Источник: СОВЕТ ПО ПРОЗЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
священник НиколайТолстиков, Вологда
Еще едва-едва пробуждалось тогда весеннее утро.
Иду пешочком в свой храм к ранней воскресной Литургии. Погодка майская, а преподнесла в том високосном году сюрприз – холодина, даже снежок легкий сыплет. В такую пору изредка пронесется по улице легковушка, а прохожих и вообще не встретишь.
Сегодня добираюсь более кратким путем, вдоль речного берега: много не разгуляешься.
И – глянь! – впереди меня присыпанная снежной крупой, неуклюже по- стариковски опираясь на длинную палку, наподобие посоха, движется чья-то фигура. Оборачивается ко мне, видимо, заслышав шаги. В теплой «пальтухе» с поднятым воротником, в надвинутой на самые брови шапке. Да это отец Сергий, старейший священник в нашем городе! Да и самый известный!
Сам я разменял четвертый десяток службы, а он еще у нас, первокурсников, преподавал в местном духовном училище. Все годы – рядовой приходской батюшка, в начальствующие не метил. Но и все знали, что верен он и другой «профессии» ¬врач ¬¬- нарколог. Практикующий. Сколько он спас от всякой напасти не только своих духовных чад и просто прихожан в храме, как священник, но, наверное, не меньше пациентов в отделении наркологии.
А ведь возрастом-то на девятый десяток заворачивает…
– Что-то давненько отца Сергия не было видно?!
– Вот бреду, собрат, к храму! – Вздыхает батюшка. – Ногу зимой сломал, но срослась кость, слава Богу, не обезножил.
Знаю, длинноват и извилист отсюда «крюк» до храма, где служил отец Сергий. На другом берегу храм и добраться до него можно только через мост, до которого ой как неблизко! С сомнением смотрю на поступь батюшки: с такой скоростью за полдня не дойти…
– А я как из дому на наш берег выйду – вот он, храм, прямо передо мной за рекою. Стою и молюсь каждое утро. Так и на ноги встал с Божией помощью!..
Вспомнилось: « Не стоит село без праведника…»***В нашем городе местные писатели собрались восстанавливать полуразрушенный храм. Создали общину, настоятель – тоже писатель. Всё, как говорится, было гладко на бумаге…
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело подается, тем более доброе. Богатенькие «буратино» – спонсоры толпой не набежали, а у иного писателя сейчас в кармане – вошь на аркане. Но все-таки старались, что могли – делали. У кого-то первоначальный запал пропал, и те потихонечку ушли в сторонку. Но остались те, немногие, но кому это действительно надо.
Перво-наперво богослужение в изувеченном до неузнаваемости храме было восстановлено; вместо иконостаса алтарь отделила простая занавеска. А снаружи и говорить нечего: стены ощерились карминно-красными выбоинами кирпича, на крыше березки растут.
Приход наш не забрал мир с местным предпринимателем. Бизнесмен держал в помещении обкорнанного, без куполов и колокольни, храма «Сытную лавку» и годами извлекал немалый барыш, гоня на продажу водку, мясо, сигареты. В отделение «Росреставрации», на чьем балансе числился храм, от лихого арендатора капала денежка, и все заинтересованные лица были довольны.
Хотя приходская община официально создана и зарегистрирована, в сам храм ходу нам нет: еще на целый год сохранялся у предпринимателя срок аренды. И в очередной церковный праздник бежал к нему «на прием» наш староста и просил униженно позволить отслужить молебен возле стены храма снаружи.
Но вот бизнесмен угодил однажды в «автопеределку», выпутался еле живым и, выздоровев, принес и вручил настоятелю ключи от храма:
– Магазин съехал! Забирайте помещение досрочно!..
Здание храма уцелело каким-то чудом посреди «дворянского гнезда» – обиталища бывших партийных и советских номенклатурщиков. Кто из них взирал на оживающий храм с молчаливым равнодушием, кто – с ехидной усмешечкой.
И все-таки народ в окрестностях стал называть храм «писательским», раз там обретались кудесники слова.Писателей общее дело восстановления храма объединяло. А были они – люди прежде разных воззрений на жизнь и православную веру, у каждого за плечами своя прожитая жизнь и свой творческий багаж. И кто-то уже давно сокровенно хранил в сердце веру в Бога, а кто, не смотря на приличный возраст и партийное прошлое, делал только первые шаги, задумываясь о вечном. Мне кажется, собрались в общину те, кто был верен не только литературным, но и православным традициям. «Модернисты» вряд ли бы тут прижились, как и раскольники в Церкви. Так что, на мой взгляд, нужно и полезно православным писателям объединяться.
Будем ждать от них и соответствующего взгляда на описываемую жизнь. И не только рассказов о батюшках, колокольном звоне и запахе ладана, но и повествований о простых христианах, о повседневной жизни, в которой присутствует Бог, а не безверие правит. И помнить следует, что даже в самом грязном и беспросветном бытии всегда есть солнечный луч православной веры. Надо только его увидеть и ощутить и, в нашем случае, еще и осмыслить и творчески, в слове, изобразить.Часто задают мне такие вопросы… Какое место православная художественная литература может занимать в жизни приходов? Может ли она нести миссионерскую составляющую? Что самое главное в творчестве православного писателя?
Место в жизни приходов такая литература, конечно, свое место займет. Опять же о миссионерстве… «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Не случайно сказано в Евангелии. О здоровом правильном человеке, вероятно, писать радостно и легко, чем опускаться до самого «дна», описывать его обитателей. Хотя, впрочем, нет. Труднее описать человека, выбирающегося с этого самого «дна», карабкающегося, обрывая ногти, в гору. Скатиться-то легко, усилий не надо. Об этом, во многом, и моя проза.
Но это о тех, кто «на краю». А и люди, живущие обычной повседневной жизнью, попадают порой в такие жуткие ситуации, что не знают, что делать и куда идти преклонить забубенную головушку. В храм, к Богу не все готовы: вспомним советское антирелигиозное воспитание. Но и если в руки терпящего бедствие попадает книга православного писателя и помогает ему в трудную минуту не отчаяться, сделать шаг к Богу – это, считаю, главное в творчестве такого писателя.На одном давнем литературном семинаре в Вологде мне прямо так и заявили московские руководители: «Больно Бог-то у Вас, батенька, суров!» Так Он и спрашивает за грехи и прегрешения сполна. Конечно, легче представить Его этаким добродушным бородатым старичком, сидящим на облаке. И раз в году, забежав мимоходом в храм, поставить свечку и, начитавшись всяких околоправославных книжек – сейчас их выходит пруд пруди, ощутить себя этаким всезнающим христианином и начинать поучать священников, как надо служить в церкви, а уж пишущего священнослужителя и подавно поучать, как надо писать.
Задают мне иногда и такой вопрос: прочтут ли прототипы моих героев мои произведения?.. Так они почти все входят в так называемую «группу риска», где долго не живут, а уж тем более по библиотекам не ходят. Но... среди падающих и падших и готовых упасть всегда есть человек, пусть и балансирующий на грани, но ищущий путь к Богу, хватающийся за это, как утопающий за последнюю соломинку. Вот для таких людей и моя проза. Поможет кому-то, буду счастлив.***Барак-времянка, срубленный из бруса, загорелся, когда настоятель пустыньки с немногими трудниками были в храме на вечерней службе. Хватились поздно – полыхало костром, что и тушить уже нечего. И трапезная и ночлежка сгорели разом из-за неисправной печи.
Трудники погоревали-посетовали, но не ночевать же под открытым небом: разбрелись восвояси до лучших времен, пока новое пристанище построить удастся. Остался один настоятель иеромонах Александр. При храме. И денно и нощно. Сам – в чем только душа держится, но зато дух силён!
Слава Богу, что сам храм уцелел от богоборческих времен. Монастырскую кирпичную ограду колхозники когда-то разобрали на коровник; братский корпус с провалившейся крышей угрюмо чернел провалами окон. Помещение же храма трудники подремонтировали, подготовили для богослужения.
Заезжали в святое место паломники. Однажды прибыл целый автобус со школьниками. Детдомовцы: доброму слову рады, но и за словом в карман не полезут. Отец Александр увлеченно рассказывал им о Христе, когда один из школьников перебил вопросом:
– А вы сами-то Бога видели?
– Он Сам ко мне пришел и позвал за Собой! – ответил иеромонах. – Я ведь спортсмен, физкультурник тот еще был. А после травмы простым физруком пришлось работать. Ни семьи, один. И раз услышал то ли в полусне, то ли в полуяви: « Иди-ка ты, раб Божий, в монастырь!». Собрался и пошел пешим с одного края епархии на другой – единственный монастырь тогда открыт был. Пока добирался, обувка развалилась. Шофера с попуток предлагали подвезти – нет, своим ходом доберусь!.. А в обители – послушания, потом – постриг. И вот Господней волей пустыньку здешнюю восстанавливать я направлен!
– Как вы тут один будете жить? – руководитель ребятишек, немолодая женщина, перевела зябко взгляд на обгоревший остов «времянки». – Зима скоро.
– Из храма куда я пойду? – улыбнулся светло отец Александр. – Со Христом здесь и буду!Праведники? Да, праведники. И приходской батюшка в «глубинке» и иеромонах и бабушка-богомолка. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» (преп. Серафим Саровский).
Вот и нашим писателям надо быть вместе со Христом, и тогда всё преодолимо.