерней службе. Хватились поздно – полыхало костром, что и тушить уже нечего. И трапезная и ночлежка сгорели разом из-за неисправной печи.
Трудники погоревали-посетовали, но не ночевать же под открытым небом: разбрелись восвояси до лучших времен, пока новое пристанище построить удастся. Остался один настоятель иеромонах Александр. При храме. И денно и нощно. Сам – в чем только душа держится, но зато дух силён!
Слава Богу, что сам храм уцелел от богоборческих времен. Монастырскую кирпичную ограду колхозники когда-то разобрали на коровник; братский корпус с провалившейся крышей угрюмо чернел провалами окон. Помещение же храма трудники подремонтировали, подготовили для богослужения.
Заезжали в святое место паломники. Однажды прибыл целый автобус со школьниками. Детдомовцы: доброму слову рады, но и за словом в карман не полезут. Отец Александр увлеченно рассказывал им о Христе, когда один из школьников перебил вопросом:
– А вы сами-то Бога видели?
– Он Сам ко мне пришел и позвал за Собой! – ответил иеромонах. – Я ведь спортсмен, физкультурник тот еще был. А после травмы простым физруком пришлось работать. Ни семьи, один. И раз услышал то ли в полусне, то ли в полуяви: « Иди-ка ты, раб Божий, в монастырь!». Собрался и пошел пешим с одного края епархии на другой – единственный монастырь тогда открыт был. Пока добирался, обувка развалилась. Шофера с попуток предлагали подвезти – нет, своим ходом доберусь!.. А в обители – послушания, потом – постриг. И вот Господней волей пустыньку здешнюю восстанавливать я направлен!
– Как вы тут один будете жить? – руководитель ребятишек, немолодая женщина, перевела зябко взгляд на обгоревший остов «времянки». – Зима скоро.
– Из храма куда я пойду? – улыбнулся светло отец Александр. – Со Христом здесь и буду!Праведники? Да, праведники. И приходской батюшка в «глубинке» и иеромонах и бабушка-богомолка. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» (преп. Серафим Саровский).
Вот и нашим писателям надо быть вместе со Христом, и тогда всё преодолимо.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Николай Толстиков
Диакон
Рассказ
08.12.2022
Маэстро
Рассказ
10.04.2021
Брат во Христе
Рассказ
21.05.2020
Ставленник
Рассказ
23.04.2020
«Красный» архиерей
Рассказ
26.03.2014
Все статьи Священник Николай Толстиков
Последние комментарии
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.03.2025 05:38
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Андрей А
26.03.2025 03:40
Эпилог Украины
Новый комментарий от Русский танкист
26.03.2025 03:23
Как часто надо причащаться?
Новый комментарий от Виктор Фролов
26.03.2025 03:16
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от учитель
26.03.2025 02:25