Только вместе с Россией!

0
44
Время на чтение 17 минут

Источник: Вместе с Россией

 

Часть1. О «вомбатах» и тех, кого раздражает наше единство

Говоря в своей предыдущей статье об итогах выборов президента Республики Беларусь 26 января 2025 года, я кратко сформулировал свои мысли по этому поводу уже в самом названии -  «Убедительная победа Александра Лукашенко и его курса на союз с Россией! Но пока выиграна лишь битва, а не война за нашу свободу и независимость!» и, соответственно, обещал вернуться в следующей публикации к вопросу, почему сама война пока не выиграна и чего уж нам точно не нужно, так это самоуспокоенности. Что и делаю.

2020 год, как серьёзное предупреждение

Сейчас в оценках прошедших в 2020 году событий, превалирует официальная позиция о том, что тогда все произошло благодаря активному вмешательству из-за рубежа, но белорусы поначалу растерялись, но затем всё осознали, поняли, сплотились вокруг национального лидера, что и подтвердилось триумфом Александра Лукашенко на выборах в 2025 году.

Думаю, что это очень упрощённая трактовка, где не уделяется внимание сути произошедшего – фактически в 2020 году на улицы выплеснулось то, что десятилетиями взращивалось в тени нашего белорусского государства.

Безусловно, основную роль играли страны коллективного Запада, которые активно создавали у нас антигосударственные «независимые» СМИ, политические партии, общественные структуры, уделяя активное внимание как прямым проектам, направленным на разрыв союзных отношений с Россией, привод к власти прозападной бело-красно-белой оппозиции, увод Белоруссии в сторону Европы, так и непрямым, где под видом разных исторических и реконструкторских клубов, агроусадьб с псевдонациональным и псевдоисторическим колоритом, бойцовских клубов, объединений футбольных фанатов и многого другого (перечислять можно долго) из года в год формировалась та самая «пятая колонна», которая широкой рекой вышла с протестами на улицы в 2020 году, пытаясь с наскока захватить власть по образу и подобию украинского майдана.

Официальные общественные структуры тогда не смогли ничего противопоставить улице. Фактически ситуацию удалось взять под контроль благодаря трём ключевым моментам – личной воле и харизме Александра Лукашенко, стойкости и верности силовиков и недвусмысленной поддержке России и Владимира Путина, когда стало ясно, что Россия жестко отреагирует на попытки силового захвата власти в Белоруссии и украинского майдана не выйдет по определению. Уже после этого «Белая Русь», БРСМ, БСЖ и некоторые другие общественные прогосударственные организации наконец-то начали приходить в себя и смогли организовать по стране ряд массовых митингов в поддержку Александра Лукашенко и государственного курса. На одном из таких митингов был в Витебске и я. В основном это было среднее и старшее поколение из тех, кто помнил тяжёлые 90-е и то, как вставала с колен наша Республика Беларусь под руководством Александра Лукашенко. А вот с молодёжью были проблемы – и как увести их с улиц была первостепенной. Безусловно, это было явным свидетельством того, что именно в части работы с молодёжью у нас проблемы, и проблемы большие.

Конечно, наложились тут и проблемы тунеядства и антиковидных мер, что лишь усугубило ситуацию, хотя и не было основными причинами беспорядков 2020-го.

Но упускается и другой важный момент – проблемы во взаимоотношениях с Россией. Разного рода газовые, нефтяные, мясомолочные споры, активное и упорное декларирование некоей абстрактной многовекторности при формальном строительстве Союзного государства, поиск места белорусского государства в качестве мало понятного людям «геополитического моста» между Европой и Россией, свой «особый» взгляд на российско-украинские отношения, показательное дистанцирование от георгиевской ленточки и многое другое. Люди задавали сами себе простой вопрос – так Россия нам друг и ближайший союзник или так, один из берегов «геополитического моста» и ситуационный ведущий экономический партнёр?

Именно поэтому протесты 2020 года стали серьёзным предупреждением и белорусским властям, и всему белорусскому обществу о том, что бесконтрольная деятельность в стране прозападных структур и ставшие нормой «блуждания в трёх соснах многовекторности» могут закончиться весьма печально. Ведь молодёжь, вышедшая громить улицы, воспитывалась предыдущие десятилетия с одной стороны на явной русофобии захваченного под полный контроль бело-красно-белыми Интернета, а с другой – на невнятности многовекторности.


Союз с Россией или многовекторность?

В самом понятии многовекторности нет ничего плохого. В мире есть разные континенты, цивилизации, множество стран, экономических и военных блоков. Вполне очевидно, что любое нормальное государство (и Республика Беларусь не может быть тут исключением) стремится выстраивать дружеские или как минимум нормальные и уважительные отношения с другими странами, чтобы сотрудничать и торговать. Белорусская экономика является экспортоориентированной и для нас такая многовекторность, обеспечивающая торговлю и сотрудничество, чрезвычайно важна и её можно только приветствовать.

Однако само понятие «многовекторности» до 2020 года в его официальных трактовках вызывало вопросы – так и сквозило, что эта самая «многовекторность» скорее способ напомнить, что «кроме России есть и другие страны». Между тем при всём понятном желании выстраивать конструктивные отношения «со всеми» именно Россия – наш ближайший союзник, мы с Россией участники Союзного государства. А далее идут ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, СНГ и иные международные образования, которые имеют свою специфику и которые всё же различаются по степени приоритетности для нашей страны. Поэтому говоря о многовекторности, и до 2020 года и в особенности сейчас нужно помнить самим и напоминать людям, что Союзное государство с Россией – наш безусловный внешнеполитический приоритет. Это касается и России.

 

«Вомбаты» и «пророссийские блогеры»

Когда все просчёты, приведшие к плачевным собатиям 2020 года стали очевидными если не для всех, то для очень многих, в сети Интернет активизировались различные люди, которые стали активно обращать внимание на те или иные русофобские выходки, а также сомнительные с точки зрения российско-белорусской интеграции и строительства Союзного государства действия. Эти люди – просто неравнодушные граждане, имеющие активную гражданскую позицию и «пророссийские» ли они или «не пророссийские», это всё очень условно. В любом случае эти люди видят многие проявления, ранее в большей степени характерные для националистической бело-красно-белой публики, а сейчас, после её разгрома, частично проникающие уже в среду якобы «прогосударственных» блогеров и различного рода информационных групп.

Понятно, что так называемые «пророссийские» блогеры порой могут высказывать крайние, избыточно критиканские и противоречивые оценки. Удивляет и настораживает здесь другое. Ну, голословные призывы таких блогеров «наказать», «привлечь за разжигание», а также оскорбления в их адрес можно было бы списать на недостаточную культуру таких «праведно призывающих» и «обеспокоенных защитой суверенитета», однако очень смущает то, что порой прорывается. В частности людей, призывающих к более тесному союзу с Россией, выступающих за сохранение позиций русского языка в топонимике вдруг как по команде стали называть оскорбительным словом «вомбаты».

Помню, как на белорусском ТВ даже была телепередача, где про этих самых «вомбатов» говорил ведущий со своими гостями с какими-то не очень порядочными ухмылками и ужимками, в силу чего я так и не понял, кто по мнению этого ведущего «вомбаты» - это те, кто «очерняет и клевещет» в частности или же сторонники тесной интеграции с Россией вообще?! Вомбаты – это сумчатые австралийские травоядные. Безобидные зверьки, которые общаются голосовыми сигналами, как и многие другие животные. Так вот, по мнению ряда «особо продвинутых» белорусских деятелей, «вомбаты вечно визжат» и это, дескать, очень подходит в качестве характеристики для «пророссийских» блогеров и вообще тех, кто указывает на недостатки в российско-белорусской интеграции.

Сравнение, как и сам штамп, очень некрасивое, хотя и показательное. Во-первых, «визжат» у нас куда чаще и куда громче про то, что мы «не Россия» и про то, что у нас «всё своё особенное», да так громко, что этих самых несчастных «вомбатов» не слышно и не видно. А во-вторых, как-то некрасиво, когда в «вомбаты» записывают сторонников укрепления связей с нашим ближайшим союзником Россией, к каковым относится большинство белорусов. Назвать людей, которые пусть и ошибаются или излишне категоричны в суждениях, но призывают к укреплению российско-белорусской интеграции «вомбатами» могут только противники этой самой интеграции – у человека, которому дорог союз России и Белоруссии, язык не повернётся так сказать даже в отношении явно ошибающихся активистов и блогеров. Радостно используют слово «вомбаты» только противники российско-белорусской интеграции, которые никуда не делись после 2020 года, но сейчас активно продолжают свои «многовекторные поиски» уже под маской «укрепления национального суверенитета».


Русский и белорусский – родные языки белорусов

Отсюда и новая волна в Интернете перлов и высказываний, ранее характерных только для бело-красно-белой националистической русофобской тусовки, которые теперь можно запросто встретить на различных якобы «прогосударственных ресурсах». Так, недавно довелось прочесть откровения о том, что как ни у поляков не получилось ополячить белорусов, так и у русских не получится нас русифицировать. Дескать, мы не Польша и не Россия, а Беларусь. Ну и совсем уже диковатые высказывания вроде того, что те белорусы, которые считают русский язык родным, не белорусы совсем, пусть даже они белорусы по паспорту и мнение их можно не учитывать. Осталось только лишить избирательного права…

Начнём с вопроса языка. Из него далее вытекает и момент некорректного сравнения якобы равных и схожих отношений белорусов как с русскими, так и с поляками.

Завтра 21 февраля – день родного языка. Моим родным языком является русский. Моя мама – украинка, отец – белорус, а я человек русской культуры, русский писатель. Я свободно владею белорусским языком, даже имею победы в литературных конкурсах за произведения на белорусском языке, говорю, пишу, но всё же родным языком для меня является именно русский. Только для меня и я не белорус? Тогда может быть и Александр Лукашенко не белорус – он практически всегда говорит на русском языке, который для нашего президента, очевидно, является родным, хотя и белорусским он владеет. Порой, читая наших «ультрапатриотов белорущины», складывается впечатление, что они живут в некой параллельной реальности. Языковый вопрос у нас давно закрыт. Выйдите на улицы наших городов, послушайте, как говорят люди на рынках, остановках, на работе. Всюду звучит русская речь. Русский язык – не просто государственный, он родной и основной практически для всех белорусов за редким, единичным исключением. И белорусский - родной, но менее распространённый, тоже государственный, язык местного своеобразия, хранящий наши многие культурные ценности.

Никакой дополнительной белорусизации, а тем более «позитивной дискриминации» не нужно, потому что эти два наших родных языка всегда идут рядом. И в школе программа обучения позволяет полностью овладеть белорусским языком и культурой – у меня была прекрасная учительница, и школьных навыков мне с избытком хватило для использования белорусского языка в жизни.

Так они и должны идти – вместе, рука об руку, так и следует поступать, когда русское и белорусское слово рядом, а никак не пытаться противопоставлять белорусский язык русскому, усугубляя ситуацию сочинением и внедрением какой-то абракадабры на поспешно сконструированной и непонятной белорусам «латинице».

На эту тему прекрасно сказал белорусский президент Александр Лукашенко: «Замечаю, опять пошла эта языковая волна. Я же вас просил: не поднимайте эти вопросы вообще! Он закрыт в Беларуси. У нас два государственных языка — русский и белорусский. Не украинский, не российский, русский! Понимаете, русский. Это наше общее достояние. Люди наши вместе воевали, гибли. Если кто-то хочет потерять разум — он потеряет русский язык. Если хочет потерять сердце — потеряет белорусский язык. Что вы хотите потерять? Разум или сердце?».

Здесь ни добавить и ни убавить, но вот сохраняют же живучесть те, кто призывает делить белорусов по языковому принципу, да еще лишать их прав. Откуда эти люди? Не нужно гадать – ровно из тех же кругов, откуда вышли бело-красно-белые змагары. И если не реагировать на такие выпады, то медленно будет готовится новое русофобское поколение желающих выйти на улицы и захватить власть.

 

Часть 2

Об общей Победе, георгиевской ленте и хуторском мышлении

Поляки всё время хотели сделать нас поляками, а русские - русскими?

Это посыл, берущий своё начало ещё со времён польских мятежей XIX века, когда он активно использовался при попытках настроить белорусское крестьянство против центральной российской власти, активно реанимируется и сейчас.

Его главный смысл прост, а потому и используется в качестве лозунга – во время польского владычества, когда белорусы жили в составе Речи Посполитой, поляки всё время пытались нас ополячить, навязать польский язык, но у них в итоге этого не получилось. Затем, уже в период Российской империи и Советского союза нас пытались русифицировать русские и тоже лишить своего, белорусского пути развития. Но белорусы всё это преодолели и сейчас строят своё независимое государство, развивают белорусский язык и не позволят ни полякам, ни русским себя ассимилировать.

Данный посыл, абсолютно далёкий от реальности, формально уравнивает польский и русский вектор воздействия на Белоруссию и, изображая некую равноудалённость от Варшавы и Москвы, якобы свидетельствует о росте национального самосознания белорусов, желающих жить по своим законам и представлениям.

Итак, почему же он далёк от реальности? Прежде всего, потому, что поляки – действительно близкий нам народ, представители западных славян. Польские обычаи, язык относительно близки и понятны белорусам в сравнении, например, с испанскими или французскими. Часть белорусов, исповедующих католицизм, ощущают близость с поляками в религиозной сфере. Однако ни у кого на сегодня не возникает сомнения в том, что поляки и белорусы – народы хоть и близкие, но серьёзно различающиеся друг от друга.

Обычаи русских, русский язык, русская культура не просто близки белорусам, но фактически белорусы живут в этой системе русских ценностей, а различия между русскими и белорусами минимальны. В довершении ко всему русская православная церковь является общей как для русских, так и для подавляющего большинства белорусов.

Таким образом, если белорусы и поляки по обе стороны границы существенно различаются и разница видна и слышна любому путешественнику, то между русскими и белорусами, несмотря на наличие границы, различия минимальны и сложно уловимы.

В историческом плане предки нынешних белорусов составляли с предками нынешних русских и украинцев единый конгломерат русских (восточнославянских) племён, образовавших Киевскую Русь. В этом смысле, как ни пытаются наши историки искать какие-то «различия», древние Полоцкое, Турово-Пинское и прочие княжества были типичными русскими княжествами Руси – такими же, как Галицкое, Киевское, Смоленское или Рязанское. Никакой общности подобного плана с поляками у белорусов никогда не было и не могло быть.

После разгрома Руси в результате монгольского нашествия, восточная часть русских земель попала в вассальную зависимость от Золотой орды, а западная оказалась в составе Великого княжества Литовского и Русского. Впоследствии Великое княжество Московское обрело независимость, разрослось до Русского царства, а затем и до Российской империи. Великое княжество Литовское и Русское попало в зависимость от Польши в составе Речи Посполитой и на протяжении веков белорусы испытывали тройной гнёт – сословный со стороны шляхты, религиозный со стороны католицизма и национальный в части многочисленных попыток полонизации образования и всех сфер жизни.

Всё это заметно ослабело, но не прекратилось полностью, после воссоединения белорусских земель с Российской империей в результате трёх разделов Речи Посполитой.

За всю длительную историю взаимоотношений России и Польши не было ни единого выступления белорусов против России – все такие мятежи, в том числе и мятеж 1863-1864 годов, где активно проявил себя Калиновский, были польскими, направленными на восстановление польской государственности.

Соответственно, когда после революции и гражданской войны Западная Белоруссия была вновь временно оккупирована Польшей, там развернулось мощное партизанское, а затем, после его разгрома, подпольное движение белорусов за избавление от польской оккупации, воссоединение двух частей белорусского народа в рамках Белорусской ССР и, что сейчас часто забывают, за воссоединение с русским народом в рамках СССР.

Уже после войны не было массового сопротивления белорусов советской власти, как это было на примере прятавшихся в лесах шаек бандеровцев на Западной Украине или «лесных братьев» в Прибалтике. И не было его потому, что СССР и русский народ для белорусов были своими.

Не просто так строилось и Союзное государство России и Белоруссии – помимо сугубо экономических и военных аспектов важнейшей причиной его создания стало этническое, культурное и религиозное единство русских и белорусов. Ничего подобного в отношении Польши белорусами даже не рассматривалось.

У белорусов с русскими один общий русский язык, с поляками языки разные. Белорусы воспринимают русскую культуру (литературу, песни, кинематограф и многое другое) как свои, чего нет в отношении польских составляющих. Большинство белорусов православные, как и русские, а большинство поляков – католики. Для белорусов история России, СССР воспринимается в качестве собственной, родной, чего нельзя сказать о восприятии белорусами польской истории. Белоруссия с Россией – части Союзного государства. Польша – часть недружественных образований – НАТО и ЕС.

Таким образом, ставить на один уровень взаимоотношения русских и белорусов и поляков и белорусов совершенно неоправданно. Выбор белорусами единства с русскими не является «русификацией», а объясняется историческими, этноконфессиональными и цивилизационными причинами. Тот, кто пытается провести параллели о том, что «белорусы не позволят себя полонизировать полякам и русифицировать русским» намеренно искажают действительность, искусственно преувеличивают связь белорусов с поляками и, что важнее, преуменьшают связь белорусов и русских. Соответственно, такие высказывания и тем более действия в этом направлении являются чётким маркером русофобии и противодействия российско-белорусской интеграции.


80-летие Победы. О георгиевской ленте и Бессмертном полке

9 мая 2024 года мне после некоторого перерыва, вызванного эпидемией ковида и разными подходами в организации празднования Дня Победы в России и Белоруссии, пришлось заниматься координацией подготовки шествия «Бессмертный полк» по всей Республике Беларусь. В целом, хоть и не без некоторых проблем, всё прошло на хорошем уровне, за что нужно отдельно поблагодарить и дипломатов Посольства России, принявших активное участие в шествии, и белорусские власти. Само шествие прошло в виде, как правило, отдельных коробок «Бессмертного полка» в строю общегородских колонн «Беларусь помнит». Где-то участники «Бессмертного полка» были рассредоточены по всей колонне шествия, где-то, как в Минске, где городского шествия «Беларусь помнит» не было, прошли своими маршрутами. Дополнительную проблему создавали и отдельные самоназначенные «штатные вожди полка», которые порой излишне препирались с властями при обсуждении малозначимых деталей во время подготовки и проведения самого шествия.

В целом же в Республике Беларусь 9 мая – всегда огромный общенациональный праздник – шествия, концерты, салюты… Всё это проходит в рамках масштабной общенациональной акции «Беларусь помнит».

Сложность в том, что в Республике Беларусь задолго до появления «Бессмертного полка» устоялась своя традиция празднования 9 мая и как белорусский президент, так и власти по пирамиде вниз несколько настороженно восприняли идею проведения «Бессмертного полка» как некой альтернативы, некоего «российского варианта» празднования, который претендовал на замену существующего белорусского.

Дополнительной проблемой стало использование в России и других странах во время проведения «Бессмертного полка» георгиевской ленты, как символа Победы.

До 2014 года георгиевская лента была в свободном хождении в Республике Беларусь и её рядом или, чередуя с национальной красно-зелёной, носили все подряд, кроме разве что бело-красно-белых русофобов. Но с 2014 года постепенно начался процесс ползучего вытеснения георгиевской ленты – её «не рекомендовали использовать», старательно убирали с уличных плакатов, открыток, стендов, даже с наград. Георгиевская лента присутствовала на юбилейных наградах, посвящённых освобождению Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, потом на более поздних исчезла.

В Республике Беларусь существует своя лента – красно-зелёная, цветов государственного флага. Красивая лента, более чем уместная, содержащая красный цвет – цвет знамени Победы. С ней часто используется цветок яблони – как символ весны и той же майской Победы над фашистами. Но есть ведь и объединяющая нас георгиевская или гвардейская лента. Эта лента берёт свои истоки ещё в дореволюционной России, всем хорошо известны георгиевские кресты. Традиция была продолжена и в СССР, на орденах Славы и медалях «За Победу над Германией» и других, активно использовалась ветеранами и действующими военными в период СССР, да и до 2014 года – в самой Республике Беларусь.

Что же случилось потом? Потом был незаконный захват власти бандеровцами в Киеве в 2014 году и Донбасс, вставший на защиту наших общих (а не только своих) ценностей избрал в качестве символа борьбы с киевской хунтой георгиевские ленты.

Кого это могло напугать у нас? Русофобов и ненавистников союза с Россией – вероятно, они поставили себя на место «героев майдана», и георгиевская лента стала для таких напоминанием об опасности ответа на их русофобию. Понятна и логика подобного типа ряда руководителей стран СНГ, где «балансирование» во взаимоотношениях с Россией и другими центрами сил имеет, мягко говоря, свою «специфику».

Но у нас в Белоруссии это порождает серьёзную проблему. У нас общее цивилизационное и информационное пространство. Мы – части Союзного государства. Нельзя в наших условиях сделать так, чтобы в России георгиевская лента была символом Победы и борьбы с нацизмом, а у нас была «своя лента», а георгиевская «не наша». А почему «не наша»? Масса людей в Белоруссии даже сейчас надевает на 9 мая, прикрепляет на машины, сумочки и одежду как красно-зелёные, так и георгиевские ленты. Они обе – «наши». И самое глупое и ошибочное, что можно было сделать, это породить некое противопоставление красно-зелёной и георгиевской лент. Некоторые и вовсе готовы надеть георгиевскую ленту на 9 мая «назло вместо красно-зелёной», а другие – «назло красно-зелёную вместо чужой георгиевской». Не думаю, что вот это вот «назло» было главным смыслом споров вокруг лент, но в итоге вместо консолидации общества на ровном месте создана проблема. Если полагали, что так это повысит симпатии проевропейски настроенной молодёжи к властям, то это полная глупость – в 2020 году мятежники под бело-красно-белым флагом показали всю свою «симпатию» и «конструктивность». А вот среди большинства пророссийски настроенных белорусов вся эта история вокруг лент вызывала и вызывает лишь недоумение.

По сути белорусская красно-зелёная национальная лента должна активно использоваться вместе с георгиевской, а никак не вместо ради некоей искусственной конкуренции. К тому же георгиевская или гвардейская лента (небольшое различие цветов в них – это детали и не более чем тема для словесной эквилибристики) – это и белорусская лента, а не только российская. В том числе это часть наших военных и юбилейных наград до 2014 года.

Можно, конечно, строить некий «равноудалённый многовекторный суверенный хутор», но это призрачная цель – Республика Беларусь, отдаляясь от России даже в малом, будет постепенно дрейфовать в сторону иных центров сил (в нашем случае – Европы). Особенно чувствительная к этому молодёжь, что и показал 2020 год.

Да, мы – суверенная независимая страна, но наш белорусский народ давно определился «между Польшей и Россией» - мы выбрали Союзное государство и российско-белорусскую интеграцию. Да, в этом Союзном государстве мы должны отстаивать наши, белорусские интересы, сохранять свою самобытность, культуру. Но и городить проблемы там, где их могло не быть, не стоит. Уверен, что георгиевская и красно-зелёная лента (с яблоневым цветом или без него) должны быть рядом вместе на всех памятных мероприятиях, а коробки «Бессмертного полка» - стать частью большой национальной акции «Беларусь помнит». У нас одна Победа, общая, а не отдельная, национальная. Белорусская ССР проявила чудеса героизма, ответив общенародным партизанским движением против немецко-фашистских оккупантов в годы войны, понесла колоссальные жертвы. Но Победа и избавление от коричневой чумы пришли вместе с Красной Армией, ядро которой составлял русский солдат. В рядах Красной Армии воевали миллионы украинцев, белорусов, других национальностей. Это наша общая Победа!

Нужно помнить об этом. Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года.

Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Геращенко
Все статьи Андрей Геращенко
Последние комментарии
«Перемирие – это несерьёзно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.03.2025 08:37
Праздник русских женщин
Новый комментарий от Бармалей
12.03.2025 08:37
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от учитель
12.03.2025 08:34
«Нам нужны игрушки, которые воспитывают детей в наших традициях»
Новый комментарий от Александр Волков
12.03.2025 08:26
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
12.03.2025 08:00
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Новый комментарий от учитель
12.03.2025 04:37
Разве ислам женская религия?
Новый комментарий от Elenaelena
12.03.2025 00:06